Становление фонетико-фонематической стороны речи у детей в ходе нормального речевого развития.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Ерёмина Марина Петровна

.    Овладение правильным произношением речевых звуков, является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком лепетно, с очень искаженным, неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает постепенно.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ontogenez_zvukoproizn.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.1. Становление фонетико-фонематической стороны речи у детей в ходе нормального речевого развития.

    Овладение правильным произношением речевых звуков, является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком лепетно, с очень искаженным, неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает  постепенно.

    В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов может правильно произносить лишь самые простые и артикулярные звуки. К ним относятся гласные А,О,Э и согласные П,Б,М. Именно из этих звуков состоят первые слова ребенка: МАМА, ПАПА, БАБА. Несколько позднее усваиваются и другие артикулярно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка Это гласные И,Ы,У и согласные Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки С,З,Ц, Ш,Ж,Ч,Л,Р примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками.

Время появление звуков в годах

                                                                                                       таблица № 1

Время появления звуков (в годах)

1-2

2-3

3-5

5-6

Звуки

АОЭ

П Б М

ИЫУ

ФВТДП

К Г Х Й

С З Ц

Ш Ж Ч Щ

Л

Р

   

 Из таблицы №1 видно, что при нормальном ходе развития не позднее к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

    Р.Е. Левина (1968) отводит большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки (фонемы).

  Д.Б. Эльконин (1985) дал определение   фонематическому    восприятию – это  специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Понятие фонематического восприятия близко по значению к термину фонематического слуха.

   Т.В. Волосовец (2002) приводит описание процесса формирования фонематического слуха. Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.

     В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

      С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). Так формируется фонематический слух - способность воспринимать звуки человеческой речи. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

      К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

       К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

             

                 

Развитие фонематического восприятия в норме

(по М.Б.Елисеевой, 2005)

   таблица №2

Область

языковой

компе-тенции

Возраст (годы)

0-1

1-2

2-3

3-4

4-5

5-7

1

2

3

4

5

6

7

фонетика

Восприятие:

Возникновение

Различных реакций на звуки и речь;

-различение интонации;

-восприятие основных фонологических

противопо-

ставлений

родного языка.

Продуцирование:

-крик (новорожденный);

-гуление (1-3 мес.);

-лепетные слоги (4-6 мес.);

-лепетные цепи

(6-8 мес.);

-лепет с уподобленными слогами (8-12 мес.);

имитация некоторых звуков

Восприятие:

-становление фонематического слуха.

Продуциро-

вание:

-усвоение

системы гласных фонем;

-усвоение многих согласных фонем;

-лепет с интонацией предложения.

Фонемати-

ческие ошибки:

-слоговая элизия;

-пропуск отдельных согласных;

-добавление гласных (тенденция к конечному открытому слогу);

-ассимиляция в области

гласных и согласных;

-упрощение стечений согласных;

-замена гласных и согласных, в том числе и нетипичная;

-метатезис

Фонетические ошибки:

-слоговая элизия только в 4-5-сложных словах, ассимиляции в области гласных и согласных, пропуск отдельных согласных (до 2,6 лет);

-упрощение многих стечений согласных (к 3 годам упрощаются только группы из щелевых согласных)-замены согласных, сложных для артикуляции [ц],[ч],[ш],

[ж],[щ],[р],[р’],[л],[л’].

К 3 годам-типичные замены;

-метатезис

Типичные согласных замены:

-замены некоторых согласных, сложных для артикуля-

ции

[ц],[ч],

[ш],[ж],

[щ],[р],

[р’],[л],

[л’];

-метатезис

Типичные согласных замены:

-замены

отдельных согласных, сложных для артикуляции;

-метатезис

Метате

зис в речи левору

ких детей и амбидекстров

   Усвоение фонемы первоначально идет на полисенсорной основе (различные виды восприятия: кинестетическое, зрительное, слуховое). На поздних этапах речевого онтогенеза ведущими становятся акустические признаки фонем.

    Р.Е. Левина (1968) выделяет 6 этапов  формирования фонематического восприятия,  пять из них формируются самостоятельно, а шестой в условиях специализированного обучения.

1. развитие неречевых звуков;

2. различение звуков голоса;

3. различение слов паронимов;

4. формирование фонематических представлений;

5. Формирование звукового анализа и синтеза;

6. формирование слогового анализа.

        Таким образом, если при усвоении фонемы нарушается кинестетическое, зрительное, слуховое восприятия то, приходиться говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения требующих специальной логопедической помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевой патологией

Статья для работников дошкольных учреждений: воспитателей, логопедов, психологов. В статье излагаются некоторые аспекты коррекционно-логопедической работы, связанные с формированием фонематических пре...

Методическая разработка коррекционной работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР

·         Вводится понятия звук, гласный звук .·         Происходит знакомство с обозначением гласного звука.·...

Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"

Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа)   учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....

Система авторских заданий для родителей по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего возраста с ТНР

Задания предназначены для зарепления простейших навыков фонематического анализа, сформированных на логопедических занятиях в старшей группе. Может применяться как родителями, так и воспитателями речев...

Формирование фразовой речи у детей с 1 уровнем речевого развития

Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. При восприятии обращенной речи,...

Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематической системы речи у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов реч...

КООД по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»Цель:  развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 летЗадачи:Коррекционно-образовательные: поз...