Образовательная программа ДО "Слышу.Вижу.Говорю"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Цветкова Анастасия Владиславовна

Образовательная программа ДО "Слышу.Вижу.Говорю" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_slyshu_vizhu_govoryu.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы
 «Школа № 1503»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Слышу. Вижу. Говорю»

Утверждено и введено в действие

директором ГБОУ Школа № 1503

______________ Устюгов Р. М.

Принято решением
Педагогического совета

Секретарь Совета

________________Шикина Ю. А.

Аннотация к программе

Паспорт программы

Полное наименование программы

Слышу. Вижу. Говорю.

Код программы в соответствии с принятой классификацией программ

2102934

Тип программы

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

Направленность программы

Естественнонаучная

Уровень программы

Ознакомительный

Базовый

Объем программы в часах

Нормативный срок освоения

1 год

Возраст начала обучения по программе

3-6

Количество детей в группе

15-20

Разработчики программы

Цветкова А.В., Чистякова Н.Н., Стороженко А.Ф.

Руководитель группы разработчиков

Цветкова А.В.

Согласование с предметно-методическими объединениями

Утверждение и ввод в действие

Решение Педагогического совета

Используемые при реализации программы учебно-методические комплекты

О.А.Тарасова, Ю.А.Чернышева «Авторская программа по логоритмике для детей со сложной структурой дефекта» - М. Издательство Перо, 2021.

Рекомендуемая дополнительная литература по программе

  1. З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева ,Л.М. Кларина, З.А. Серова «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников». – Издательство «Детство-пресс», 2012.
  2. Л.А. Королева «Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ». – Издательство «Детство-пресс», 2014.
  3. Г.А. Волкова «Логоритмическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Волкова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002
  4. Г.Р. Шашкина «Логопедическая ритмиика для дошкольников с нарушениями речи» - Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.


Пояснительная записка

Данная программа направлена на исследование окружающего мира и самого себя ребенком через логоритмические приемы.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи, вызванными физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями. И именно логоритмика является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и профилактики этих нарушений.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое. Сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также представлений об эстетической красоте родной речи.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты

  • Уметь находить взаимосвязь между выполняемым движением и музыкальном рисунком.
  • Уметь находить  ассоциативные связи между сюжетами игр и характером   движений.
  • Определять последовательность                движений, слов        в        каждом  конкретном задании и подчинять этому свои движения.
  • Уметь различать свои эмоции и управлять мимикой.
  • Научиться определять взаимосвязь между дыханием и работой речевого аппарата.
  • Научиться придумывать, использовать «пальчиковые фигуры» и самостоятельно применять их в творчестве  

Метапредметные результаты

По результатам освоения программы у ученика будут сформированы следующие виды универсальных учебных действий.

По результатам освоения программы у ученика будут сформированы следующие виды универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

  1. Извлекать пользу из опыта,
  2. Организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний.
  3. Проводить исследования, собирать и анализировать информацию

Коммуникативные универсальные учебные действия

  1. Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
  2.  Овладение навыками неконфликтного обучения.
  3. Способность строить  и вести общение.

Познавательные универсальные учебные действия

Личностные результаты

По завершении освоения курса у учеников Школы будут сформированы:

1 Критически относиться к тому или иному аспекту.

  2 Уметь противостоять сложностям.

  3 Занимать личную позицию.

Используемые технологии обучения

В процессе обучения используются технологии развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развитие исследовательских навыков, информационно-коммуникационные технологии.

Образовательная деятельность с детьми носит интегративный, проблемно-игровой характер, предполагает познавательное общение педагога и детей, самостоятельность детей и личностно-ориентированный подход педагога. Активно используются разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные, условно-графические модели, музыкально-ритмические произведения.

Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения (выбираем только то, что надо).

Курс реализуется через серию занятий, проводимых в игровой форме с применением музыкального сопровождения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки соответствуют результатам обучения по основной общеобразовательной программе в соответствии с ФГОС и ФОП ДОй деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и

Формы оценки результатов

Основными формами и видами контроля результатов являются:

  1. Вводный контроль в начале года не проводится.
  2. Текущий контроль деятельности в процессе усвоения проводится в форме наблюдений.
  3. В конце года проводится анализ творческой и исследовательской деятельности детей

Дополнительными формами и видами контроля результатов являются:

  1. Учёт результатов участия в конкурсах на базе Школы, а также межрайонного и городского уровней.

Содержание курса и календарно-тематическое планирование

Даты занятий

Тема, содержание

Объем содержания, в занятиях

Продолж. занятия, мин.

05.12.2023

07.12.2023

12.12.2023

14.12.2023

  1. Исследование тела (руки, ноги, спина, живот, бока)
  2. Организация и проведение экспериментов с движением: прыжки на месте (саморегуляция, организация движения во времени и целенаправленность движений)
  3. Организация игр по просты правилам
  4. Исследование Кистевого праксиса: движение с ложкой
  5. Исследование Пальцевого праксиса: выделение указательного и среднего пальцев
  6. Двуручная деятельность: разрывание бумаги
  7. Исследование полета предмета: кидание с места, когда цель неподвижна, но расстояние до цели и вес мешочков меняется

1

1

1

1

25

25

25

25

19.12.2023

21.12.2023

26.12.2023

28.12.2023

  1. Исследование ориентировки в своем теле
  2. Организация и проведение экспериментов с движением: перелазание, освоение пространства «верх – низ»
  3. Организация игр по просты правилам
  4. Исследование Кистевого праксиса: пинцетный захват
  5. Исследование Пальцевого праксиса: выделение указательного пальца и мизинца
  6. Двуручная деятельность: лепка из пластилина
  7. Исследование полета предмета: попадание по статичной цели, отбивая мяч ногой

1

1

1

1

25

25

25

25

09.01.2024

11.01.2024

16.01.2024

18.01.2024

  1. Исследование тела: осознанное выделение движения отдельных частей тела
  2. Организация и проведение экспериментов с движением: подползание снизу
  3. Организация игр с соблюдением очередности
  4. Исследование Кистевого праксиса: пинцетный захват
  5. Исследование Пальцевого праксиса: выделение безымянного пальца и противопоставление его большому
  6. Двуручная деятельность: перенос движения через среднюю линию тела
  7. Исследование полета предмета: кидание с места в движущую цель

1

1

1

1

25

25

25

25

23.01.2024

25.01.2024

30.01.2024

01.02.2024

  1. Исследование тела: перенос со своего тела на тело взрослого
  2. Организация и проведение экспериментов с движением: четвереньки вперед и назад освоение пространства «вперед-назад»
  3. Организация игр с соблюдением очередности
  4. Исследование Кистевого праксиса: работа с пипеткой
  5. Исследование Пальцевого праксиса: работа с переключением поз
  6. Двуручная деятельность: перенос движения через среднюю линию тела
  7. Исследование полета предмета: кидание с места в движущую цель

1

1

1

1

25

25

25

25

06.02.2024

08.02.2024

13.02.2024

15.02.2024

  1. Исследование тела: перенос со своего тела на игрушку
  2. Организация и проведение экспериментов с движением: перекаты
  3. Организация игр по правилам. Смена ролей: игрок - водящий
  4. Исследование Кистевого праксиса: захват мелка
  5. Исследование Пальцевого праксиса: работа с переключением поз
  6. Двуручная деятельность: наматывание ниток, клубочки
  7. Исследование полета предмета: кидание в цель «Я двигаюсь – цель на месте»

1

1

1

1

25

25

25

25

20.02.2024

22.02.2024

27.02.2024

29.02.2024

  1. Исследование тела: перенос со своего тела на изображение
  2. Организация и проведение экспериментов с движением: удержание позы (лодочка, тачка) – постуральный контроль
  3. Организация игр по правилам. Смена ролей: игрок - водящий
  4. Исследование Кистевого праксиса: захват карандаша
  5. Исследование Пальцевого праксиса: работа с переключением поз
  1. Двуручная деятельность: наматывание ниток, клубочки
  1. Исследование полета предмета: кидание в цель «Я двигаюсь – цель на месте»

1

1

1

1

25

25

25

25

05.03.2024

07.03.2024

12.03.2024

14.03.2024

  1. Исследование тела: перенос с изображение на себя
  2. Организация и проведение экспериментов с движением: удержание позы (паучок, таракан)
  3. Организация игр по правилам. Смена ролей: игрок - водящий
  4. Исследование Кистевого праксиса: стереогноз
  5. Исследование Пальцевого праксиса: работа с переключением поз
  6. Двуручная деятельность: переливание (пересыпание) из стакана в стакан, держа их в руках
  7. Графические упражнения (дорожки, лабиринты)

1

1

1

1

25

25

25

25

19.03.2024

21.03.2024

26.03.2024

28.03.2024

  1. Исследование тела: перенос с изображения на себя
  2. Организация и проведение экспериментов с движением: удержание позы кошечка тянет лапки
  3. Организация игр по правилам. Смена ролей: игрок - водящий
  4. Исследование Кистевого праксиса: стереогноз
  5. Исследование Пальцевого праксиса: работа с переключением поз
  6. Двуручная деятельность: развязывание узлов
  7. Графические упражнения (дорожки, лабиринты)

1

1

1

1

25

25

25

25

02.04.2024

04.04.2024

09.04.2024

11.04.2024

  1. Исследование тела: перенос с изображения на себя
  2. Организация и проведение экспериментов с движением: ходьба и бег с предметами (перед собой, над головой)
  3. Организация игр по правилам. Смена ролей: игрок - водящий
  4. Исследование Кистевого праксиса: стереогноз
  5. Исследование Пальцевого праксиса: работа с переключением поз
  6. Двуручная деятельность: симметричные разнонаправленные действия (выжимание мокрой тряпки)
  7. Графические упражнения (дорожки, лабиринты)

1

1

1

1

25

25

25

25

16.04.2024

18.04.2024

23.04.2024

25.04.2024

  1. Исследование тела: образ тела, изображение человека
  2. Организация и проведение экспериментов с движением: ползание на четвереньках с предметами на голове, на крестце, на спине
  3. Организация игр по правилам. Смена ролей: игрок - водящий
  4. Исследование Кистевого праксиса: работа с ножницами
  5. Исследование Пальцевого праксиса: работа с переключением поз
  6. Двуручная деятельность: ассиметричные движения двух рук
  7. Графические упражнения (дорожки, лабиринты)

1

1

1

1

25

25

25

25

02.05.2024

07.05.2024

14.05.2024

16.05.2024

Закрепление всех полученных знаний и навыков

1

1

1

1

25

25

25

25

21.05.2024

23.05.2024

28.05.2024

30.05.2024

Закрепление всех полученных знаний и навыков. Демонстрация полученных результатов.

1

1

1

1

25

25

25

25

Система условий реализации программы

Используемые учебно-методические комплекты

Основной учебно-методический комплект

Автор

Название учебника (пособия)

Издательство

З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева ,Л.М. Кларина, З.А. Серова.

 «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников»

Издательство «Детство-пресс», 2012

Л.А. Королева

«Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ»

Издательство «Детство-пресс», 2014

Рекомендуемая дополнительная литература по программе

Автор

Название учебника (пособия)

Издательство

Г.А. Волкова

«Логоритмическая ритмика»: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Волкова

Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002

Г.Р. Шашкина

«Логопедическая ритмиика для дошкольников с нарушениями речи» - Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина

Изд. центр «Академия», 2005

О.А.Тарасова, Ю.А. Чернышева

«Авторская программа по логоритмике для детей со сложной структурой дефекта»

Издательство Перо, 2021

Материально-техническая база и средства обучения

Требования к помещению

Для проведения занятий необходимы помещения, удовлетворяющие следующим требованиям:

1.        Помещение с хорошим освещением.

2.        Наличие напольного ковра.

3.        Наличие раковины для соблюдения санитарно-гигиенических норм ребёнка.

Перечень необходимых средств обучения

Для проведения занятий требуются следующее оборудование и инвентарь из расчета на 20 человек.

Наименование

Краткие характеристики

Количество

Погремушки

20 шт.

Деревянные ложки

40 шт.

Колокольчики

20 шт.

Зеркала индивидуальные

20 шт.

Предметы индивидуального использования, предоставляемые обучающимися (родителями, законными представителями)

Для проведения занятий обучающийся или родители (законные представители) должны приобрести следующие предметы индивидуального использования, не подлежащие повторному использованию и остающиеся в собственности обучающегося (родителей, законных представителей)

Наименование

Краткие характеристики

Количество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...