Когда и как учить ребёнка читать по слогам?
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Малюгина Юлия Сергеевна

В статье рассматривается выопрос- чтение по слогам: как понять, что ребёнок готов учиться?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_chitat.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Когда и как учить ребёнка читать по слогам?

Осваивать навык чтения, конечно, нужно ещё до школы, начиная с этапа чтения по слогам — сразу слитно дети читают крайне редко. Другой вопрос, когда и как научить ребёнка читать по слогам, чтобы учителям не пришлось его переучивать, а у самого ребёнка сформировалась любовь к чтению?

Чтение по слогам: как понять, что ребёнок готов учиться?

Стремление развивать малыша в самом раннем возрасте часто приводит родителей к желанию приучать сына или дочь к буквам чуть ли не с пелёнок. Усиленно тренируя ребёнка, можно добиться определённых результатов: некоторые дети уже и в два года бойко рассказывают алфавит. Но для освоения чтения по слогам такое раннее обучение скорее минус — буквы и звуки в русском языке звучат по-разному, и ребёнку будет сложно понять, почему, например, складывая букву «эм» и «а» получается слог «ма» а не «эма».

Большинство детей готовы осваивать чтение не раньше, чем в пять лет. В этом возрасте детский мозг уже способен понять разницу между буквами и звуками и усвоить принцип складывания звуков в слоги. Если вы замечаете, что ваш пятилетний малыш сам хочет поскорее познакомиться с книжками, если ребёнок хорошо говорит, не коверкая звуки, то можно начинать учиться читать.

Но если пятилетка разговаривает ещё не очень хорошо и в целом не интересуется книгами, лучше отложить освоение навыка чтения до периода, когда до поступления в первый класс останется один год.

Чтобы процесс обучения чтению прошел легко и правильно, ребёнок должен владеть следующими навыками:

• чётко выговаривать все звуки;

• не заменять звуки в словах на более удобные для произношения, как это часто делают дети в 4-5 лет, например, говоря «февочка» вместо «девочка», «гарабан» вместо «барабан»;

• уметь вести разговор, отвечая на вопросы с помощью развёрнутых предложений;

• концентрироваться на одном и том же занятии — например, на лепке или рисовании — не меньше десяти минут непрерывно;

• хорошо ориентироваться в таких понятиях, как «сверху», «снизу», «справа», «слева». Ребёнку, плохо различающему эти понятия, будет сложно осознать, как устроен принцип чтения.

Если ваш малыш уже владеет этими навыками, можно приступать к учёбе независимо от его возраста. Хорошо развитый дошкольник точно справится с новой информацией, а задача родителей — определиться, как научить ребёнка читать по слогам, и получится ли это сделать в домашних условиях.

Плюсы и минусы обучения чтению дома

Иногда родители сомневаются, что смогут сами привить ребёнку новый навык, не имея специального образования. Но в случае с чтением по слогам можно не бояться ошибиться — используя проверенные педагогические методики, вы точно всё сделаете правильно.

Обычно у детей возникают сложности с обучением чтению в домашних условиях в двух случаях: когда ребёнка учат по картинкам и вместо звуков малыш запоминает названия предметов («аист» вместо «а», «банан» вместо «б»), или когда дошкольника сразу приучают к буквам, минуя знакомство со звуками. Если не допускать эти ошибки, ребёнок наверняка научится довольно быстро читать по слогам: на освоение навыка чтения в домашних условиях в среднем уходит от двух до шести месяцев.

Возможно, если вы решите отправить сына или дочь на специальные курсы для дошкольников, ваш малыш начнёт складывать слоги в слова ещё быстрее. Но у обучения чтению по слогам дома есть несомненные плюсы:

• родители знают особенности характера своего малыша и работают в подходящем темпе, никого не догоняя и не ожидая;

• можно пробовать разные способы и методики, а не только те, что применяет конкретный педагог;

• возможность составить удобный график домашних уроков;

• дети и родители проводят больше времени вместе;

• экономия времени и денег на поездках к педагогу и оплате занятий.

К условным минусам домашних уроков можно отнести недостаточную педагогическую подготовку родителей и отсутствие контактов со сверстниками для ребёнка. Первый минус легко устраняется использованием в учёбе надёжных методик, второй не играет большой роли, если малыш посещает детский сад или общается со сверстниками в другом дошкольном учреждении.

Как научить ребёнка читать по слогам: простые эффективные способы

Чтобы малыш быстро и без проблем научился складывать звуки в слоги, а слоги в слова, важно пройти подготовительный этап и выбрать ту методику, которая понравится ребёнку и его родителям больше остальных.

Подготовительный этап

Ребёнок быстрее научится читать, если его заранее подготовить. Многие родители дают такую подготовку детям, даже не задумываясь об этом: разрешают малышу играть с детскими музыкальными инструментами, вместе разучивают песенки и играют в развивающие игры со словами. Этими действиями мамы и папы развивают фонематический слух своих детей.

Развитый фонематический слух — это обязательное условие для успешного овладения навыком чтения. В понятие фонематического слуха входит умение человека распознавать отдельные слоги и слова в общем речевом потоке и правильно их воспроизводить.

Занятия для подготовительного этапа, которые помогут развить фонематический слух ребёнка:

• разучивание коротких стишков, песен;

• игры со скакалкой и мячом для развития чувства ритма;

• запоминание и проговаривание названий разнообразных услышанных звуков: шуршания, перезвона, гудения и т. д.

Учимся читать по слогам

Чтобы занятия проходили успешно и плодотворно, выбирайте правильный момент: когда у ребёнка хорошее, не капризное настроение. Длительность занятия ограничьте 15–20 минутами. Так у сына или дочери не пропадёт интерес к процессу и не возникнет чувство утомляемости:

1. Начните со знакомства с алфавитом. Методик и вариантов запоминания алфавита очень много. Подробнее о них мы рассказываем здесь.

2. Не учите буквы/звуки по порядку. Начните с гласных: А, О, У, И, Э. Их можно не просто тренироваться проговаривать, но и петь.

3. Далее переходите к более сложным, йотированным гласным (Я, Е, Ё, Ю) и звуку Ы.

4. Освоив гласные, переходите к изучению согласных в следующем порядке:

o сонорные согласные (Л, М, Н, Р);

o звонкие (Б, В, Г, Д, Ж, З);

o глухие (все остальные согласные);

o напоследок оставьте Й, Ь и Ъ.

5. Далее научите ребёнка соединять гласные и произносить (или пропевать) их слитно. Например: УА, ОУ, АУ.

6. Переходите к слогам, в которых есть сочетание гласная-согласная: МА, ПА, ДА, БА. Тяните первые звук и присоединяйте к нему второй: М-М-М-М А-А-А-А.

7. Когда ребёнок освоит самые простые слоги (гласная-согласная), переходите к обратным слогам: УМ, АМ, АП.

8. Попробуйте теперь научить ребёнка читать простые слова (из одного слога). Например: КОТ, ДОМ, РОТ. Затем переходите к словам из 2 слов и 4 букв. Например: МАМА, РАМА, ПАПА, КАША и так далее. Далее — к 3 слогам (СОРОКА, ПОГОДА).

После этого можно переходить к чтению простых текстов и сказок, сюжеты которых повторяются («Репка», «Колобок»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Как учить ребёнка читать?

Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия:...

Когда и как научить ребёнка читать

Интерес к печатным текстам у ребёнка проявляется рано. Во время совместного чтения книг малыш же интересуется: «А что это за буква?». Это желание очень важно поощрять. Ещё раньше, до знакомства с...

Учим ребёнка читать.

В этом материале содержатся  игры для обучения ребёнка чтению. Использование их поможет сделать процесс интересным и увлекательным. Рекомендую родителям и педагогам дошкольного образования....

Памятка "Как учить ребёнка читать"

В памятке даны рекомендации родителям по обучению детей чтению....