Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности «Весеннее путешествие»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Дубинец Анастасия Сергеевна

Цель: формирование лексико-грамматических категорий по теме "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dubinets_vesna.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 подгруппового занятия

по формированию лексико-грамматического строя речи

 в старшей группе компенсирующей направленности

«Весеннее путешествие»

Форма организации образовательного процесса: подгрупповая.

Цель: формирование лексико-грамматических категорий по теме «весна»

Задачи:

-коррекционно-образовательные: создать условия для формирования умений подбирать слова-признаки, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе; образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к,- ик, -ок;  согласовывать имена числительные и имена существительные; продолжать активизировать в словаре детей глаголы; развивать умения согласовывать местоимения «мой», «моя», «мои», «моё»; упражнять детей в употреблении предлогов в, на, под.

-коррекционно-развивающие: продолжать развивать слуховое восприятие и внимание.

-коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей самоконтроль за речью; обучать работать в коллективе и в команде.

Материалы и оборудование:

ноутбук, проектор, мольберты, мяч, сундук, колокольчик, контейнеры, картинки-пазлы с изображением окна, картинки (солнце с лучами, цветок, капля, листок, облако, птица). Аудиозапись «Звуки природы», картина с изображением весеннего леса, на каждого ребенка магнитные картинки (гнездо, белка, ёж, птица, цветы, трава, листья).

Применяемые технологии:

-личностно-ориентированного взаимодействия; 

-проблемного обучения;

-игровые;

-здоровьесберегающие (физкультминутка);

-технология «ситуация»;

- информационно-коммуникативные.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети заходят в зал. Раздается чей-то голос.

На экране появляется Леший.

Леший: Здравствуйте ребята, я Леший- житель леса. Когда наступает весна, я звоню в свой волшебный колокольчик, и  Ясень, который находится на участке вашего детского сада, просыпается. Я не могу найти волшебный колокольчик.

Логопед: Неужели Ясень, украшение нашего детского сада, такой красивый, могучий, проспит весну? Что будем делать?              Ответы детей.

Леший: Я приготовил для вас сундук с играми, которые помогут найти волшебный колокольчик. После каждого выполненного задания вы получите картинки-подсказки, где искать колокольчик. А когда его найдёте – позвоните, чтобы Ясень услышал и проснулся.

Логопед: Ребята, согласны? С чего начнем? Какое задание мы выполним в первую очередь?                                                                  Ответы детей.

Последовательность игр дети выбирают самостоятельно.

Игра «Назови словечко»

Дети выбирают конверт. В нём находится круг желтого цвета и «лучи солнца» по количеству детей.  

Логопед:  Ребята, посмотрите, что приготовил нам Леший?  Как вы думаете, что будем делать?                                                                                             Ответы детей.

Логопед: Замечательная идея! Сначала мы прикрепим круг желтого цвета на мольберт. Затем, возьмите по одному лучу и, называя,  какая бывает весна, прикрепите его к кругу.                                                                             Ответы детей.

Дети берут лучи, подбирают прилагательные к существительному «весна», проговаривает его и прикрепляют к кругу желтого цвета.

Логопед: Здорово, вы справились с этим заданием, которое приготовил Леший. Получайте картинку-подсказку.

Логопед: Выбирайте следующую игру.

Игра «Звуки и голоса природы»

Логопед: Ребята, вы были в весеннем лесу? Какие звуки вы слышали?

                                                                                                Ответы детей.

  Логопед: В каждое время года в природе слышны разные звуки. Послушайте, какие звуковые загадки для вас приготовил Леший.

  Звучит музыкальная запись «Весна в лесу»: шум дождя, шелест листвы, журчание ручья, пение птиц. После прослушивания, дети рассказывают, какие звуки они услышали.

Логопед: Скажите эти слова, добавляя к ним слова «весенний», «весенняя».

Дети подбирают к словам дождь, листья, ручей, птицы, ветер, подходящие прилагательные «весенний», «весенняя».

Логопед: Как вы считаете, вы справились с этим заданием? За ваши правильные ответы, получайте от Лешего подсказку.

Логопед: Выбирайте следующую игру, которую приготовил Леший.

Игра «Волшебные лупы»

Логопед: Посмотрите, что для этой игры приготовил Леший?

 Дети достают мешочек, в котором находятся «лупы» с символами игр, таких как:

Игра «Мой, моя, мои» (на «лупе» символ с 2-мя ладонями)

Игра«Назови ласково» (на «лупе» символ с изображением сердца)

Игра «Слова-действия» (на «лупе» символ с изображением «бегущий человек»).

Игра «Один-много» (на «лупе» символ с изображением «воздушные шары).

Игра «Посчитай от 1 до 5» (на «лупе» символ с изображением цифр от 1 до 5).

Игра «Нет чего?» (на «лупе» символ с изображением «зачеркнутого круга»)

и картинки: цветок, листок, птица, облако, капля, солнце,скворешник.  

Дети по своему желанию выбирают «лупы» из мешочка. Логопед уточняет обозначения символа на «лупе» и выполнение задания.

Логопед: Для того, чтобы выполнить  это задание от Лешего, прикрепите картинки на мольберт. Поднесите свою «лупу» к картинке и выполните задание.

Логопед: Отлично! И за эту игру вы получаете картинку-подсказку.

Логопед: А теперь посмотрим, какую следующую игру приготовил Леший. Выбирайте.

Игра «Картинке – своё место»

Дети выбирают конверт, в котором находятся картинки: белка, гнездо, ёж, птица, трава, цветок, листья, скворечник, божья коровка. На мольберте картина с пейзажем весеннего леса и условные обозначения предлогов в, на, под.

Логопед: Ребята, посмотрите, Леший приготовил для вас картину весеннего леса.

Выберите картинки и составьте предложение с предлогом в, на, под. Прикрепите свою картинку на картине весеннего леса, и составьте  предложение.

Логопед: Как вы считаете, у нас получилось выполнить это задание от Лешего?                                 Ответы детей.

Логопед: Здорово! Получайте картинку.

Логопед: Ребята есть еще игры в сундуке?                                   Ответы детей.

Логопед: Как вы считаете, пришло время собрать картинку-подсказку? 

                                                                                                             Ответы детей.

Логопед: Попробуем?

Дети собирают картинку-подсказку. После того, как картинка собрана дети узнают, где им искать колокольчик. На картинке - подсказке изображение окна,  на котором находится красный цветок.

Логопед: Как вы думаете, где может находиться волшебный колокольчик?

                                                                                                       Ответы детей.

Логопед: Проверим?

Дети находят колокольчик.

Логопед: Для чего мы искали колокольчик?                                Ответы детей.

Дети звонят в колокольчик, и на экране появляется  слайд с Лешим.

Леший: Вижу-вижу, вы нашли колокольчик! Спасибо вам ребята, без вашей помощи я бы не справился.

На экране появляется слайд с деревом Ясень.

Ясень: Слышу, слышу! Вот и весна пришла, значит просыпаться мне настала пора!

Логопед: 

Кому мы помогали?

Для чего мы помогали Лешему?

Какие игры приготовил Леший?

 Какую игру предложили бы поиграть другим детям?

У нас получилось?                               Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) Тема: "Путешествие в зимний лес"

Логопедическое занятие для детей, где активизируется и расширяется словарный запас по теме "Дикие животные".  А так же формируются грамматические категории. На занятии дети учатся образованию при...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка  в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Насекомые»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Относительные прилаг...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...

Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, с использованием методов моделирования....

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности «Весенняя сказка»

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности«Весенняя сказка»...