Инновационные технологии в работе по развитию связной речи дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Инновационные технологии - система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на    достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_vystuplenie.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Тополёк»

Инновационные технологии в работе по развитию связной речи дошкольников

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Михайленко Наталья Ивановна

Волгодонск 2018

Исследования ученых говорят о том, что дети не усваивают и половины всего увиденного и услышанного. Они не принимают участия в познании мира, хотя и находятся в этом мире.  

У современных детей, тем более у тех, кто имеет речевые нарушения,  наблюдается снижение речевой деятельности. Ребенок видит многие вещи каждый день, а объяснить, что и как взаимодействует, не может. Он может назвать предмет, но при описании его сталкивается с трудностями.       

Эффективным инструментом  речевого и личностного развития таких детей могут служить инновационные технологии, элементы технологии ТРИЗ. Благодаря использованию которых, дети становятся активными участниками образовательного процесса, способными рассуждать и мыслить вслух, обобщать, делать самостоятельные выводы. Также позволяют расширять словарь ребенка и увеличивать его познавательную активность, что очень важно в решении задач по обучению детей связной речи.

Инновационные технологии - система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на    достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Синквейн

Один из эффективных методов развития речи ребенка,  позволяющий  быстро  получить результат - созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Используется на этапе работы, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение».

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа  стихотворения.

Правила составления синквейна

  • правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею  
  • вторая строка – два слова - прилагательные, описывающие основную мысль
  • третья строка – три слова - глаголы, описывающие действия в рамках темы
  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая  личное отношение к теме
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы, указывающее на то, частью какого множества или семьи слов является главное  слово (может быть одно слово)

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас.

Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Примеры  дидактических синквейнов

Снег

  • Белый, пушистый, волшебный
  • Падает, искрится, тает
  • Я люблю играть в снежки.
  • Зима. (Зимнее явление природы. Зимний вид осадков. Состояние воды.)

Новый год.

  •  Радостный, долгожданный.
  •  Приходит, веселит, радует.
  •  Я люблю этот праздник.
  •  Подарки.

 Мама.

  •  Умная, красивая, добрая.
  • Читает, вяжет, готовит, убирает.
  •  Любит меня и папу.
  •  Семья.

 Зима.

  •  Снежная, холодная.
  •  Морозит, заметает, восхищает.
  • Серебристым снегом укрывает землю.
  •  Волшебница.

Мнемотехника

В переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях предметов, объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

В своей работе мы давно и часто используем мнемотаблицы.

Схемы составления рассказа - служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют:

  • для обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  •  при отгадывании и загадывании загадок,

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений:   на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение): таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.  На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Простые  мнемотаблицы можно использовать в средней группе.

Вашему вниманию представлено стихотворение для разгадывания и для заучивания.

Существуют мнемотаблицы слов. В некоторых источниках их называют интеллектуальными таблицами. Самое главное в данном виде работы показать ребёнку предмет, с его характеристиками, во взаимосвязи с другими предметами, то, как он изменяется, для чего служит, как работает в окружающей действительности.

Загадки.

Эта технология позволяет находить похожие качества у разных предметов и, сравнивая их, строить предложения по заданной форме. Пример загадки о стиральной машине на экране. Составленная загадка может быть представлена  в виде схемы или мемотаблицы.

Игра «Логический поезд» - направлена на развитие фантазии, умений логически связывать предметы, объясняя это в своём речевом высказывании. Предлагаю немного поиграть.

Игра «Необычный предмет» - педагог предлагает предмет необычного внешнего вида, формы, поведения и просит детей объяснить состояние этого предмета или героя. Этот приём требует от детей включения  воображения, логики, фантазии.

Система развития творческого воображения разработана бакинским учёным, писателем-фантастом  Г. Альтшуллером.

Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются:

  1. формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
  2. развитие творческих способностей; формирование качеств  творческой личности.

«Если вы хотите, чтоб человек уже в детстве умел выражать свои мысли о тончайших оттенках окружающего мира, человеческих чувств и стремлений, если вы хотите чтоб слово для него было не заученными звуками, а живым выражением самого себя, умейте выбрать слова, которые заставили бы человека глубоко переживать своё отношение к тому, о чём он знает, слышит, думает».

  1. В. Сухомлинский

Основные задачи использования технологии ТРИЗ  в логопедической работе:

  1. обогащение и активизация словаря, развитие связной речи;
  2. развитие всех психических функций: памяти, внимания, мышления, воображения;
  3. формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи;
  4. формирование в ребенке активной творческой позиции;
  5. развитие познавательной активности.

Дидактические принципы Теории Решения изобретательских задач.

Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

 Принцип обратной связи – педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

 Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

К решению ТРИЗ-задач необходимо подходить после определённой подготовки воспитанников, по мере приобретения ими умений наблюдать за окружающим миром, предметами, явлениями,  противопоставлять предметы по их ключевым признакам, находить выходы из проблемных ситуаций, решать противоречия. Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Педагог  может побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать их.

       Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Это главный способ понять то, мир диалектичен, противоречив, не стабилен.

Подготовительные игры:

  • «На что похоже?»
  • «Дорисуй»
  • «Хорошо – плохо» или  «Черное и белое» (укол, конфета, зима…перчисление положительных и отрицательных качеств)
  • «Наоборот» или «Перевёртыши» (слова-антонимы)
  • «Да-нет» или «Угадай, что я загадала» (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?)
  • Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов  (решение проблеммых ситуаций)
  • Игры с противоречиями. «Идёт дождь. Какие положительные и отрицательные стороны этого явления?»

Приёмы решения ТРИЗ-задач.

  • графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки;
  •  Синектика или метод аналогий (эмпатия) – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо. Личностная аналогия – покажи походку человека, которому жмут ботинки. Прямая аналогия – самолёт – стрекоза, «Крутится,  как белка в колесе». Фантастическая аналогия – нарисуй своё настроение,… Проводится вместе с мозговым щтурмом.
  •  мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи; (Как не намокнуть под дождём, если нет зонта? Что сделать колобку, чтобы его не съели?)
  • морфологический анализ – умение создавать образ героя, объекта, анализируя информацию о нём по основным критериям (возраст, место пребывания (жительства), средство передвижения, стиль одежды, характер) Ребёнок – детский сад, велосипед, майка, шорты, нытик)
  • каталог – умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия на основе вопросов педагога;
  • метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств  предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств. 

 

В работе по внедрению ТРИЗ, педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.  Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает.  Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.  Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие.  Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

          МФО - это перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

  • Совершенный объект – пакет
  • Случайные объекты – лиса, зеркало, подушка
  • Новые сочетания – рыжий пакет (красиво), зеркальный пакет (вместо зеркала), мягкий пакет (замена подушки)

Данная технология используется в целях создания нетрадиционных предметов, поиска новых идей креативным путём.

  • Совершенствуемый объект: стул
  • Случайные объекты: елка, олень, фонарь
  • Характерные свойства или признаки случайных объектов

    Елка: колючая

    Олень: рогатый

    Фонарик: светящийся

  • Новые сочетания

    Стул колючий

    Стул рогатый

     Стул светящийся

Метод каталога

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце.

Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом "тыка" слова связываются в историю, сказку.

Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

  • наличие положительного и отрицательного героев;
  • зло, причинённое отрицательным героем;
  • борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

  • О ком сочиняем сказку?
  • Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
  • С кем он дружил?
  • Кто им мешал? Каким образом?
  • Как добрый герой боролся со злом?
  • Чем всё закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки:

1. Жил-был…

2. И был он какой?.

3. Умел делать что?.

4. Делал он это, потому что…

5. Но в это время жила-была…

6. Она была…

7. Однажды между ними случилось…

8. Им помогла…

9. Сделала она это, чтобы… и т.д.

Всем нам знакома и любима работа со сказками. Она может быть выстроена по-разному, всё зависит от фантазии педагога и возможностей воспитанников.

 

  • Коллаж из сказок
  • Знакомые герои в новых обстоятельствах
  • Сказки  по-новому
  • Моделирование сказок
  • Сказки с новым концом

 Сказка «Теремок» может выглядеть вот так.

 - Тук, тук, кто в теремочке живет?

 - Я - ... Воздушный шарик. А ты кто?

- А я - ... Футбольный мяч. Пустишь меня в теремок?

- Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.

 Обучение  творческому рассказыванию по картине – трансформеру с элементами ТРИЗ.

Методы формирования у детей составлять творческие рассказы.

  • Этап 1. Определение объектов на картине
  • Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине
  • Этап 3. Составление сравнений, загадок по картине
  • Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств
  • Этап 5. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения
  • Этап 6. Понятие о смысловых характеристиках картины

Далее предлагается вашему вниманию работа с сюжетной картинкой – трансформером  «Во дворе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Внедрение инновационной технология Бизиковой О.А. "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"

Усвоение диалогической речи дошкольниками характеризуется следующими критериями: общительность детей, использование детьми всего набора инициативных реплик (стимулов) и реплик-реакций на них, а также ...

Выступление из опыта работы «Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ»

В данном материале представленны формы и методы по развитию связной речи дошкольников ДОУ....

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Педагогический совет на тему: "Игровые технологии в ДОО для развития связной речи дошкольников".

Использование технологии «Мнемотехника» в работе с детьми дошкольного возраста.МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и восп...

Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями.

У большинства детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития связной речи. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказыва...

Инновационные технологии в работе по развитию связной речи дошкольников

Инновационный технологии - система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на    достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в лично...