Что такое биоэнергопластика.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Гаврилова Наталья Сергеевна

Что такое биоэнергопластика.

       Биоэнергопластика – это система работы по развитию артикуляционной и мелкой моторики пальцев и кистей рук, направленная на формирование и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики, как стимул развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое биоэнергопластика.

       Биоэнергопластика – это система работы по развитию артикуляционной и мелкой моторики пальцев и кистей рук, направленная на формирование и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики, как стимул развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи.

        Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно–развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается! Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

          Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию мелкой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

          Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллекту-альной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

В коррекционной работе в логопедических группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи ОНР (ОВЗ) существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещё не сформирована слуховая дифференциация.

Биоэнергопластика строится на трех базовых понятиях:

- био – человек как биологический объект;

- энергия – сила, необходимая для выполнения определенной деятельности;

- пластика – раскрепощенные, плавные, гибкие, эмоционально выразительные движения тела, рук.

            Биоэнергопластика – это совместное взаимодействие руки и языка. По данным исследований движения тела, совместные движения рук и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Для четкой артикуляции, а соответственно и правильного произношения всех групп звуков, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

    Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Подбирается движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо объяснить каждому ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. Всем известно, что в качестве самого эффективного метода на логопедических занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы работы, предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка. Когда дети знакомятся с новым артикуляционным упражнением, они сами могут предлагать движение руки. Замечено, что в этом случае, ребятам больше нравится выполнять упражнения. Такие игры дополнительно стимулируют ребёнка к выполнению задания.

            В коррекционной работе с детьми соединение биоэнергопластики (плавные движения кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата дает более высокий результат, чем если делать это по отдельности.

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы.

    Вначале с ребенком разучивают упражнения без использования движений рук. Рука ребенка подключается только после освоения им артикуляционного движения: сначала ребенок использует ведущую руку, затем отрабатывает движения второй рукой и только потом двумя руками одновременно.

       Взрослый должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения были плавными, раскрепощенными, должна соблюдаться синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука находится на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего.

      После того как ребенок научится выполнять упражнения правильно и словесная инструкция взрослого уже будет не нужна, упражнения можно выполнять под веселые стихотворения, для поддержания эмоциональной окрашенности действий.

         В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата. И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения. Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Этапы работы с применением биоэнергопластики:

1.Диагностический - сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики

2.Эмоциональный - создание положительного настроя

3.Основной - отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки.

Особенности работы с применением биоэнергопластики:

- знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

- к артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

- постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

Общие рекомендации выполнения артикуляционного комплекса:

- учитывать индивидуальные особенности детей;

- подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;

- следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;

- соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук;

- соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.

На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования учитель–логопед подбирает комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.

На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке, фигурки на фланелеграфе. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

На третьем (подготовительном) этапе артикуляционная гимнастика также выполняется по традиционной методике, ребёнка знакомят с персонажами перчаточного театра, используются различные сказки. Педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой, рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

На четвёртом (основном) этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой (язычком).

Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

На пятом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Учитель – логопед так же сопровождает выполнения упражнений движениями руки.

На шестом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки в перчатках. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями руками.

На седьмом (заключительном) этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель – логопед рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Такая пальцево-речевая гимнастика выполняется весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счёт, стихотворные строки. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, можно убрать зрительную опору – зеркало.

Подытожим этапы работы:

1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей;

2. Знакомство детей с органами артикуляции, выполнение упражнений для губ, языка и челюсти по традиционным методикам;

3. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается;

4. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка;

5. Подключение к выполнению артикуляционной гимнастики другой руки ребенка в перчатке;

6. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках;

7. Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.

Примерное планирование занятий артикуляционной гимнастикой с биоэнергопластикой применяется в работе с детьми старшей-подготовительной группы (5 – 7 лет), с учетом комплексно-тематического планирования данной группы и проводится в индивидуальной и фронтальной работе логопеда, а также в виде образовательной деятельности в ходе режимных моментов через различные виды деятельности детей:

- двигательная (речь с движениями);

- игровая (игры с правилами, пальчиковая гимнастика);

- коммуникативная (речевые ситуации, игры с правилами, артикуляционная гимнастика).

Таким образом выполняется основополагающий принцип построения

программы – интеграция образовательных областей.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

способствует:

- увеличению эффективности артикуляционной гимнастики;

- развитию артикуляционной, пальчиковой моторики;

- совершенствованию координации движений;

- развитию внимания, памяти, мышления.

Для достижения наилучших результатов рекомендуется:

1. Обязательное установление личного контакта с ребенком (улыбаться, обращаться по имени, смеяться вместе, убрать с лица выражение усталости и заботы).

2. Стараться быть очень энергичным, использовать в речи больше интонационных средств, чем в обычной беседе.

3. Стараться громко, четко и внятно произносить слова, но не кричать.

Метод биоэнергопластики позволяет:

1. Развивать и совершенствовать артикуляционную и пальчиковую моторику;

2. Ставить и автоматизировать звуки;

3. Развивать и совершенствовать фонематические процессы;

4. Развивать познавательные процессы;

5. Длительно удерживать интерес ребёнка;

6. Повышать мотивационную готовность детей;

7. Поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.

8. Систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных

на развитие артикуляции и руки ребёнка.

9. Подбор диагностических методик для оценки уровня развития органов артикуляции и моторного развития рук воспитанников.

 Важно:

1.Вовлекать ребенка постепенно,

2.Направлять, но не заставлять, обращая внимание на сложность задания, все ли ребенку понятно, нравится ли ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое биоэнергопластика? (консультация для родителей)

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распре...

Консультация для учителей – логопедов: «Что такое «биоэнергопластика» ?

laquo;Биоэнергопластика» - это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.Выполнение артикуляционной гимнастики одновременно с движениями кистей р...

"Что такое биоэнергопластика?"

консультация для родителей...

"Что такое Биоэнергопластика "

Чем больше уверенности в движениидетской руки, тем ярче речь ребёнка,чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.В.А. Сухомлинский...

Биоэнергопластика. Здоровьесберегающие технологии. Конспект индивидуального занятия с использованием компонентов кинезиологической методики и элементов биоэнергопластики. "Путешествие с котенком".

Предлагаемые в занятии материалы помогут учителям-логопедам комплексно и компетентно подойти к решению проблемы речевых и неречевых нарушений у детей-логопатов   со стёртой формой дизартрии...

Биоэнергопластика. Использование биоэнергопластики в логопедической работе

Материалы содержат   упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики...