Здоровье шеи и речевое развитие
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Елена Анатольевна Кизуб

В материале освещается связь между родовой травмой шейного отдела позвоночника и психо-речевым развитием детей. В статье содержится перечень тревожных симптомов, свидетельствующих о возможном наличии такой травмы , а также ссылка на видео с лечебной гимнастикой по методу доктора А. Ю. Шишошина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_shei_i_rechevoe_razvitie.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Родовая травма шейного отдела позвоночника – это механическое повреждение костных и мышечных структур, возникшее в процессе родов. Такая патология включает в себя переломы, смещение тел позвонков, разрывы связок, оболочек, сосудов, кровоизлияния различного характера и ишемические повреждения нейронов спинного мозга.

Родовая травма не проходит бесследно и для физического, и для психического здоровья.

Самым уязвимым местом в рассматриваемом нами сегменте тела является первый позвонок Атлант, который располагается в самом основании шеи. Статистика нарушения строения этого позвонка шокирует – более чем у 90% людей он смещён. Причиной тому служат неправильные роды, так как при родах малыш подвергается очень сильной механической нагрузке. Ситуация усугубляется, если роды проходят неестественным путём, а при помощи акушерских приборов. Итогом такой ситуации является смещение этого жизненно важного сегмента позвоночника.

Для снижения рисков акушерам нужно, чтобы ребенок не был слишком крупным. За пару недель до родов даже рекомендуют поменьше есть, чтобы ребенка не раскормить. И в некоторых случаях перестраховываются и применяют вещества, стимулирующие роды, не дожидаясь, когда они начнутся естественным образом. В результате у новорожденного могут недосформироваться хрящевые структуры, им не хватает плотности. Во время родов происходит компрессия шеи и травма. Стоит отметить, что иногда очевидных последствий травмы нет, и они могут проявить себя в более позднем возрасте

Так как смещенный Атлант пережимает кровеносные артерии, питающие головной мозг, ребёнок заметно начинает отставать в развитии, у него снижается внимание, ясность ума, осознанность и память. Ребёнок не желает вникать в речь окружающих людей, возможен даже отказ от речи, непонимание сказанного. Малыш не может выполнить элементарные инструкции, у него не формируются или заметно отстают звуки раннего онтогенеза и другие компоненты речи, развивающиеся позднее: словарь, грамматика, фразовая и связная речь.

Пережатие артерий влечет болезни органов и систем, мигрени, головокружениях, эпилепсии, ЗПР и ЗРР; в тяжёлых случаях это проявляется в умственной отсталости, нарушениях темпа роста и физического развития. При смещении Атланта изначально уже существуют предпосылки в организме, приводящие к возникновению радикулита, остеохондроза шейного отдела, зажатия нервных отростков и заболеваниям, связанным с деформированием позвоночника человека.

Доктор Александр Юрьевич Шишонин, один из ведущих специалистов в данной области, дает список тревожных признаков.

Ребенок кричит по ночам. При этом у него нет диатеза, инфекций, температуры и т.п. Малыш должен просыпаться, только чтобы поесть и снова засыпать. Кричит, значит центр сна плохо питается кровью.

У ребенка плохой аппетит. Это может означать, что ребенка подташнивает из-за повышенного внутричерепного давления, так как нарушен венозный отток из-за сместившихся позвонков шеи.

Вялые руки. Это означает, что некачественно работают нервы плечевого сплетения, берущие начало в шейных сегментах.

Кровотечения из носа. Так проявляется высокое внутричерепное давление.

«Пятна Аиста». Бордовые или малиновые пятна на переходе затылка и шеи у родившегося младенца. Это подкожные кровоизлияния – признак родовой травмы. Необходимо провести УЗИ кровотока.

Детское плоскостопие. От шеи к стопе идут длинные волокна. Если есть пережатие кровотока, оно скажется на самых отдаленных зонах. Итог—провисает стопа. Ребенок должен приседать на полную стопу. Отрыв пяток наряду с плоскостопием – признак гипоксии ( пониженного снабжения кислородом) задних отделов головного мозга.

Детская гипертония. Плохое кровоснабжение головного мозга организм пытается скомпенсировать путем повышения давления.

Здоровье шеи также во многом определяет общее самочувствие и качество жизни взрослых людей.

Если мозгу не хватает кислорода и питания, он повышает давление и уровень сахара в крови. Для этого перестраивается работа печени и поджелудочной железы, что ведет к диабету и дискинезии желчновыводящих путей. Человек испытывает повышенную тягу к сладкому. А избыточное потребление сладкого ведет к развитию нейродегенеративных заболеваний. Если у человека пережата шея ( по причине травмы или остеохандроза), у него наверняка перегружена поджелудочная железа.

Существует комплекс упражнений, разработанный доктором

А. Ю.Шишониным совместно с медработниками оздоровительного центра Бубновского.

Показания:

  • Сдавливание артерий, расположенных в позвоночнике.
  • Длительное стойкое повышение артериального давления.
  • Защемление нервных окончаний в шейно-грудном отделе.
  • Хронические головные боли или мигрени.
  • Частые головокружения и ослабленные сосуды.
  • Ухудшение запоминания новой информации и снижение мыслительной способности.
  • Нарушение кровообращения в области позвоночника.
  • Онемение верхних конечностей или потеря их подвижности.

Выполнение данных упражнений помогает не только быстро избавиться от гипертонии, но и способствует исчезновению головных болей и бессонницы без применения лекарств, а также улучшает подвижность шеи и общую работоспособность организма. Некоторые люди даже отмечают улучшение остроты зрения.

В методику по методу Шишонина входитят упражнения, помогающие эффективно работать над мышцами шейного каркаса.

Основная идея данной физкультуры заключается в чётком фиксировании шеи в определённом положении на некий промежуток времени: для новичков это 10–15 секунд, для продвинутых пользователей – в среднем 30 секунд.

Как и любой другой комплекс ЛФК, гимнастика для шеи Шишонина имеет свои противопоказания. Она назначается только на первой или второй стадии остеохондроза.

Эта терапия также не назначается:

  • при наличии критических воспалений в организме и внутренних кровотечений;
  • когда сильно повышена температура тела;
  • в случае выявления нарушений в работе гормональной системы организма;
  • когда имеют место ярко выраженные болезненные ощущения в шее, плечах и спине;
  • в случае появления злокачественных образований в области шеи


Сама зарядка выполняется через 1,5-2 часа после завершения трапезы, не раньше.

  • перед выполнением упражнений шейная зона и затылочная часть головы предварительно разогревается лёгкими, чуть массирующими круговыми движениями;
  • физическая нагрузка должна увеличиваться постепенно – первые 7–10 дней достаточно будет делать по 3–4 упражнения из семи нижеописанных;
  • важна регулярность – в первую неделю следует делать гимнастику ежедневно, чтобы организм смог привыкнуть к физическим нагрузкам, позже выполнение упражнений рекомендуется уменьшить до трёх раз в неделю;
  • в процессе гимнастики необходимо держать спину прямо, а голову ровно, сами упражнения следует выполнять медленно и аккуратно, поскольку быстрые рывки не приведут к хорошему результату, а только усугубят ситуацию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевое развитие: "В здоровом теле-здоровый дух!"

Интересное, познавательно занятие, формирует у детей представление о зависимости здоровья, о двигательной активности, чистоты тела, правильного питания. Воспитывает привычку к здоровому образу жизни, ...

Конспект НОД педагога с учетом интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Речевое развитие", Художественно - эстетическое развитие" с детьми подготовительной группы на тему "Путешествие в страну Здоровья".

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагогас учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художестве...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по позновательной и речевому развитию в старшей группе. Тема: «Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по позновательной и речевому развитию в старшей группе.Тема: «Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым»...

Тема недели "Здоровый образ жизни" Речевое развитие Старшая группа

Тема недели "Здоровый образ жизни" Речевое развитие Старшая группа...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Человек, части тела. Здоровый образ жизни»

Цель: познакомить детей с частями тела человека.Задачи: Образовательные:- уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;- учить детей видеть признаки сходства ...

При создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ опиралась на требования ФГОС, где учитывала закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развити

При создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ опиралась на требования ФГОС, где учитывала закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизио...