Игровые упражнения и занятия по развитию связной речи дошкольников.
консультация по логопедии

Игровые упражнения и занятия по развитию связной речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_uprazhneniya.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения и занятия по развитию связной речи дошкольников.

Младший дошкольный возраст

Игровое упражнение "Что напутал Буратино?"
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к детям приходит Буратино со своим новым другом, он знакомит детей с утенком, которого зовут Кряк. Буратино, рассказывая о своем приятеле, делает ошибки и допускает неточности в описании: "У Кряка синий клюв и маленькие лапы, он кричит: "Мяу!". Потом Буратино говорит: "Ой, что-то я напутал! Помогите мне!"
Дети исправляют ошибки Буратино: у утенка Кряка клюв не синий, а красный. У него большие лапы, и кричит он: "Кря-кря".
А как по-другому сказать, что утенок кричит "Кря-кря"? Он...крякает.

Затем Буратино предлагает детям рассказать про котенка. Начинает он так: "У котенка колючая шубка. Он умеет чирикать". Дети должны заметить и исправить неточности: "У котенка мягкая, пушистая шерстка, он умеет мяукать "Мяу-мяу".

Аналогично опознаются неточности в описании зайца и собачки.
"У зайца короткие уши и длинный пушистый хвост, он любит ловить ворон, которые квакают".
"У собачки нет хвоста, а есть короткий клюв".

Средний дошкольный возраст

Занятие на составление рассказа "Кто заблудился?"
Цели занятия: учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связное высказывание.
- Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц).
- Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька).
- Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол). Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный).
Закончите предложения:
"Если зайчик потерялся, мы...(поможем ему найти свой дом)"
 "Если зайчик уколол лапку, мы...(перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим)".
- Давайте составим рассказ про зайчика о том, как он потерялся и как его нашли и утешили друзья.

Старший дошкольный возраст

Мини-занятие "Медвежата"
 Цель: подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к заданной ситуации.

- Вспомните рассказ В.Бианки "Купание медвежат".
Я расскажу вам про этих медвежат. Вот выкупались они и пошли гулять по лесу. Но какие же медвежата были разные! Первый медвежонок - веселый, подвижный, очень любит играть. Залез он на дерево. Чует - медом пахнет. Обрадовался, полакомился медом, слез с дерева и побежал к маме-медведице. Вот какой был медвежонок.
  - К слову "веселый" подберите слова, близкие по смыслу. (Радостный, оживленный, шустрый, бодрый, резвый).
И к маме не просто побежал, а... (помчался, понесся, полетел стрелой, помчался сломя голову).
 - Другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный. Как можно сказать о нем по-другому? (Нерасторопный, неуклюжий, неловкий, неповоротливый).
 - Только он хотел меду поесть, его ужалила пчела. Стало медвежонку совсем плохо, или... (невесело, грустно, скучно, обидно).
- Каким теперь был медвежонок? (Грустным, обиженным, огорченным, печальным).
- И к маме он не просто пошел, а... (побрел, поплелся).
- Придумайте рассказ о том, как неугомонный и веселый медвежонок развеселил своего братца и заставил его забыть про свою медлительность.

Занятие "Четвероногий друг"
Цель: составлять рассказы разных типов (описание, повествование, рассуждение), используя разнообразные средства связи между частями высказывания.

- Дети, под вашей дверью оказался щенок. Кажется, он потерялся. Чем мы можем ему помочь? Как найти его хозяина? Наверное, лучше всего написать объявление. Надо так хорошо описать щенка, чтобы хозяин его сразу узнал: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру?
 Дети описывают щенка, выделяя его характерные особенности.

- Давайте представим такую ситуацию. Вы нашли на улице щенка, вы принесли его домой и просите маму оставить его у вас дома. А мама никак не хочет щенка оставлять. Попробуйте доказать ей, что собака - самый верный друг человека, и что этот щенок вам просто необходим.
 Воспитатель берет на себя роль мамы и опровергает аргументы детей своими доводами: у меня и так хватает забот; кто с ним будет гулять, нас целый день нет дома, чем мы будем его кормить, он порвет нам обои, будет грызть мебель и т. д.
- Хорошо, вы меня убедили. Щенок радуется вместе с вами и хочет узнать, где он будет жить? (В будке, конуре). Что умеют делать собаки?

-Посмотрите, щенок порвал книгу, и ее невозможно прочитать. Давайте поможем восстановить текст рассказа. Я прочитаю начало, а вы будете продолжать и заканчивать:
"Однажды Миша пошел гулять. Вдруг он услышал, что кто-то под кустом жалобно пищит. Он заглянул туда и увидел щеночка. Он был такой маленький, крошечный. Мише стало жаль щенка, он взял его на руки, прижал к себе и решил отнести домой".
Дети придумывают продолжение и окончание рассказа. А все остальные выкладывают на столах модель рассказа, чтобы получилось три части: начало, середина, конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию связной речи дошкольников с ОНР

Игра-фантазирование по сказке "Колосок"....

2018 год - Игровые упражнения и задания для развития связной речи дошкольников

Игровые упражнения и задания для развития связной речи дошкольников...

Педагогический совет на тему: "Игровые технологии в ДОО для развития связной речи дошкольников".

Использование технологии «Мнемотехника» в работе с детьми дошкольного возраста.МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и восп...

Тема проекта: «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий на развитие связной речи у дошкольников старшего возраста»

Актуальность«Возможно самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни – это красивая речь и свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка». А. Буренина.Актуальност...

Значеник кинезиологических упражнений и игр в развитии связной речи дошкольников

Данный буклет полезен не только педагогам, но и родителям....

Консультация для педагогов "Использование игр и игровых упражнений в работе по формированию связной речи дошкольников"

Игра для ребенка - это мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее навыки в новых свзях и обстоятельствах. исполь...

«Использование мнемотехники на занятиях в развития связной речи дошкольников» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧАС.

Педагогический часВзаимодействие педагогов в детском садуУч.-логопед д/сNo3Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»Цель.Повышение компетентности и успешности...