Употребление наречий
консультация по логопедии

Кузнецова Юлия Александровна

Учить образовывать и употреблять слова, отвечающие на вопрос «Как?», понимать значения вопроса «Как?», образовывать наречия от прилагательных, составление предложений по картинкам; составление рассказа; развитие зрительного восприятия, внимания, памяти и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_narechiy_konspekt.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект  учителя-логопеда Кузнецовой Ю.А. логопедического занятия в подготовительной к школе группе с тяжелым недоразвитием речи по теме «Употребление наречий"

Цель: Учить образовывать и употреблять слова, отвечающие на вопрос «Как?», понимать значения вопроса «Как?», образовывать наречия от прилагательных, составление предложений по картинкам; составление рассказа; развитие зрительного восприятия, внимания, памяти и мышления.

I. Организационный момент:
«Сядет тот, кто повторит 3 слова:

1) быстро, чисто, аккуратно;

2) дружно, весело, интересно;

3) звонко, громко, медленно;

4) уютно, красиво, чисто;

5) осторожно, внимательно, аккуратно;

6) высоко, низко, близко;

7) холодно, ярко, тепло;

 8) грустно, весело, быстро;

9) быстро, медленно, осторожно;

10) вкусно, питательно, разнообразно;

11) красиво, четко, правильно.
II. Постановка цели: Будем выполнять разные действия и отвечать но вопрос: «Как?».
1)    Вова, подмети пол чисто. Как Вова подметает пол? (дети: «Вова подметает пол чисто»)
2)    Леша, построй красиво дом. Как Леша строит дом?
(ребенок: «Леша строит дом красиво»)
3)    Дима, убери быстро кубики. Как Дима убирает кубики?
(вызванный ребенок: «Дима убирает кубики быстро»)
4)    Полина, подбрось мяч высоко. Как Полина подбросила мяч?
(ребенок: «Полина подбросила мяч высоко»)
III. Образование наречий от прилагательных: «А сейчас будем отвечать на вопрос «Как?» одним словом. Запомните, ваше слово должно заканчиваться звуком «О»».
— Послушайте, как я скажу: «Девочка нарисовала красивый зонт. Как девочка нарисовала зонт?»
— Красиво.
— «Аккуратный мальчик. Как он выполняет работу?»
(ребенок: «Аккуратно»)
— Что нужно делать аккуратно? (аккуратно убирать, рисовать, мыть, стирать и т.д.)
— Громкий разговор. Как дети разговаривают?
(ребенок: «Громко»)
— Что можно делать громко? (громко стучать, играть, петь)
— Осторожная лиса. Как она крадется?
(ребенок: «Осторожно»)
— Что нужно делать осторожно? (переходить, ехать, ходить, нести)

— Веселая песня. Как она поется?

(ребенок: «Весело»)

— Что можно делать весело? (чирикать, играть, петь, лаять)

— Яркое солнце. Как светит?

(ребенок: «Ярко»)

— Холодный день. Как на улице?

(ребенок: «Холодно»)

IV. Составление предложений по картинкам: «А сейчас мы составим предложения по картинкам. Кто правильно ответит, получит кружок. Я разделю вас на 2 команды.

— Как дети играют?

(ребенок: «Дети играют дружно»)

— Как еще играют? («интересно»)

— Как дети делают упражнения? («четко»)

— Как дети делают упражнения? («красиво»)

 («быстро»)

 («правильно»)

— Как дети поют песню?

(ребенок: «Дети поют песню звонко»)

— Как еще поют?

 («громко»)

 («весело»)

 («протяжно»)

 («грустно»)

 («медленно»)

— Как повар готовит обед?

(ребенок: «Повар готовит обед вкусно»)

— Как еще готовит?

 («питательно»)

 («разнообразно»)

V.Игровое упражнение «Дополни предложение».

— А сейчас мы поиграем в игру «Дополни предложение». Я придумаю предложения из двух слов, например: «Самолет летит».

Вы повторите мое предложение и добавьте свое, третье слово: «Самолет летит высоко»

— Лиса крадется. (Лиса крадется осторожно)

— Дети играют. (Дети играют дружно)

— Машина едет. (Машина едет быстро)

— Собака лает. (Собака лает громко)

— Солнце греет. (Солнце греет жарко)

— Соловей поет. (Соловей поет звонко)

VI. Самостоятельное составление предложений по картинкам.

— Послушайте следующее задание. Надо достать картинки из конверта, составить предложения и сказать, как дети и взрослые выполняют свои действия.

Дети составляют:

Дворник подметает чисто улицу.

Школьник аккуратно пишет буквы.

Бабушка обильно поливает цветы.

VII. Физминутка.

Рано утром на полянке

Веселятся две мартышки

Правой ножкой: топ, топ!

Левой ножкой: топ, топ!

Руки вниз, руки вверх!

Кто поднимет выше всех?

VIII. Игровое упражнение «Кто как передвигается».

— Запомните, какие движения вы будете выполнять (имитация движения зверей).

Волк (дети бегут)

Лиса (дети крадутся)

Заяц (дети прыгают)

Медведь (дети идут)

IX. Логопед обращается к детям:

— Вы правильно выполняли движения. Один мальчик на прогулке показал как прыгает белочка. Он прыгал по-беличьи.

— Как волк бежал? (по-волчьи)

— Как лиса кралась? (по-лисьи)

— Как заяц прыгал? (по-заячьи)

— Как медведь шел? (по-медвежьи)

X. Составление рассказа по заданному плану.

— Мне сегодня позвонил Незнайка. Он хочет узнать как вы живете, трудитесь в детском саду. Давайте ему напишем письмо. Я уже приготовила конверт с фотографиями.

— С каких слов начинается письмо?

(дети: «Здравствуй, Незнайка!»)

— Расскажите, как вы живете в детском саду? (ставится фотография)

(дети: «Мы живем, дружно, весело, интересно»)

— Давайте подумаем, что можно рассказать про нашу группу? Как в нашей группе? (ставится фотография)

(дети: «В нашей группе красиво, светло, уютно»)

— Когда приходят дежурные, что они делают?

(дети: «Дежурные приходят рано. Они аккуратно и красиво накрывают столы»)

— Как они помогают няне? (фотографии)

(дети: «Дежурные быстро собирают посуду, аккуратно подметают крошки, чисто вытирают столы»)

— Как вы слушаете воспитателя, логопеда на занятиях?

(дети: «На занятиях мы слушаем внимательно»)

— Почему?

(дети: «Потому что скоро мы пойдем в школу»)

— Послушайте, какое письмо мы можем написать (зачитывается письмо)

— Какими словами мы должны закончить письмо? Кто хочет сам составить письмо Незнайке? (вызванные дети составляют рассказ)

— Незнайка любит трудиться,  но у него не все получается. Расскажите еще как вы дежурите?

XI. Итог: На какой вопрос мы учились отвечать?

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности  для детей с ЗПР по подготовке к обучению грамоте на тему: «Мы на станцию придём – много нового найдём».

Подготовила: Учитель- логопед Кузнецова Ю.А.

Цель: Закрепление знаний изученных гласных букв А, О, У, И, Ы, Э.

Задачи:- Уточнить и закрепить знание гласных букв.

- Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.

- Упражнять в употреблении существительных во множественном числе родительного падежа.

- Развивать словесно-логическое мышление.

- Развивать тактильные ощущения.

-Развивать  общую и мелкую моторику.

- Воспитывать чувство коллективизма, желание помогать  друг другу.

- Формировать доброжелательные отношения между детьми.

Материалы и оборудование:

Гласные буквы А, О, У,И, Ы,Э, индивидуальные карточки с заданиями, песок, коктейльные трубочки, зёрна фасоли, кофейные зёрна, пробки, пуговицы, карандаши, счётные палочки.

Содержание этапов занятия.

  1. Организационный момент.

Дети, шагая, повторяют за логопедом , одновременно загибая по одному пальчику на каждой руке в кулачок.

1, 2, 3, 4, 5 – гласные сегодня будем повторять.

Логопед:: (звучит музыка «паровозик из Ромашкова»)

«Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по станциям, на которых нас ждёт много нового и интересного. И так мы отправляемся…..»

  1. 1 -  станция «Музыкальная»

Логопед вместе с детьми подходит к магнитной доске и просит повторить правило:

Звуки мы слышим и произносим,

А буквы мы видим и пишем!

На магнитной доске расположены гласные буквы. Логопед  просит каждого ребёнка назвать гласные и пропеть их, длительно протягивая голосом.

-Какой звук первый? Второй? Третий?  т.д.

Проводится звуко-буквенный  анализ и синтез прочитанных сочетаний.

-Молодцы, отправляемся дальше. Следующая станция «Лесная».

2 – я станция «Лесная»

- Ребята, чего много в лесу? (деревьев, грибов, цветов, желудей, листьев  и т.д).Дефектолог побивается полных развернутых ответов от детей.

- В лесу много деревьев. В лесу много грибов. В лесу много желудей.

- А в нашем лесу есть много гласных букв. но подул ветер, они  разлетелись по всему лесу и спрятались под листочки. Давайте  с вами найдем и назовём все гласные буквы.

Дети называют отгаданные буквы, складывая их на пенёк под деревом.

Далее логопед  предлагает назвать слова с первым гласным звуком .

После выполнения задания дети отправляются на следующую станцию.

3-я станция «Хлопотушкино- топотушкино»

На магнитной доске  вывешиваются схемы : кулак, нога, ладонь.

- Ребята, будьте внимательны. На этой станции нужно  правильно выполнять движения. На звук А показать кулак. На звук У – топнуть. Когда услышите звук И – хлопнуть в ладоши. Далее логопед  произносит слова: Автобус, утка, индюк, аптека, игрушки, улей, ива, астра, укроп, изюм и тд. Дети определяют первый гласный звук в словах  и выполняют соответствующее движение.

- Молодцы, ребята! Наше путешествие продолжается. Занимаем свои места.

4-я станция «Дружная»

Детям предлагается соотнести картинку с первым звуком в названии с нужной буквой. Картинки и буквы разложены на разных столах. Каждый ребёнок берёт в руки картинку, называет слово, определяет первый гласный звук в нём и относит её к соответствующей букве.(А, У, О, И)

5 – станция «Попрагайкино»

Дети подходят к схеме из 3-х квадратов, наклеенной на полу.

- Ребята, скажите, где могут стоять звуки в словах? (в начале, в середине, в конце слова).

- Верно! Сначала нужно определить , где гласный звук стоит в слове, а затем стать на нужное место. Логопед  называет слова: АЛЬБОМ (место звука А в слове), ДЫМ (место звука Ы) ,ПАЛЬТО (место звука О), УЛЕЙ, КИТ, ЭКРАН.

6 - станция  «Изобретательная»

-Ребята, на этой станции нам нужно с вами выложить гласные буквы из разного материала. На столе находятся коктейльные палочки, пробки, фасоль, контейнер с песком  и т.д. Дети выкладывают по образцу буквы.

7 – станция «Внимательная»

Логопед:

«Отдохнули мы немного,

Дальше двигаемся в путь.

Ждут нас буквы, нам знакомые

И задания нас ждут»

- Ребята, назовите, какие гласные звуки и буквы мы сегодня с вами повторяем? (А, У, И, О, Ы, Э)

- Ребята, перед вами карточка  с буквами. И вам необходимо найти и закрыть магнитиком  только те гласные, которые мы сегодня повторяли. Это А, У, О, И, Ы,Э.

- Но, сначала выполним с вами гимнастику для глаз. Логопед  показывает и выполняет вместе с детьми.

«Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, вверх и вниз

Выполняй не торопись».

Дети повторяют за логопедом  движения глазами вверх, вниз , вправо, влево, быстро моргая глазами.

8 – станция «Сладкоежкино»

-Ребята, вы сегодня хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы , выполняли все задания. Поэтому вас сегодня ждёт вкусное угощение.

Логопед  угощает детей конфетами.

- Наше путешествие подошло к концу. Во время увлекательного путешествия мы с вами повторили выученные на занятиях гласные буквы. Вы большие молодцы!

« ХЛОПОТУШКИНО- ТОПОТУШКИНО»

               А  У  И  У  А  У  А  И  У  И

АИСТ                  УХО               ИВА              АПЕЛЬСИН

УТКА        АВТОМАТ          УЛЕЙ            УКРОП

ИНДЮК        АВТОБУС           АННА             ИРИСКА

«ПОПРЫГЫЙКИНО»

Определите, где стоит гласный в слове?

В начале слова? В середине слова? Или в конце слова?  Встаньте или прыгните в нужный квадрат на схеме на полу.

АЛЬБОМ           ЭКРАН         КИТ        КОЛЬЦО

ДЫМ        КОНЬКИ          КУКЛЫ        МАК

ПАЛЬТО        СОК           АВТОБУС         КНИГИ

ЛУК                   БАНАНЫ        ЭСКИМО     КЕНГУРУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цепные и радиальные тесты для пересказа, с опорой на словарь по лесическим темам. Ативизация словаря признаков, наречий, антонимов. Алгоритм работы над текстом в группах компенсирующей направленности (подготовительной)

Материал содержит примеры текстов для пересказа, созданных с опорой на лексические темы. Приведены радиальные и цепные тексты, а также алгоритм работы по подготовке к пересказу. Тексты можно испо...

Знакомство детей с наречиями

Познакомить детей с наречиями. Учить вслушиваться в звучание слов, закрепить умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении. Продолжать учить детей произносить слова, выделяя голосом н...

Предлоги и наречия в речи дошкольников

Предлоги и наречия в речи дошкольников...

Актуализация наречий вчера, сегодня, завтра

Данная презентация является частью занятия по ФЭМП для детей старшего гр возраста 5-6 лет по Лексической теме: "Рыбы", позволяет актуализировать наречия вчера, сегодня, завтра...

разговорный колорит казачьего наречия

Духовно – нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента.    разговорный колорит казачьего наречия. речевые игры КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ И ПОДВОРЬЕ....

Разговорный колорит казачьего наречия.

Пояснительная записка Современная социально-образовательная ситуация требует воспитания интеллектуально, физически, морально и духовно подготовленной к жизни молодёжи, усвоившей уроки патриотизма...

Конспект "Употребление наречий"

Учить образовывать и употреблять слова, отвечающие на вопрос «Как?», понимать значения вопроса «Как?», образовывать наречия от прилагательных, составление предложений по картин...