«Развитие речи детей 4 – 5 лет»
консультация по логопедии

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, что бы она была развита своевременно и правильно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_1.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей 4 – 5 лет»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, что бы она была развита своевременно и правильно.

Каковы же особенности речи детей пятого года жизни:

Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства). Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка

летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т.д. Учим подбирать признаки:

Какой? Какая? Какое? «Что это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная,

теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем,

если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову. В этом

возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным

значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот».

Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот. «Посмотри на улице

снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т.п.) В развивающей среде

наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т.п.

Вы показываете картинку, ребенок находит и называет с противоположным

значением. Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь»,

«Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о

детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками

и т.д. Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается

со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем? Внимание детей

привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов; и т.п.

Формирование грамматического строя речи. Что же это такое? Упражняем

детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе

говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у

Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)». Эти упражнения вызывают

затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш –

карандаши), но и само слово (ухо – уши). Учим образовывать форму

родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с

предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок.

На столе коробка без карандашей. Упражняем в согласовании прилагательных с

существительными (в роде , числе). «У нас все синее – небо, платье; лента

(синяя); карандаш (синий); цветы (синие)». Согласование числительных с

существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от

1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)». Например, дидактическая игра

«Петух». «Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у

петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один?

(один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)». Учим пользоваться

глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть).

«Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят

посмотреть книгу». «Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания

при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем

волшебные слова (пожалуйста, спасибо). Упражняем в употреблении

притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы,

про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно,

мои игрушки. Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над,

между, перед). Упражняем в образовании существительных при помощи

уменьшительно-ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать

ласково всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка. Учим

образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где

выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)

Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи

– кожаная; варенье из клубники – клубничное). Учим составлять из слов

словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?»

Предлагаем составить предложения со словом «моет». «Мама моет посуду. Что

еще моет мама?»

Один из компонентов устной речи – развитие и совершенствование

звуковой культуры речи. Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать

фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется

голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) –

нога?); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.

Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место

по работе развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными

навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение

со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить

необходимую информацию.

У детей часто выявляются такие недостатки в речи, как:

-связные высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо

ребенку;

-фрагменты высказываний логически не связаны между собой.

Для исправления этих недостатков необходимо:

 развивать связную речь детей;

 научить фантазировать, придумывать и

пересказывать сказки и рассказы;

 познакомить с простыми приемами

запоминания;

 развивать логическое мышление;

 уметь формулировать свою мысль;

 уметь понимать речь окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...