«Речевое развитие детей дошкольного возраста» Методическая разработка представляет собой пособие «Чудо буквы»
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа)
Методическая разработка представляет собой пособие «Чудо буквы» для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями зрительного анализатора. С использованием технологий 3-D печати, в рамках проекта Технолидеры Москвы , Чемпионат 3-D профи (исполнители пособия старшие школьники). Является результатом исследовательской деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 181.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Речевое развитие детей дошкольного возраста»
Методическая разработка представляет собой пособие «Чудо буквы» для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями зрительного анализатора. С использованием технологий 3-D печати, в рамках проекта Технолидеры Москвы , Чемпионат 3-D профи (исполнители пособия старшие школьники). Является результатом исследовательской деятельности.
Авторы методической разработки:
Лезжова Ольга Владимировна
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1375»
учитель-дефектолог (логопед)
Керута Елена Вячеславовна
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1375»
Учитель информатики
Одной из задач дошкольного учреждения при подготовке ребенка к школе является подготовка к обучению грамоте и усвоению письменной речи. Федеральная образовательная программа дает рекомендации по расширению и углублению работы по звуковой культуре речи необходимых при подготовке детей на этой основе к обучению грамоте. Для успешного овладения этим навыком детям с особенностями зрительного восприятия ( осваивающим основную (обще)образовательную программу) необходимо совместная деятельность слухового, зрительного, речедвигательного и моторного анализатора. Соотношение доли участия анализаторов в письменной речи зависит от сложности нарушения зрения (как первичной патологии ) и его вторичных проявлений (сокращение и снижение скорости зрительного восприятия, снижение поля зрения, смешение сходных форм, неустойчивость фиксации взора, неравномерность движения глаза, нарушение зрительно – моторных координаций). Дети со зрительной патологией затрудняются в установлении смысловых связей, классификации предметов, операциях анализа, сравнения и обобщения. Так же это препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, ее дифференциации что приводит к оптической дисграфии в школе. По своему содержанию чтение букв представляет собой сложную психическую деятельность, которая связана с ориентировочно-поисковыми перцептивно-опознавательными и логическими операциями.
В особенности, если в анамнезе заболевания присутствует неблагоприятный прогноз развития патологии необходимо параллельно готовить к специфическому виду письма по Брайлю. Работа по обучению грамоте с детьми имеющими различные формы зрительной патологии ведется в комплексе чему способствует разработанное пособие «Чудо буквы» и изготовленное на базе учреждения в рамках проектной деятельности со старшими школьниками. Сопоставляет две системы письма и чтения плоскостную и точечную по Брайлю. Дети учатся ориентироваться на плоскости, различать точки по величине, определять типы линий, дифференцировать их по длине, ширине и форме. Используя такую инновационную технологию с применением графики, создается образ буквы. Закрепляя образ буквы на полисенсорной основе. Подготавливая сенсомоторную систему к освоению рельефного письма, через увеличение опыта тактильных ощущений и навыка пространственной ориентировки.
Позволяет обучать детей грамоте в увлекательной игре.
Пособие состоит из коробки с набором пластин и букв, картинки с предметами и плоскостными буквами. Пластинка представляет собой основу с прорезью (углубление) под определенную букву с одной стороны, рельефных точек (выпуклая часть) обозначающих эту букву по Брайлю предназначенных для ощупывания. Штырька для нанизывания бусин разного цвета и формы (для обозначения варианта звучания буквы в слове- гласная-согласная, твердая-мягкая, звонкая глухая). Предметные картинки (имеют рельефный контур) обозначающие наличие данной буквы в слове. Отдельные карточки с написанной крупным шрифтом буквы, линии рельефные. Объемные буквы соотносящиеся с прорезью на пластине.
Вариант использования пособия.
(Краткая инструкция с описанием действий)
Изучение буквы А.
Детям предлагается найти картинку с изображением АРБУЗА. Определи первый звук. Рассмотри как пишется эта буква для этого используется карточка с написанной плоскостным шрифтом, но с рельефным контуром буквы А ( для написания применяется 3- D карандаш). Определи элементы, запомни. Затем предлагается найти букву этого звука среди других макетов то есть объемных букв из пособия. В ходе этих действий изучаются все элементы линий плоскостного написания, ощупываются детали макета буквы.
На следующем этапе предлагается работа с пластинкой. Ребенку предлагается вставить найденную букву в прорезь, если она не помещается (не встает на место) , значит выбор был сделан не правильно. Ребенку предлагается вернуться на шаг назад. Если выбор сделан правильно идет работа по изучению характеристике буквы. В данном случае - это гласная буква. Выбирается красный диск и одевается на штырек. В других случаях это может быть зеленый или синий квадрат, обозначающий твердый или мягкий согласный. При определении звонкости добавляется треугольник, когда звук звонкий. В процессе этой работы освоение буквы идет при помощи нескольких сенсорных анализаторов (зрительного, слухового, речевого, тактильного). На последнем этапе предлагается знакомство с другим видом обозначения буквы. Ребенок ощупывает точки в рамке( клетка для шеститочия) на пластине. Взрослый объясняет принцип написания. Дает пояснения расположению точек. Эта работа ведется при работе со всеми пластинами пособия.
В результате ребенок осваивает плоскостной шрифт, развивает тактильное восприятие, тактильную чувствительность пальцев рук, координацию кисти и пальцев руки и ориентировку на ограниченной пластиной или рамкой ( . Такой вариант подготовки к обучению грамоте дошкольников, дает им возможность более осмысленному освоению письменной речи в дальнейшем при школьном обучении. Подготавливает тактильный аппарат к рельефному письму при необходимости.
Приложение.
Начальный этап разработки программы для печати пластин. Находится на доработке.
Использованная справочная литература.
- Конвертер шрифта . Конструктор тактильных табличек.
- http://specposobie.narod.ru/index/0-27 ссылка на каталог, картинки и другую информацию.
- Тифло- центр Вертикаль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Полифункциональное игровое пособие «Возьми сказку с собой»
Методическая разработка. Полифункциональное игровое пособие «Возьми сказку с собой»...

Методическая разработка по игровому пособию «Лесные животные» - направление познавательно-речевое развитие
Методическая разработкапо игровому пособию«Лесные животные» - направление познавательно-речевое развитие (младшая группа). Цель: формировать грамматическую сторону речи у детей ...
методическая разработка представляет собой сборник из пяти педагогических проектов по познавательному и творческому развитию детей раннего дошкольного возраста.
Реализация проектной деятельности подразумевает применение в работе интеграции образовательного процесса, что позволяет всесторонне развивать ребенка и воспитывать одновременно гармоничную, любознател...

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное ...

Методическая разработка: многофункциональное игровое пособие по познавательно - речевому развитию детей раннего возраста.
Пособие предназначено для детей раннего возраста. Данное пособие может быть использовано при работе с группой детей, а также в индивидуальной работе.Цель: способствовать познавательно-речевому развити...

«Методическая копилка» представляет собой накопленные за годы работы по специальности разнообразные материалы.
методическая копилка...
Методическая разработка. Авторское многофункциональное пособие для общего развития детей раннего возраста «Чудо ширма»
Ширма является важным атрибутом театрализованных представлений, она вызывает неподдельный восторг и любопытство у детей. Дети с удовольствием разыгрывают русские народные сказки «Колобок», «Теремок», ...


