Обучение грамоте дошкольников в ДОУ с учетом ФОП.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Лорей Мария Александровна

Главная цель – формирование умения у ребенка ориентироваться в звуковой системе русского языка, знакомство с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звуков (фонем).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx23.07 КБ
Файл obuchenie_gramote_doshkolnikov_v_dou_s_uchetom_fop.pptx55.54 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте дошкольников в ДОУ с учетом ФОП.

Грамота –умение читать и писать.

Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.

Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

Главная цель – формирование умения у ребенка ориентироваться в звуковой системе русского языка, знакомство с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звуков (фонем).

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • Развивать фонематический слух детей.
  • Учить проводить звуковой анализ слов разной звуковой конструкции, дифференцировать гласные и согласные звуки.
  • Формировать представление о предложении.
  • Учить овладевать навыками моделирования слов и предложений.
  • Знакомить со всеми буквами русского алфавита.
  • Научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
  • Знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста - это важнейшая составляющая работы по обучению детей русскому языку и по подготовке их к обучению грамоте, что предписывает Федеральная образовательная программа дошкольного образования.

Федеральная образовательная программа дает рекомендации по расширению и углублению работы воспитателя по звуковой культуре речи, развитию у детей фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического слуха, формированию у них навыков звукового анализа и синтеза слов и подготовке детей на этой основе к обучению грамоте. То есть в соответствии с ФОП воспитатели готовят детей к обучению грамоте на основе аналитико-синтетического метода, разработанного К. Д. Ушинским еще в середине девятнадцатого века.

Овладевая навыками звукового анализа и синтеза под руководством воспитателя, дети не только учатся выделять указанный звук на фоне слова, определять место этого звука в слове, но и выполнять полный звуковой анализ слов сначала из трех звуков, потом из четырех-пяти звуков, указывать место ударения в слове, давать полную характеристику каждому звуку слова.

Обычно занятие по звуковой культуре речи в младшей группе состоит из трех частей. Первая часть посвящается развитию слухового восприятия, фонематического слуха, узнаванию определенного звука. Очень важно, чтобы педагог убедился, что все дети узнают звук и различают его с другими звуками, прежде чем будет работать над уточнением произношения этого звука.

Вторая часть отводится для уточнения произношения данного звука в слогах, и словах. В этот отрезок времени уместно проводить работу и над речевым дыханием. И наконец, в заключительной части занятия используются чистоговорки, потешки, игры с ними для автоматизации и актуализации указанного звука, дифференциации его с другими звуками в игре.

Занятия по ЗКР в средней группе продолжительнее и сложнее занятий в младшей группе, так как этой возрастной группе на первый план выходит формирование правильного звукопроизношения выработка четкой дикции, совершенствование фонематических процессов. Больше внимания уделяется интонационной стороне речи, воспитанию выразительности речи.

Структура же занятия по ЗКР в средней группе мало отличается от структуры занятия в младшей группе.

В этой возрастной группе в соответствии с развитием речи в онтогенезе дети овладевают произношением подгруппы свистящих звуков ([с] ([с']), [3] ([з']), [ц]), а к концу учебного года – и подгруппы шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]).

В старшей группе целесообразно проводить интегрированные занятия по развитию речи, включающие все направления работы по речевому развитию детей, начиная с произносительной стороны речи, совершенствования фонематических процессов, заканчивая совершенствованием грамматического строя и развитием связной речи детей.

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников приобретает очень важное значение. Особое внимание уделяется дифференциации звуков как внутри одной подгруппы звуков [[с] - [3], [с] - [ц]; [ш] - [ж], [ч] - [ш]; [л] - [р], [л'] - [р']), так и в разных подгруппах ([c] - [ш], [3] - [ж], [c'] - [ш], [ч] - [т], [л'] - [i], [л] - [i]).

Воспитатель должен четко следовать требованиям методики, проводя работу по дифференциации звуков, начиная ее с различения изолированных звуков, продолжая работу над различением звуков в слогах, словах, предложениях, в игровой деятельности, в общении. Одновременно у детей отрабатываются четкость произношения, внятность дикции, интонационная выразительность, умение управлять голосом, говорить громко и тихо, в нормальном темпе и более быстро и т. п.

В старшей группе дети уже не только определяют наличие звука и определяют его место в слове, но и подбирают слова с указанным звуком, и производят звуковой анализ слов, давая характеристику каждому звуку.

Хочется предупредить возможные ошибки педагогов и напомнить, что для звукового анализа дошкольниками подбираются только те слова, написание которых не расходится с произношением (уха, кот, вата, мост, кит, бинт, банка, миска).

Особое значение приобретает работа по развитию фонематических процессов у детей при подготовке к обучению грамоте. В соответствии с ФОП работа по ознакомлению детей с буквами и формирование навыков чтения слогов и слов начинается именно в старшей группе.

Воспитатель должен правильно выбрать комплект пособий для обучения грамоте детей дошкольного возраста. Как уже было отмечено, ФОП рекомендует обучение грамоте детей дошкольного возраста на основе аналитико-синтетического метода. Следовательно, другие методики (методика глобального чтения, методика Зайцева, «Словолодочки» и пр.) не могут использоваться в дошкольных образовательных учреждениях, строящих свою работу на основе ФОП ДО.

Есть ряд незыблемых правил, которые должен знать педагог, приступающий к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

В процессе знакомства дошкольников с буквами педагог никогда не называет буквы, как это принято ([эр], [ка], [че]), а называет их как звуки ([р], [к], [ч]). Дошкольников знакомят с правильными названиями букв, когда они познакомились со всеми буквами алфавита и начали читать предложения.

Недопустимо приступать к изучению буквы, если в группе есть дети, не произносящие правильно звук или звуки, обозначаемые этой буквой. Представьте, как будут звучать слова со звуком [л] у ребенка, который произносит этот звук как губно-зубной: [вук], [вампа], [Ковобок], то есть ребенок будет произносить вместо звука [л] звук, похожий на [в], и букву л он будет называть буквой в. В дальнейшем это станет основой для возникновения у ребенка дисграфии.

В подготовительной к школе группе работа над звуковой культурой речи проводится как составляющая занятий по развитию речи, как и в старшей группе. Воспитатели следят за речью детей на протяжении всего пребывания их в детском саду, во время режимных моментов, в игровой деятельности.

Хочется обратить внимание педагогов на то, что детям дошкольного возраста не дается звуковой анализ слов с йотированными, то есть вы не подбираете слов, в которых есть буквы е, ё, ю, я для выполнения звукового и звукобуквенного анализа.

Совершенствуя фонематические процессы у дошкольников на занятиях по развитию речи, воспитатели формируют у них представления о глухих и звонких согласных, твердых и мягких согласных, учат производить звуковой анализ слов, давая полную характеристику каждого звука.

Давайте запомним:

1. Звуки - звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь.

3. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык.

4. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо) и обозначаются синим цветом.

5. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М'...] - в словах звучат ласково (мягко) и обозначаются зеленым цветом.

6. Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).

7. Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).

Формирование навыков элементарного анализа,  в свою очередь, состоит  из частей:
 —   выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
 —   определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;
 —   нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).

 Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:
 —   сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
 —   далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
 —   затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
 —   и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.

В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов звуков и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение грамоте дошкольников в ДОУ с учетом ФОП Учителя-логопеды: Лорей М.А, Бредихина Т.А

Слайд 2

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке. Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.

Слайд 3

З адачи: Развивать фонематический слух детей. Учить проводить звуковой анализ слов разной звуковой конструкции, дифференцировать гласные и согласные звуки. Формировать представление о предложении. У чить овладевать навыками моделирования слов и предложений. Знакомить со всеми буквами русского алфавита. Научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога; Знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

Слайд 4

Федеральная образовательная программа дает рекомендации по расширению и углублению работы воспитателя по звуковой культуре речи, развитию у детей фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического слуха, формированию у них навыков звукового анализа и синтеза слов и подготовке детей на этой основе к обучению грамоте. То есть в соответствии с ФОП воспитатели готовят детей к обучению грамоте на основе аналитико-синтетического метода, разработанного К. Д. Ушинским еще в середине девятнадцатого века.

Слайд 5

Воспитание звуковой культуры речи в младшей группе Обычно занятие по звуковой культуре речи в младшей группе состоит из трех частей. Первая часть посвящается развитию слухового восприятия, фонематического слуха, узнаванию определенного звука. Вторая часть отводится для уточнения произношения данного звука в слогах, и словах. В заключительной части занятия используются чистоговорки , потешки , игры с ними для автоматизации и актуализации указанного звука, дифференциации его с другими звуками в игре.

Слайд 6

Воспитание звуковой культуры речи в средней группе В средней группе на первый план выходит формирование правильного звукопроизношения выработка четкой дикции, совершенствование фонематических процессов. В этой возрастной группе в соответствии с развитием речи в онтогенезе дети овладевают произношением подгруппы свистящих звуков ([с] ([с']), [3] ([з']), [ц]), а к концу учебного года – и подгруппы шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]).

Слайд 7

Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе Развитие фонематических процессов у старших дошкольников приобретает очень важное значение. Особое внимание уделяется дифференциации звуков как внутри одной подгруппы звуков [[с] - [3], [с] - [ц]; [ш] - [ж], [ч] - [ш]; [л] - [р], [л'] - [р']), так и в разных подгруппах ([c] - [ш], [3] - [ж], [c'] - [ш], [ч] - [т], [л'] - [i], [л] - [i]). Воспитатель должен четко следовать требованиям методики, проводя работу по дифференциации звуков, начиная ее с различения изолированных звуков, продолжая работу над различением звуков в слогах, словах, предложениях, в игровой деятельности, в общении. В старшей группе дети уже не только определяют наличие звука и определяют его место в слове, но и подбирают слова с указанным звуком, и производят звуковой анализ слов, давая характеристику каждому звуку.

Слайд 8

для звукового анализа дошкольниками подбираются только те слова, написание которых не расходится с произношением (уха, кот, вата, мост, кит, бинт, банка, миска). ФОП рекомендует обучение грамоте детей дошкольного возраста на основе аналитико-синтетического метода.

Слайд 9

В процессе знакомства дошкольников с буквами педагог никогда не называет буквы, как это принято ([эр], [ка], [че]), а называет их как звуки ([р], [к], [ч]). Дошкольников знакомят с правильными названиями букв, когда они познакомились со всеми буквами алфавита и начали читать предложения.

Слайд 10

Воспитание звуковой культуры речи в подготовительной группе В подготовительной к школе группе работа над звуковой культурой речи проводится как составляющая занятий по развитию речи, как и в старшей группе. Воспитатели следят за речью детей на протяжении всего пребывания их в детском саду, во время режимных моментов, в игровой деятельности.

Слайд 11

Звуки - звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо) и обозначаются синим цветом. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М'...] - в словах звучат ласково (мягко) и обозначаются зеленым цветом. Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков). Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).

Слайд 12

Формирование навыков элементарного анализа состоит из: — выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет); — определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове; — нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).

Слайд 13

Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу: сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком; далее должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова; ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук; ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Слайд 14

Примеры литературы для обучения г рамоте дошкольников по ФОП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

Обучение грамоте дошкольников.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок хорошо учился в школе. Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взр...

План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...

Презентация дидактических Монтессори- материалов по обучению грамоте дошкольников.

Каждый ребенок - это неповторимый мир, и задача взрослого - создашь условия спонтанного, интуитивного на дошкольной стадии развития языка письменного и устного, воссоздать в голове ребенк...

ТЕМА: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».     ...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с учетом ФГОС «Согласный звук [Ч’], буква «Ч».

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с учетом ФГОС «Согласный звук [Ч’], буква «Ч»....

Рекомендации для родителей: «Создание условий для обучения грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»

Дети с общим недоразвитием речи- это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. На сегодняшний день очень возросли требования, к поступающим в первый класс ...