Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) Тема: "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Агапова Анжелика Васильевна

Логопедическое занятие для детей, где активизируется и расширяется словарный запас по теме "Дикие животные".  А так же формируются грамматические категории. На занятии дети учатся образованию притяжательных прилагательных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)

Тема: "Путешествие в зимний лес"

Коррекционно-образовательные цели:

Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные»;

Учить  в образовании притяжательных прилагательных;

Продолжать учить подбирать слова признаки;

Закрепить навык  составления предложений с предлогами;

Закреплять представления о диких животных, их поведении зимой.

Коррекционно – развивающие цели:

· Развивать  слуховое внимание, зрительное и фонематическое восприятие, мышление, тонкую и общую моторику, коммуникативные навыки;

Коррекционно – воспитательные цели:

· Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;

· Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Материалы и оборудование:

· Мольберт, магниты, модули (пенёчки), элементы декорирования (ёлочки, сугробы, снежинки),

маски животных, компьютер, звуковое письмо, дидактическое пособие «Зимний лес», разрезные картинки ,зашумленный рисунок – путаница в графическом изображении, листы бумаги с восковым рисунком зайчат, краска голубого цвета, раскраски.

Ход занятия

I. Приветствие «Назови соседа ласково»

- Здравствуйте, ребята. Давайте встанем в круг, и каждый из вас назовёт ласковым именем своего соседа справа, и пожелает ему доброго утра.

II. Организационный момент.

На компьютере зимний лес

- Ребята  нам пришло электронное письмо, которое адресовано дружным и смелым детям. Вы дружные? Смелые? Тогда это письмо точно вам. Давайте прочитаем:

Из зимнего леса пишу вам, друзья,

Я к вам обратилась, поверьте не зря!

Зайчат я своих потеряла в лесу,

О помощи вас я сейчас попрошу.

Логопед: Поможем ребята?

Дети: Да

Логопед: Поспешим на помощь?

По тропинке мы пойдем,

Прямо в лес мы попадем.

III. Двигательное упражнение «Тропинка».

- Пойдём в лес по заснеженной тропинке, обязательно перешагивая все кочки, а то вдруг под кочкой чья-нибудь норка и мы потревожим, например, мышонка или ёжика. Ставьте руки на пояс, идём по тропинке, как только услышите слово «кочка», перешагивайте её, высоко поднимая ноги.

-бочка –кочка- дочка- ночка- кочка- квочка- кочка- точка-почка-кочка-

Сколько кочек вы перешагнули?

IV. Подбор слов – признаков.

- Ну, вот мы и подошли с вами к лесу. Посмотрите, сколько снега вокруг. Где лежит снег? Лес как будто притаился. Давайте мы назовём с вами зимний лес красивыми словами. Я начну, а вы продолжайте: лес очень красивый. Ещё какой? (заснеженный, таинственный, волшебный, сказочный, удивительный).

V. Составление предложений с предлогами. Упражнение «Кто где живёт?»(панно «Зимний лес»)

- Где же вы, зверята, прятались? Я сейчас сама попробую догадаться, но если в чём-то ошибусь, вы меня поправьте. Поселите животного в свой домик.

Медведь залез в дупло."

Заяц спрятался в норе.

Белка забралась в логово.

Лиса спит в берлоге.

Волк притаился под кустом.

Дети исправляют ошибки и расселяют животных в свои домики.

VI.Артикуляционная гимнастика. «Сказка про белочку»

Логопед: Вот мы и назвали  диких животных, которые живут в лесу. А давайте с вами расскажем сказку о белке.

Дети рассаживаются на пенечки, берут зеркала и выполняют артикуляционную гимнастику.

Маленькая белочка Широко открыт рот, язык расслаблен.

Спала в теплом дупле “Лопаточка”.

Вот она проснулась

И весело нам улыбнулась “Улыбка”

Почистила зубки “Чистим зубы”

Прополоскала ротик “Полоскание рта”.

И пошла гулять, попрыгала по веткам

Вверх – вниз, вверх– вниз “Здороваемся с верхней и нижней губой”.

Увидела лошадок “Лошадка”

Насобирала грибов “Грибок”

Устала. Вернулась в дупло.

И прилегла отдохнуть. Рот открыт, язык расслаблен.

Логопед: Ребята, а вы хотите сами превратиться в лесных зверей?

Вот вокруг нас зимний лес,

Полный тайн и чудес.

С вами мы уже не дети –

Все мы волки и медведи.

Логопед: Посмотрите, а вот на пенёчках маски животных. Подходите ближе и сами выбирайте, в кого бы вы хотели превратиться.

(Дети надевают  маски и садятся на пенёчки).

VII. Уточнение и расширение словаря и координация движений. Упражнение «Зверята и ребята».

Логопед: Звери, так же как и люди, живут в своих домиках семьями, у них есть мамы, папы и детёныши. Давайте встанем вокруг нашей полянки и вместе назовём членов звериных семей. Те зверята, о ком пойдёт речь, выходят в круг и показывают его походкой и движениями.
1) По полянке скачет серенький зайчишка.

Весь дрожит от страха, видно он трусишка.

А за ним его ребята – длинноухие … (зайчата).

- Скажите мне , как называется ваша семья. Она чья? – заячья.

Как назвать папу? – заяц, маму? – зайчиха, а детёныша? – зайчонок.

2) Как зимой холодной волк по лесу рыщет,

Злой он и голодный здесь добычу ищет.

А за ним его ребята – острозубые … (волчата).

После каждого куплета называются члены семей

3) От дупла к макушке ловко скачет белка

И грызёт орешки на еловых ветках.

А за ней её ребята – в шубках рыженьких … (бельчата).

4) Вот идёт по лесу рыжая плутовка

И следы своим хвостом заметает ловко.

А за ней её ребята – длиннохвостые … (лисята).

5) Вот бредёт по лесу мишка косолапый,

После зимней спячки отморозил лапу.

А за ним его ребята – вперевалку … (медвежата).

VIII. Образование притяжательных прилагательных. Игра «Собери картинку».

Логопед: Собрались все звери снова лесной полянке (дети садятся на пенёчки) и стали вспоминать, как они весело встречали Новый год, а во время Новогоднего карнавала все поменялись своими мордами и хвостами. Новогодние праздники давно закончились, но животные никак не могут разобраться, где чьи уши и хвосты. Давайте-ка, ребята – зверята, всё вернём на свои места. Держите все по элементу какого-либо животного, подходите к столам, постарайтесь из элементов сложить портреты животных. (Дети объединяются в три группы и собирают картинки).

Логопед: Денис хвост волка , чей хвост? Волчий

- Ангелина уши белки чьи уши?  Беличьи

-Саша морда медведя чья? Медвежья.

IX. Развитие общей моторики. Подвижная игра «Ушки, лапки и хвосты».

- Вот все морды и хвосты на месте, есть повод повеселиться. И мы с вами немного поиграем под весёлую музыку.

Лисьи ушки, лисий нос,

Лисьи лапки, лисий хвост.

(Дети «показывают» ушки, лапки, … в соответствии с текстом, один – в центре круга, остальные – по кругу. Аналогично изображаются заячьи, волчьи, медвежьи и т.д. лапки и хвосты).

X. Развитие  мышления, внимания. Игра «Кто спрятался в зимнем лесу?» (зашумленный рисунок)

 Логопед: Ребята, постарайтесь отыскать животных, которые спрятались в зимнем лесу.

 (Дети подходят к мольберту, на котором висит картинка – путаница «Кто спрятался в зимнем лесу?»).

 (Дети находят волка, зайца, белку, лису, медведя).

XI. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Найди зайчика»

Логопед: Вспомните, кто же просил нас о помощи? – Зайчиха. Я кажется, знаю, как ей помочь.

Найти зайчат, поможет нам волшебная кисточка. Я думаю, что зайчата спрятались под елочкой. (дети рассаживаются за столами).

Краску ты дружок бери,

Кистью нежно проведи.

И увидишь ты зайчат,

Они под елочкой сидят.

- Вот, ребята, мы и помогли тем, кто нуждался в нашей помощи. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Ребята зайчиха благодарит нас за помощь, и говорит спасибо. На память она приготовила раскраски. Сейчас вы вернётесь в свою группу, где обязательно найдёте волшебные фломастеры, карандаши, краски.

 XII. Итог занятия.

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко:

Мы теперь - не белочки,

И уже – не зайчики,

Все мы снова – девочки

И, конечно, - мальчики.

Дети снимают маски.

- Вот мы снова оказались в детском саду.

Логопед: Вам понравилось наше путешествие? Да.

 Что больше всего вам запомнилось и понравилось? Понравилось отгадывать загадки. Мне понравилось играть в игру, кто где живет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Фронтальное занятие по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР...

Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико - грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (тема "Одежда")

Данный конспект НОД предназначен для детей подготовительной группы с ТНР по лексической теме "Одежда". Деятельность включает в себя игровые упражнения, используется принцип интеграции образовательных ...

«Хотим всё знать!» Конспект игрового подгруппового занятия познавательной и социально-коммуникативной направленности. Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (ТНР)

Тема: «Создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка&raqu...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию навыков саморегуляции в подготовительной к школе группе Тема «Покоритель гор»

Цель:  формирование навыков саморегуляции.Задачи: Образовательные: ознакомление с методами саморегуляции: регуляция мышечного тонуса, управление ритмом дыхания, дать понятие об ощущениях собствен...

Конспект интегрированного фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе. "В гостях у Пугала"

Цели: - формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме «Овощи».Задачи:Коррекционная·        закрепление  знаний детей...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: "Путешествие в страну красивой и правильной речи"

Итоговое занятие  по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....