Методическая разработка
методическая разработка по логопедии

Елена Владимировна Сатомская

Применение LEGO – технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._razr._legotehnologiya.docx631.39 КБ
Файл legotehnologiya.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

                

                                                                 

Методическая разработка

учителя – логопеда МДОУ «Детский сад № 91»

Сатомской Елены Владимировны

на тему:

«Применение LEGO – технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………...…....2

Глава  I.   Теоретические основы применения LEGO – технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1  Педагогическая целесообразность использования LEGO – технологий…………………………………………………………………..…………………………….4

1.2  Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи………………………….…7

Глава  II.  Методические основы применения LEGO – технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2.1  Методы обучения LEGO – конструированию…………..……………………………...….9

2.2  Содержание коррекционно-развивающей работы   с

дошкольниками…………………………………………………………………………….…...12

        2.2.1 Формы коррекционно-развивающей работы………………………………….. 12

        2.2.2 Структура и виды занятия………………………………………...……………..13

Заключение……………………………………….………………….….………………………...……..15

Библиографический список…………………………….……….…………………………………...…16

Приложение………………………………………………..…………………………….………….…..17

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала»

                                                 Ж. Пиаже

Введение

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с общим недоразвитием речи к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Интеграция в массовые школы детей с данным речевым нарушением успешна только при условии достаточно высокого уровня развития речи. Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение LEGO-технологий, ориентированное на развитие мелкой моторики, является незаменимыми в логопедической работе.

При использовании LEGO-технологий, мы можем отметить некоторые

преимущества их перед другими, инновационными конструктивно- игровыми приемами, используемыми для развития речи:

• С поделками из конструктора LEGO ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.  

• При использовании конструктора LEGO у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.

• В работе с конструктором LEGO у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.

• Конструктор LEGO не вызывает у ребенка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.

• Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

• Работа с LEGO позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Перспективность применения данных технологий находится в прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого невозможно полноценное включение в образовательный процесс.  Поэтому  хотелось бы рассказать об опыте применения LEGO - технологий для развития и коррекции речи детей в детском саду. Данная методическая разработка  направлена на рассмотрение LEGO – технологии в рамках использования ее на логопедических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). Возникающие трудности у детей с ОНР накладывают свой отпечаток не только на речевое развитие, но и на все психические процессы.

Компания LEGO уже более 35 лет успешно развивает свое подразделение, занимающееся созданием образовательных методик на базе конструкторов  LEGO. Данное подразделение компании называется LEGO Education.

Решения LEGO Education для дошкольного образования разработаны с учетом требований Федерального государственного стандарта и ориентированы на развитие ребенка в рамках 5 ключевых образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и области физического развития.

Отличительной особенностью федерального государственного стандарта дошкольного образования нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Именно такой подход легко реализовать в образовательной среде LEGO, так как этот конструктор позволяет ребенку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.

LEGO – технологии в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО определяют следующие направления в работе с логопедом: развитие фонетического слуха, понятие синтаксиса, словообразование, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. В познавательном развитии LEGO – технологии применяются в качестве технического конструирования для  воплощения замысла из деталей конструктора, а также при формировании первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.

Цель работы: Теоретическое обоснование возможности применения  LEGO – технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками и составление методических материалов, направленных на повышение уровня познавательно-речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Задачи:

  1. Раскрыть теоретические аспекты применения LEGO – технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.
  2. Проанализировать научно-методическую литературу по применению  LEGO – технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников.
  3. Охарактеризовать логопедические особенности работы с детьми, имеющими общее недоразвитие  речи.

Глава I.   Теоретические основы применения LEGO – технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1 Педагогическая целесообразность использования LEGO – технологий

Система обучения «LEGO Education – Детский сад» подготавливает детей к начальной школе и развивает их навыки самостоятельного обучения, являясь в то же время абсолютно безопасными для малышей.

Социальные навыки и способность к эффективной совместной работе крайне важны для успешного развития ребенка. В рамках практико-ориентированного подхода, реализованного в решениях LEGO Education для дошкольного обучения, дети вместе конструируют и открывают для себя окружающий мир. В процессе сборки моделей они развивают свое воображение и творческое мышление, а специальные сюжеты игр поддерживают мотивацию детей и способствуют формированию ключевых навыков XXI века:

  • Гармоничное развитие ребенка в ходе увлекательного образовательного процесса через игру.
  • Речевое, когнитивное, и социально-эмоциональное развитие.
  • Поддержка и поощрение естественного детского любопытства.

Образовательные решения LEGO Education для дошкольного обучения разработаны профессиональными педагогами. Все методические разработки проходят адаптацию российскими специалистами. А в состав большинства решений входят специально разработанные методические рекомендации с идеями занятий и активностей.

Прилагающиеся задания для работы под руководством педагога делают занятия структурированными и управляемыми, а использование современных образовательных решений предоставляет широкие возможности для увлекательной свободной игры. Все наборы LEGO Education для дошкольного обучения рассчитаны на одновременное использование несколькими детьми, соответственно, они идеально подходят для совместной работы и обучения.

Основные цели обучения LEGO Education – дошкольное образование:

  • Социально-эмоциональное развитие: распознавание и понимание эмоций, изучение взаимоотношений, коммуникативные компетенции, самопознание, совместная работа и работа по очереди.
  • Раннее языковое развитие: навыки говорения и слушания, творческое мышление, навыки пересказа и донесения собственных мыслей, совместная деятельность, ролевые игры.
  • Раннее математическое развитие: решение задач, наблюдение и умение делать выводы, простые арифметические действия, сортировка и категоризация, логическое мышление.
  • Познавательное развитие: творческое мышление и самовыражение, изучение мира вокруг, социально-эмоциональный интеллект, роли и обязанности.

Логопедическая работа в детском саду требует творческого подхода, умения заинтересовать детей, сделать процесс обучения занимательным, успешным в результате. Важным фактором создания таких условий стал именно конструктор LEGO.

LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. LEGO позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре.

Отечественные и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что использование в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста наборов LEGO позволяет за более короткое время достичь устойчивых результатов в коррекции, обучении и воспитании, а также решении частных задач, таких как развитие мелкой моторики. LEGO оказывает влияние на развитие речи, высших психических функций, воздействует на эмоционально-волевую, познавательную, мотивационную сферы, способствует развитию творческих способностей [9].

Основным видом деятельности в период дошкольного возраста является игра, в начальном школьном возрасте ведущей деятельностью становится учеба, однако игра еще долго будет любимым делом детей, вплоть до достижения ими подросткового возраста. В ходе коррекционно – развивающего процесса последовательно совершенствуются следующие виды игр: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-общение и т.д.  В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. У них появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения (мелкая моторика), а также умственные операции, воображение, пространственное представление и развитие речи [17,18,19].

В период дошкольного и младшего школьного возраста эффективно использовать функциональные обучающие средства, способные воздействовать буквально на все органы чувств ребенка и сочетающие в себе возможности мощного влияния как на эмоциональную, так и на логическую сферы, позволяющие связывать их, быстро «строить» надежные и устойчивые «мостики» к тем навыкам и умениям, которые должен усвоить ребенок. Таким универсальным обучающим средством для ребенка безусловно является LEGO. Чувственное и интеллектуальное развитие ребенка теснейшим образом связано с конструированием как одним из основных видов игровой и практической деятельности. Под конструированием будем понимать вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений. Под обучением конструированию имеем в виду формирование общих конструктивных умений и развитие на этой базе конструктивного стиля мышления.

Особое значение конструирование имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, диалогической и монологической речи, расширением словарного запаса. Работа по лексическим темам с помощью конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения, способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления [9,10,11].

Под влиянием продуктивной конструкторской деятельности у ребенка складываются сложные виды перспективной аналитико-синтетической деятельности, в частности, способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перспективные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контуров выделяется структура предмета, пространственные особенности и соотношения его частей. Усвоение перспективных действий ведет за собой развитие других способностей. Кроме этого, реализация этой дополнительной программы помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей за счет активного взаимодействия детей в ходе индивидуальной работы, и групповой проектной деятельности. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, схемами формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Традиционные техники и способы конструирования подразумевают владение изображением предметов с помощью элементарных геометрических форм, что требует от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных конструкторских навыков и умений.

Выбор конструктора LEGO неслучаен, так как дает возможность совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений и отставаний в развитии с овладением и совершенствованием конструкторских умений и навыков. Работа с конструктором LEGO позволяет развивать сенсорную и эмоциональную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разнообразными яркими формами конструктора.

LEGO - конструирование выступает и как средство коррекции эмоционально-волевой сферы, позволяющее преодолеть чувство тревожности, так как позволяет выразить свои эмоции и чувства, вселяет уверенность в своих силах.

Яркость и привлекательность материала заключает в себе большие возможности, так как создает атмосферу непринужденности, доверия, открытости, раскованности, способствует развитию инициативы, самостоятельности, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат конструирования из LEGO не может быть «плохим» или «хорошим», полученная работа неповторима и уникальна, созданная таким образом ситуация успеха для ребенка, корректирует его эмоционально-волевую сферу [9,10,20].

Таким образом, актуальность данной методической разработки заключается в том, что конструкторская деятельность с использованием ярких деталей конструктора LEGO, является наиболее благоприятным видом деятельности для всех категорий детей, включая детей с общим недоразвитием речи.

1.2 Особенности работы с  детьми с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это вид речевого нарушения, при котором у детей обладающих нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, наблюдается нарушение формирования всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и, как следствие, связной речи.

Целенаправленную работу по преодолению ОНР надо начинать в раннем возрасте. Коррекционное обучение охватывает широкий диапазон уровней речевого развития: оно начинается с первых детских слов и заканчивается развернутой фразовой речью, когда ребенок может свободно формулировать свои высказывания.

В основе формирования устной речи лежит такая единица речи, как предложение. А.Н. Гвоздев отмечал ту огромную роль, которую играет предложение в развитии детской речи: «Развитие предложения состоит во все большем его усложнении в отношении количества включаемых им элементов и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой». Взаимосвязь слов в предложении, правильное их грамматическое оформление, обеспечивает понимание и выражение смысла речи, что необходимо для полноценного формирования речевой функции при ее недоразвитии [8,10].

Задачи и содержание обучения детей с разным уровнем речевого развития определяются:

-возрастными возможностями ребенка;

-структурой речевого дефекта;

-внутренней картиной дефекта;

-созданием оптимальных условий для речевой практики;

-потенциальными возможностями ребенка;

-особенностями формирования когнитивной, коммуникативной, регулирующей, обобщающей функциями речи.

Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева, подчеркивая единство речевых и когнитивных процессов, отмечали необходимость учитывания их взаимодействия при выработке стратегии, тактики и содержания коррекционно-логопедического воздействия. Ранняя стимуляция моторного развития, коррекция двигательных нарушений будут способствовать более успешному формированию речевой функции. Для речевого и интеллектуального развития ребенка необходимо определить специальные психолого-педагогические условия, соответствующие особенностям речевого развития детей. К таким условиям относятся содержание, методы и организационные формы обучения [11].

Коррекционные воздействия на ребенка с ОНР необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

Во-первых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.

В-третьих, коррекция должна быть направлена на исправление звукопроизношения.

В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

Вместе с тем, доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку, учет его личностных, характерологических особенностей, данных психического и речевого развития являются одними из ведущих принципов обучения детей с ОНР. Очень важно установить эффективное взаимодействие с ребенком, создать благоприятные условия, обеспечить ребенку чувство безопасности, стимулировать его инициативу, способствовать установлению со взрослым позитивных отношений, основанных на взаимном уважении прав личности [9].

Применение конструкторов на логопедических занятиях с детьми с ОНР позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • формированию грамматической составляющей речи (отрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
  • формированию и развитию правильного длительного выдоха, причем чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.
  • постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
  • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

Конструкторы LEGO используются в играх с детьми с ОНР в разнообразной направленности:

  • диагностика (свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности);
  • дидактические игры (на основе описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);
  • театрализованные игры, в ходе которых у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности [9].

Таким образом, можно отметить что LEGO — технологии позволяют формировать у детей с ОНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.        

Глава  II.  Методические основы  применения LEGO – технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2.1 Методы обучения  LEGO - конструированию

В методике обучения по развитию речи дошкольников с ОНР при использовании LEGO-технологий должны учитываться основные принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Принцип развития.  Предполагает выделение в деятельности педагога по речевому развитию детей тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка [3].

Онтогенетический принцип. Разработка педагогической методики ведётся с учётом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребёнка в онтогенезе.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребёнка. Все психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи [3,4,6].

Принцип деятельностного подхода.  В дошкольном возрасте ведущей формой деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи [3].

Принцип поэтапного формирования умственных действий. Опирается на идеи П.Я. Гальперина и Д.Б. Эльконина, и характеризует становление умственных действий как длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций с использованием вспомогательных материализованных средств опоры, а затем постепенно сокращается, автоматизируется, переводится в умственный план [22].

Принцип дифференцированного подхода. Предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком, содействие и сотрудничество детей и взрослых, так как получение нового, позитивного опыта ребенком возможно лишь с помощью родителей, воспитателей и педагогов дошкольного учреждения.

Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущая роль в деятельности с конструктором принадлежит педагогу, однако решение поставленных задач доступными для него средствами осуществляет ребенок.

Принцип рационального сочетания разных видов деятельности. Основан на утверждениях Л. С Выготского и А.Н. Леонтьева, о том, что личность ребенка развивается в процессе деятельности.

Принцип воспитывающего обучения. Использование ЛЕГО – технологии в коррекционной работе позволяет воспитывать у дошкольников волевые и нравственные качества. Этому способствует деятельность ребенка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата при повышенной мотивации деятельности.

Принцип интеграции образовательных областей. Позволяет сформировать у ребёнка целостное представление о мире [21].

Методика обучения LEGO-конструированию разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии [3,4,6]. Основу процесса составляют чередование практических и умственных действий самого ребенка с обязательным учетом особенностей его конструктивно-игровой деятельности.

Коррекционно-педагогическая работа при нарушении речи наиболее продуктивна в дошкольном возрасте. Наблюдения за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.

Методический подход к развитию речи при использовании LEGO – технологий заключается в развитии всех форм опосредования, то есть  использования реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В процессе коррекционной работы важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог - давать словесный отчет, а на более поздних этапах работы - составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.

Ученые и специалисты на современном этапе учитывают результаты конструкторской деятельности детей при разработке различных методов коррекции недостатков познавательной, интеллектуальной, двигательной и эмоциональной сферы.

Процесс становления конструкторской деятельности включает в себя следующие этапы:

- подготовительный – формирование предпосылок к овладению новой деятельностью;

- этап формирования предметных конструкций;

- этап создания сюжетных конструкций;

- этап творческого конструирования.

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

По источникам передачи и характеру восприятия информации:

1. словесные методы (рассказ, беседа);

2. наглядные (показ, демонстрация);

3. практические (самостоятельная творческая деятельность).

По характеру взаимной деятельности педагога и ребенка:

1.объяснительно-иллюстративный метод (педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, объяснение), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы, инструкции) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи).

2. репродуктивный метод (организуется деятельность детей по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а дети их выполняют - решают сходные задачи и т.д. От того, насколько трудно задание, от способностей детей зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу);

3. метод проблемного изложения (создание проблемной ситуации; анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач; решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;

4. эвристический метод (в целях постепенного приближения детей к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя их умения постепенно);

5. исследовательский метод (этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной детям форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения).

2.2  Содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в рамках применения LEGO – технологий направлена на решение педагогических и логопедических задач.

Обучающие задачи:

1.Научить наблюдать окружающие предметы и явления.

2.Обучить техникам конструирования с использование LEGO-элементов.

3.Научить планированию деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий.

4.Обучить умению искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических упражнений, рисунков, схем).

Развивающие задачи:

1.Развить наглядно-образное и словесно-логическое мышление и активизировать самостоятельную мыслительную и речевую  деятельность.

2.Развивать внимание, память, эмоционально-волевую сферу, формировать адекватную самооценку.

3.Развить регулятивную структуру деятельности, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.

4.Развить коммуникативную компетентность дошкольников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умение работать в команде, распределять обязанности).

5. Развить индивидуальные способности ребенка.

6. Развитие мелкой моторики.

Воспитательные задачи:

1.Сформировать мотивацию успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности.

2.Воспитывать навык совместной деятельности, дружеских взаимоотношений.

3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость на процесс и полученный результат.

2.2.1 Формы коррекционно-развивающей  работы

В процессе коррекционно-развивающей деятельности предполагаются основные формы работы:

  1. Индивидуальная: педагог ведет работу с каждым ребенком индивидуально.
  2. Подгрупповая: групповая работа дошкольников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны педагога приемами установления и регулирования взаимоотношений между детьми, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности.  

Занятия проходят в форме совместной деятельности ребенка и логопеда. Логопед показывает, объясняет и трудится вместе с детьми, постепенно добиваясь самостоятельности детей в работе. В процессе конструирования, в форме диалога обсуждаются и предварительный замысел, а также и заключительный этап, обсуждение полученного результата.

2.2.2 Структура и виды занятий

Логопедическое занятие с применением LEGO – конструктора предполагает деление на несколько смысловых частей:

 артикуляционная гимнастика;

 пальчиковая гимнастика;

 игры на развитие дыхания;

 сюрпризный момент (отработка лексической темы);

 аналитическая часть (анализ предмета, выделение его характерных особенностей, основных функциональных частей, планирование процесса создания модели);

 собственно конструирование;

 обсуждение работы.

В работе с дошкольниками применяются следующие виды организации занятий:

- работа по образцу;

- работа по модели;

- моделирование по условиям;

- работа по инструкции (схеме);

- по «собственному замыслу».

1.Конструирование по образцу.  Представляет собой прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанную на подражании. Детям дается образец - способы воспроизведения.

Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить – что, за чем; как лучше, чем закончить. Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ), развивают речевую активность.

2.Конструирование по модели. Детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных ее элементов. Модель-задача, где не даются способы решения. Постановка таких задач - эффективное средство активизации мышления.

Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.

3.Конструирование по условиям. Образца нет - рисунка (схемы) нет - способов возведения нет. Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение. В процессе конструирования – формируется умение анализировать, размышлять о важности соблюдения последовательности выполнения работы, о необходимости выбора нужных деталей. У них появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.

Конструирование по условиям способствует развитию творческого конструирования.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу. Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее, что способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей.

Таким образом, в процессе осуществления коррекционно-развивающей деятельности у ребенка должны быть:

  1. сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  2. развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
  3. развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  4. совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  5. сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Ориентировочный учебно-тематический план индивидуальной, подгрупповой работы с детьми 5-6 лет по лексическим темам с использованием LEGO – элементов на плоскости плата

Месяц

Тема занятия

Схемы

Количество занятий

Время одного занятия

25 мин.

1

Октябрь

Овощи

лук, помидор,

свекла, морковь, по замыслу

4

Грибы

лисичка, мухомор, подберезовик, подосиновик

4

2

Ноябрь

Фрукты

яблоко, апельсин, виноград, ананас

4

Гласные звуки

А,У

2

3

Декабрь

Деревья

ель, сосна, береза, яблоня

4

Новый год

Дед Мороз, снеговик

2

Рыбы

рыбка, дельфин

2

4

Январь

Посуда

кастрюля, чашка, тарелки, ваза, кружка, чайник

6

Продукты питания

пирог, конфета

2

5

Февраль

 Мебель

стол, стул

2

Домашние животные

кот, собака, лошадь

3

Животные жарких стран

жираф, слон, крокодил

3

6

Март

Дикие  животные

волк, заяц, медведь, лиса

4

Домашние птицы

утка, гусь

2

Цветок маме

роза, мак

2

7

Апрель

Транспорт

машина, корабль, самолет, вертолет по чертежам

4

Космос

космический корабль, космонавт, солнечная система

2

Дикие птицы

чайка, воробей

1

Гласные звуки

О, И

2

8

Май

Люди

девочка

мальчик

2

Природные явления

солнце, луна, радуга по модели

3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный человек участвует в разработке, создании и потреблении огромного количества артефактов: материальных, энергетических, информационных. Соответственно, он должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, готовый непрерывно учиться.

В условиях стремительных изменений в социально- экономической и технологической областях жизни общества особое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Сложная структура дефекта при ОНР, разнообразие его клинических проявлений и многообразие причин возникновения ОНР, обусловливают необходимость  комплексного подхода, реализацию метода воздействия, направленного на развитие личности в целом. Многоаспектность воздействия конструирования делает его включение в комплексную коррекционно-развивающую работу одним из приоритетных условий успешного обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

 В ходе коррекционно-развивающего процесса LEGO - технологии позволяют:

  • оптимизировать педагогический процесс;
  • расширяют образовательное пространство;
  • обогащают развивающую предметно – пространственную среду;
  • способствуют экспериментированию с доступными детям материалами, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников;
  • обеспечивают развитие психических процессов и мелкой моторики рук;
  • дают возможность самовыражения детей, и тем самым способствуют речевому развитию дошкольников.

Таким образом, использование  LEGO – технологий в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, способствует развитию психических процессов, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, развитию фонематических процессов и владению речью как средством общения и культуры, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что соответствует ФГОС ДО.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Агафонова И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2006.
  2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
  3. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности М., 1982.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций  М. : ЧеРо, 1999.
  5. Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО. М.,2001.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
  7. Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи  М.: Форум, 2015.
  8. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника. М.;Л.; 1948.
  9. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. Пособие для педагогов - дефектологов. М. : Изд-во Российский университет  дружбы народов, 2007. 
  10.  Лусс Т. В.  Леготерапия /Сост. И.М. Минаев. М. : «Сопричастность» 2002. — С. 316-318.
  11. Лусс Т.В.  Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии. /Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. М. : «Академия», 2002. — С. 425 - 438.
  12. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа корекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. Спб, : Детство-пресс, 2015.
  13. Новоторцева  Н.В. Специальная методика развития речи неговорящих детей. Изд-во ЯГПУ, 2012.
  14. Новоторцева Н.В. Энциклопедия речевого развития. М.: ЗАО РОСМЕН – ПРЕСС, 2008.
  15. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.
  16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М, 2008.
  17. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  18. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка. М. : Издательство ВЛАДОС, 2017.
  19. Информационный материал [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://education.lego.com/en-us 
  20. Информационный материал [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://le-www-live-s.legocdn.com/sc/media/files/activities/preschool/le_preschool_minifig%20instructions_aw3_ru-3120fcecf20e8d0c6d4d953f81cdcdf0.pdf
  21. Информационный материал [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://education.lego.com/ru-ru/product/preschool 
  22. Ноздрина И.Е. Использование Лего – технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://doshkolnik.ru/logopedia/17950-ispolzovanie-lego-tehnologiiy-v-logopedicheskoiy-rabote-s-detmi-s-obschim-nedorazvitiem-rechi.html
  23. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от «17» октября 2013 г. № 1155  [Электронный ресурс].- Режим доступа:  https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

                           Приложение.

Занятие « Над Землей и космическое пространство» № 1.

Тема: «Солнечная система. Ракета. В космическом корабле».

Цели и задачи:

Коррекционно-

образовательные

Воспитательные

Развивать навыки говорения, слушания, критического мышления.

Учиться  говорить ясно и развивать  словарный запас.

Учить самостоятельно использовать простые и сложные предложения в рассказе, грамматически правильно изменять все слова, входящие в активный словарь.

Формировать способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных.

Развивать диалогическую  и монологическую речь.

Наблюдать за объектами и событиями, сравнивать их.

Объяснять, что они делают и какие инструменты используют.

Высказывать свои идеи и узнавать характеристики знакомых предметов.

Узнавать эмоции, положительно управлять некоторыми эмоциями.

Делиться своим мнением и точкой зрения.

Делать выбор.

Узнавать, как поведение оказывает влияние на других людей, учиться взаимодействию.

Предлагать способы улучшить свою работу.

Показывать свою уверенность при разговоре и слушании.

Учиться  внимательно и долго слушать и соответственно реагировать

Учиться презентовать свои поделки простыми способами. Например: через рассказ или рисунок.

Оборудование:

Наборы «Городская жизнь»,  «Космос и аэропорт», иллюстрации с изображениями планет солнечной системы, ракеты, космического корабля, метеорита, астероида, кометы, коробка с мячами разного диаметра и цвета в количестве 9 штук.

Словарь:

Планета, солнечная система, орбита, космический корабль, космодром, космонавт, ракета, метеорит, астероид, комета.

Ход занятия:

название

                                  содержание

 время

 Вводная часть:

Основная часть:

Заключительная часть:

Перед началом занятий детям рекомендуется помыть руки. Когда все участники  на своих местах, педагог приветствует детей. Также стоит обсудить прошедшую неделю и ее события. Артикуляционная гимнастика.

Расскажите детям о теме урока. Начать  основную часть урока необходимо с вопроса:

«Что такое космос?» Космос, космическое пространство – то что окружает нашу планету за ее пределами. Показать детям фотографии планет в межпланетном пространстве. Построить модель солнечной системы в центре общего стола из мячей, соблюдая порядок расположения планет относительно солнца, показать орбиту планеты. Солнечная система – это группа небесных тел, которая вращается вокруг солнца. Рассказать о каждой из 9 планет.

Меркурий  - планета, которая ближе всего находится к солнцу. Венера известна как «близнец» Земли, потому что эти две планеты одинаковые по размеру. Земля – небольшая планета и третья по порядку от солнца. Земля – планета на которой мы с вами живем. Землю называют голубой планетой из-за всех океанов, которые видны из космоса. Марс – четвертая планета, который называют

красной планетой, потому что если смотреть с земли, то Марс, действительно выглядит красным по цвету. Юпитер – самая большая планета солнечной системы. Уран – седьмая планета, Нептун – одна из двух планет, которую нельзя увидеть без телескопа. Плутон – самая отдаленная от солнца планета.  Хором дети проговаривают название каждой планеты, вслушиваются в незнакомые названия.

Педагог предлагает сделать разминку, чтобы показать,  как ракета летит в космос:

Все готово для полета (поднять руки вперед, затем вверх)

Ждут ракеты всех ребят (соединить пальцы над головой, изображая ракету)

Мало времени для взлета (марш на месте)

Космонавты встали в ряд (встать прыжком ноги врозь руки на пояс)

Поклонились вправо, влево (наклоны в стороны)

Отдадим земной поклон (наклон  вперед)

Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах)

Опустел наш космодром (присесть на корточки и подняться).

Обсудить с детьми почему люди исследуют космос. Человека всегда интересовало, что находится за пределами земного шара, чтобы стать умнее и сильнее. А как люди летают в межпланетное пространство? Какие особенные характеристики должны быть у ракеты или космического корабля, чтобы человек мог добрать до космического пространства и выжить в нем. Рассматриваем фотографии ракеты и космонавтов. Обсуждаем температуру в космическом пространстве, как она изменяется в солнечной системе по степени отдаленности от солнца.

Практическое задание: строим вместе с детьми космический корабль, пусть он будет у каждого свой и любой сложности.

Презентация готовых поделок друг другу. Необходимо дать название своему кораблю, рассказать о его характеристиках. Хотели бы стать настоящими астронавтами и исследовать другую планету. Что бы дети хотели выяснить, когда они приземлятся на какую – либо дальнюю планету. Педагог слушает рассказ каждого участника, в случае затруднений помогает построить и рассказать о своей поделке.

Задание на дом: педагог выдает каждому участнику лист для раскрашивания. Необходимо вспомнить информацию о нашей планете, найти ее и раскрасить соответствующим цветом.

Совместная уборка рабочего пространства.

Вручение каждому участнику космического паспорта, который дает право беспрепятственного выхода в открытый космос на построенных космических кораблях.

5 мин.

15 мин.

5 мин.

Занятие « Над Землей и космическое пространство» № 2.

Тема: «Жизнь и работа в космическом пространстве».

Цели и задачи:

Коррекционно-

образовательные

Воспитательные

Развивать навыки говорения, слушания, критического мышления.

Учиться  говорить ясно и развивать  словарный запас.

Учиться самостоятельно использовать  простые и сложные предложения в рассказе, грамматически правильно изменять все слова, входящие в активный словарь.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Развивать умение догадываться о смысле незнакомых слов.

Наблюдать за объектами и событиями, сравнивать их.

Объяснять, что они делают и какие инструменты используют.

Высказывать свои идеи и узнавать характеристики знакомых предметов.

Узнавать эмоции, положительно управлять некоторыми эмоциями.

Делиться своим мнением и точкой зрения.

Делать выбор.        

Узнавать, как поведение оказывает влияние на других людей, учиться взаимодействию.

Предлагать способы улучшить свою работу.

Показывать свою уверенность при разговоре и слушании.

Учиться  внимательно и долго слушать и соответственно реагировать

Учиться презентовать свои поделки простыми способами. Например: через рассказ или рисунок.

Оборудование:

Наборы «Городская жизнь»,  «Космос и аэропорт», иллюстрации с изображениями астронавтов, планет солнечной системы, одежды для космонавтов, космонавтов, находящихся в открытом космосе.

Словарь: Астронавт, экипаж, кислород, скафандр, открытый космос.

Ход занятия:

название

                                  содержание

 время

 Вводная часть:

Основная часть:

Заключительная часть:

Перед началом занятий детям рекомендуется помыть руки. Когда все участники  на своих местах, педагог приветствует детей. Также стоит обсудить прошедшую неделю и ее события, что интересного узнали, что необычного произошло. Артикуляционная гимнастика

Расскажите детям о теме урока. Начать  основную часть урока необходимо с вопроса: «Кто может сказать, есть ли в космосе  жизнь?»

Все дело в том, что для возникновения жизни необходимы определенные условия. Вода, воздух и пища. Нашу планету по праву можно назвать водной, ведь большую её часть покрывают моря и океаны. По мнению ученых первые живые существа появились именно в воде. На других планетах солнечной системы такой водной среды нет. Исследователи установили, что вода в замороженном состоянии есть на планете Марс, но вода с Марса совсем не похожа на земную, она не пригодна для человека. Также, для возникновения жизни необходим кислород, тот самый воздух, которым Мы с Вами дышим. Давайте сделаем глубокий вдох (все вместе вдыхаем через нос и медленно выдыхаем через рот – 3 раза) и подышим воздухом. В космосе, да и на известных человеку планетах кислорода нет, а значит  чтобы человек мог полететь в космос ему что необходимо ??  (Космический корабль и космический костюм – скафандр, который благодаря специальному оборудованию внутри защищает от холода и обогащает кислородом для дыхания). Еще один важный элемент для возникновения жизни - это еда. Пища дает человеку энергию и витамины, без еды человек обречен на погибель. Поэтому в полет с собой человек должен взять достаточное количество продуктов питания.

Что необходимо человеку, чтобы выжить в космосе??

Практическое задание: Педагог просит участников построить себя в качестве космонавта из любых элементов и деталей. Поделка должна содержать защитный костюм, полностью закрывающий тело и голову, чтобы защитить космонавта при выходе из космического корабля в открытый космос. Если дети строят команду космонавтов, ввести новый термин «экипаж корабля».

Презентация готовых поделок друг другу. Педагог слушает рассказ каждого участника, в случае затруднений помогает построить и рассказать о своей поделке.

Совместная уборка рабочего пространства.

Домой выдается задание на листочке – обвести тот космический костюм, который позволит космонавту дышать в космосе.

5 мин.

15 мин.

5 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Применение LEGO – технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Учитель – логопед МДОУ Сатомская Елена Владимировна

Слайд 2

Цель работы: Теоретическое обоснование возможности применения LEGO – технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками и составление методических материалов, направленных на повышение уровня познавательно-речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Слайд 3

Задачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты применения LEGO – технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. 2. Проанализировать научно-методическую литературу по применению LEGO – технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников. 3. Охарактеризовать логопедические особенности работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Слайд 4

Для более эффективной работы с проблемными детьми необходимо было создать яркие, функциональные обучающие средства, способные воздействовать буквально на все органы чувств ребенка, и сочетающие в себе возможности мощного воздействия как на эмоциональную, так и на мыслительную сферы. Многолетние усилия профессиональных педагогов, ученых и конструкторов привели к созданию разветвленной системы наборов LEGO Education

Слайд 5

Прилагающиеся задания для работы под руководством педагога делают занятия структурированными и управляемыми, а использование современных образовательных решений предоставляет широкие возможности для увлекательной свободной игры. Все наборы LEGO Education для дошкольного обучения рассчитаны на одновременное использование несколькими детьми, соответственно, они идеально подходят для совместной работы и обучения.

Слайд 6

Особый вклад в развитие и применение LEGO – технологий в нашей стране внесла Татьяна Вячеславовна Лусс кандидат педагогических наук доцент кафедры специальной педагогики и психологии Академии последипломного образования г. Москвы. Методика обучения LEGO - игре разрабатывалась Т.В. Лусс согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Основу процесса его усвоения составляет чередование практических и умственных действий самого обучаемого, с учетом особенностей конструктивно-игровой деятельности детей.

Слайд 7

Общее недоразвитие речи — это вид речевого нарушения, при котором у детей обладающих нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, наблюдается нарушение формирования всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и, как следствие, связной речи.

Слайд 8

Логопедическая работа в детском саду требует творческого подхода, умения заинтересовать детей, сделать процесс обучения занимательным, успешным в результате. Важным фактором создания таких условий стал именно конструктор LEGO. LEGO – технология - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка, позволяющая детям учиться, играя, и обучаться в игре.

Слайд 9

Применение конструкторов на логопедических занятиях с детьми с ОНР позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует : развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем; формированию грамматической составляющей речи; формированию и развитию правильного длительного выдоха, причем чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа; постановке и автоматизации звуков в ходе игры; формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь; овладению звуко -буквенным анализом и слого -звуковым составом слов; формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма; развитию и совершенствованию высших психических функций; тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук;

Слайд 10

Конструкторы LEGO используются в играх с детьми с ОНР в разнообразной направленности : диагностика (свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности ); дидактические игры (на основе описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции); театрализованные игры , в ходе которых у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.

Слайд 11

Таким образом, использование LEGO – технологий в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, способствует развитию психических процессов, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, развитию фонематических процессов и владению речью как средством общения и культуры, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что соответствует ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...