Педагогический совет на тему: "Игровые технологии в ДОО для развития связной речи дошкольников".
учебно-методический материал

Спиридонова Елена Александровна

Использование технологии «Мнемотехника» в работе с детьми дошкольного возраста.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время, воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

- маленький словарный запас

- неумение согласовывать слова в предложении

- нарушение звукопроизношения

- плохое развитие связной речи

- несформированность психических процессов

- несовершенстворазличных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно – образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

- восприятие

- развивает кругозор

- развивает все стороны речи

Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений.

Например:

- «Что изменилось?», «Чего не стало?»

- «Кто ушёл?»

- «Кто позвал?»

- «Развесим и соберём слова».

- «Парные открытки».

- «Узнай на ощупь».

- «Чудесный мешочек».

- «Узнай на вкус» и т.д.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

- метод «крокирования» (от франц. сroquis – чертёж, схема, набросок) – использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи.

(образец: показать рисунок…)

В-третьих, упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо – схему, которое они должны расшифровать. («Письмо весне»)

Игры:

«Цепочка слов»,

«Кто больше запомнит слов»,

«10 слов» и т.д.

Зарисовка слов даёт возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать. Таким образом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова. Эту игру можно усложнить, предложив детям закрыть свои подсказки, и вспомнить, что было нарисовано, а ещё можно вспомнить и воспроизвести наброски по памяти на другом листочке.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы – схемы, можно использовать:

- для ознакомления детей с окружающим миром

- при заучивании стихов

- при пересказах художественной литературы

- при обучении составлению рассказов

- при отгадывании и загадывании загадок

- для обогащения словарного запаса

- при обучении составу числа

- при воспитании культурно-гигиенических навыков

- при воспитании навыков самообслуживания

- при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Использование мнемотехники, открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Развитие связной речи дошкольников в процессе организации игровой деятельности"

Планирование, организация и проведение педагогического совета в ДОУ....

Инновационные технологии в работе по развитию связной речи дошкольников

Инновационные технологии - система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на    достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в лично...

Инновационные технологии в работе по развитию связной речи дошкольников

Инновационный технологии - система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на    достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в лично...

Сценарий педагогического совета в ДОУ "Современные педагогические технологии, направленные на развитие связной речи дошкольников"

Цель:  повышение профессиональной компетентности педагогов  в вопросе  развития навыков связной речи у детей дошкольного возраста.В работе подробно описан ход педагогического совета, пр...

Технология «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников» Большова Т. В.

Цель использования образовательной технологии Развивать формирование элементарных математических представления у детей дошкольного возраста через дидактическую игру....

Технология Синквейн как средство развития связной речи дошкольников с ОВЗ.

Нетрадиционная технология Синквейн позволяет интересно и увлекательно для детей развивать связную речь дошкольников....

Применение технологии "Кубики историй" для развития связной речи дошкольников.

Автором представлен материал о развитии связной речи дошкольников....