Педагогический совет на тему: "Игровые технологии в ДОО для развития связной речи дошкольников".
учебно-методический материал
Использование технологии «Мнемотехника» в работе с детьми дошкольного возраста.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время, воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
- маленький словарный запас
- неумение согласовывать слова в предложении
- нарушение звукопроизношения
- плохое развитие связной речи
- несформированность психических процессов
- несовершенстворазличных видов мышления.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно – образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- восприятие
- развивает кругозор
- развивает все стороны речи
Методы и приёмы мнемотехники
Во-первых, для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений.
Например:
- «Что изменилось?», «Чего не стало?»
- «Кто ушёл?»
- «Кто позвал?»
- «Развесим и соберём слова».
- «Парные открытки».
- «Узнай на ощупь».
- «Чудесный мешочек».
- «Узнай на вкус» и т.д.
Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.
Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:
- метод «крокирования» (от франц. сroquis – чертёж, схема, набросок) – использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи.
(образец: показать рисунок…)
В-третьих, упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо – схему, которое они должны расшифровать. («Письмо весне»)
Игры:
«Цепочка слов»,
«Кто больше запомнит слов»,
«10 слов» и т.д.
Зарисовка слов даёт возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать. Таким образом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова. Эту игру можно усложнить, предложив детям закрыть свои подсказки, и вспомнить, что было нарисовано, а ещё можно вспомнить и воспроизвести наброски по памяти на другом листочке.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы – схемы, можно использовать:
- для ознакомления детей с окружающим миром
- при заучивании стихов
- при пересказах художественной литературы
- при обучении составлению рассказов
- при отгадывании и загадывании загадок
- для обогащения словарного запаса
- при обучении составу числа
- при воспитании культурно-гигиенических навыков
- при воспитании навыков самообслуживания
- при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Использование мнемотехники, открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Развитие связной речи дошкольников в процессе организации игровой деятельности"
Планирование, организация и проведение педагогического совета в ДОУ....
Инновационные технологии в работе по развитию связной речи дошкольников
Инновационные технологии - система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в лично...
Инновационные технологии в работе по развитию связной речи дошкольников
Инновационный технологии - система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в лично...
Сценарий педагогического совета в ДОУ "Современные педагогические технологии, направленные на развитие связной речи дошкольников"
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе развития навыков связной речи у детей дошкольного возраста.В работе подробно описан ход педагогического совета, пр...
Технология «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников» Большова Т. В.
Цель использования образовательной технологии Развивать формирование элементарных математических представления у детей дошкольного возраста через дидактическую игру....
Технология Синквейн как средство развития связной речи дошкольников с ОВЗ.
Нетрадиционная технология Синквейн позволяет интересно и увлекательно для детей развивать связную речь дошкольников....
Применение технологии "Кубики историй" для развития связной речи дошкольников.
Автором представлен материал о развитии связной речи дошкольников....