Тимбилдинг как средство формирования социально-коммуникативной культуры в группе детей с ТНР.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Наш мастер-класс мы хотим начать со слов доктора психологических наук Елены Олеговны Смирновой, которая считает, что главная потребность для старших дошкольников – потребность в сотрудничестве, в партнере совместной деятельности. А знание механизма образования коллектива – залог успешной работы коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл timbilding.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тимбилдинг как средство формирования социально-коммуникативной культуры в группе детей с ТНР.

Наш мастер-класс мы хотим начать со слов доктора психологических наук Елены Олеговны Смирновой, которая считает, что главная потребность для старших дошкольников – потребность в сотрудничестве, в партнере совместной деятельности. А знание механизма образования коллектива – залог успешной работы коллектива.

Одним из главных периодов развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

В современном мире дети мало контактируют друг с другом. Почему? Они погружены в виртуальный мир. Поэтому трудно устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками. Современные условия требуют от детей умение работать в группе, команде. Лев Семенович Выготский сказал, что игра является самым ведущим инструментом для сплочения коллектива. Поэтому на занятиях и в свободное время мы используем технологию тимбилдинга.

Что такое тимбилдинг? (англ.) – командообразование или построение команды – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе общих ценностей и представлений.

К сожалению, в настоящее время, коллективизм как явление, постепенно уходит из образовательных учреждений, уступая свои позиции индивидуализму и личному успеху. В связи с чем становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста. Давайте разберемся, что же такое тимбилдинг? И почему он так интересен. В детском возрасте общению и дружбе предается гораздо больше значение, чем у взрослых, ведь дети любят играть, а тимбилдинг это иногда веселые, быстрые, интересные, увлекательные, а иногда и спокойные командные игры. Командообразование для детей построено именно таким образом, чтобы могли участвовать дети практически любого возраста. Все командные игры для детей учат их общаться друг с другом и со взрослыми, учат поддерживать друг друга, переживать, раскрепощать действовать в команде и побеждать. Иными словами, тимбилдинг это не просто развлекательное мероприятие направленное на веселое времяпровождение, а это целенаправленные задания в ненавящевой игровой форме, которые призваны сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке. Упражнения тимбилдинга построены так, что участник не может выполнить их в одиночку – обязательно работа в команде – это своего рода такой инструмент, который укрепляет всю команду. Таким образом, технология тимбилдинга как форма работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста становится очень актуальной, так как способствует выявлению лидерских способностей, активному взаимодействию и взаимоподдержки детей в командообразующихся играх; проявлению важных человеческих качеств личности, таких как доброта, взаимопомощь, самостоятельность, умение работать в команде, развитие коммуникативного общения, что немало важно для детей с ТНР, а так же принятию решений и разрешению различных задач. Чтобы достичь успеха в тимбилдинге детям приходится учиться взаимодействовать друг с другом, внимательно слушать других, самим изъясняться четко и понятно, мыслить творчески и нестатндартно. Для детей тимбилдинг это способ, благодаря которому в коллективе дети сближаются и выстраивают общение между собой.

Актуальным направлением работы с детьми логопедических групп является формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через игры технологии тимбилдинга. Широкое использование коммуникативных игр, как одного из средств технологии тимбилдинга позволяет развивать у детей умение общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разных жизненных ситуациях. Приведу примеры некоторых игр: коммуникативная игра «Здравствуйте», «Я хочу с тобой дружить», «Конкурс хвастунов», «Таинственный незнакомец» и другие.

В заключении хочется добавить, что сплочение детского коллектива, очень сложный процесс – это кропотливая и ответственная работа и здесь авторитет педагога особенно для детей дошкольного возраста чрезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в одной группе дружный коллектив.

Вот несколько примеров игр, в которые играют дети с целью повышения уровня социально-коммуникативных способностей: «Ловкий мяч», «Дракон кусает свой хвост», «Падающая палка», «Обруч»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР»

Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место приз...

Интегрированная развивающая деятельность как средство формирования социально-коммуникативных и речевых умений у детей дошкольного возраста

«Целесообразно использовать преимущество интегрированныхзанятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дняразличные виды детской деятельности…»   Минобразования РФ...

Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста». Часть 1.

Отчёт по методической  теме на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»...

Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста».Часть 2.

Отчёт по методической  теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»....

Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста».Часть 3.

Отчёт по методической  теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»...