Игры и упражнения для дифференциации звуков
консультация по логопедии

Михайловская Елена Олеговна
Представлены игры и упражнения для дифференциации звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_differentsiatsii_zvukov.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для дифференциации звуков

   Во время введения поставленного звука в активную речь может возникнуть проблема смешения его с тем звуком, каким он до этого заменялся. Какое-то время звуки смешиваются в произношении: то произносятся на своих местах, то звук-заменитель продолжает использоваться вместо нового, то новый звук звучит и там, где нужно, и вытесняя со своего места парный звук. В этом случае необходимо провести дифференциацию звуков. Начинается она с различения смешиваемых звуков на слух. Дети слушают ряды звуков, одновременно выполняя разные условные действия при узнавании того или иного звука. Например, услышав звук Ш, поднимают руку, а услышав звук С, хлопают в ладоши. Педагог или родитель при произнесении звуковых рядов должен заслонить экраном рот, чтобы дети не догадались по положению органов артикуляции, какой произносится звук. Далее проводится различение звуков в слогах, а затем в словах.

   Добившись чёткого различения звуков на слух, необходимо продолжать работу по дифференциации. Детям произносят звуковой ряд, состоящий из смешиваемых звуков, после чего они должны воспроизвести данный ряд в той же последовательности. Затем предъявляются ряды, состоящие из слогов, например, СА-СА-ША, СУ-ШУ-СУ, АС-АШ-АС, которые ребёнок должен повторить. Слоговые упражнения можно разнообразить, произносить чистоговорки: ас-ас-аш – у Аси карандаш, са-са-ша – Саша моет малыша.

   Затем необходимо приступить к различению звуков в словах. Нужно подобрать такой речевой материал, чтобы слова содержали парные звуки.

   Следующий этап – называние картинок. Дети называют картинки, в которых встречаются смешиваемые звуки и распределяют эти картинки по группам в зависимости от наличия того или иного звука в названиях картинок, затем взрослый просит составить предложения по картинкам.

   Завершающий этап – различение в связной речи. Необходимо соблюдать последовательность в работе, переходить от простого к сложному. Сначала предъявляются стихотворные тексты для заучивания наизусть. Затем даются небольшие рассказы, в тексте которых много слов с различаемыми звуками.

Игра «Будь внимателен»

   Цель: различение изолированных звуков  С и Ш на слух, развитие внимания.

  Ход игры: Детям даются флажки. Предлагается послушать цепочки из звуков и найти заданные звуки. Когда будет звучать  звук С, надо поднять вверх флажок, а когда будет произноситься звук Ш, хлопнуть в ладоши.

С-Ш-С-С-Ш-С-Ш-Ш-Ш-С-Ш-С-С.

Аналогично проводится игра со звуками З-Ж, С'-Щ, Л-Р , С-Ц, Т'-Ч, Ч-Щ, Ч-С' , Й-Л', Р'-Л' и др.

Игра «Эхо»

   Цель: научить чётко произносить слоговые ряды в отражённой речи.

  Ход игры: Ребёнок представляет, что он – эхо. Ребёнок должен повторять цепочки слогов за взрослым, не нарушая последовательность. Ведущий закрывает рот экраном и произносит всю цепочку слогов, а ребёнок повторяет эту цепочку.

Игра «Прятки со звуками»

  Цель: различение на слух звуков  С и Ш на материале слов.

  Ход игры: Детям даётся инструкция: «Если услышите звук С, поднимите флажок; если услышите в слове звук Ш, то хлопните в ладоши».

   Примерный речевой материал: сани, шкаф, каша, шляпа, маска, душ, сутки, песня, мешок, весы, шутки, кусок, шуба, штука, сом.

  Аналогично игра проводится с другими звуками.

Игра-лото «Различи звуки»

   Цель: различение звуков С и Ш  на материале слов.

  Ход игры: детям раздать большие карты с предметными картинками, у ведущего такие же картинки на маленьких карточках. Ведущий поднимает картинку, дети рассматривают и берут себе нужное изображение, при этом чётко произносят название картинки. Выигрывает тот, кто раньше всех закрыл все свои картинки. Аналогично поводится игра с другими звуками.

Стихи для заучивания

С-Ш

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

Шапка с ушами и мишка с ушами,

Всё уши да уши – послушайте сами.

Шишки на сосне, а шашки на столе.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

З-Ж

Звонок звенит, а жук жужжит.

Звенит звонок, жужжит жучок -

Жужжат - звенят, звенят - жужжат.

Жужжание – звон, жужжание – звон,

Звенят – жужжат со всех сторон.

С-Ц

Шагает мастерица по шёлку да по ситцу.

Как мал её шажок! Зовётся он стежок!

Никак не согласится она лежать без толку.

Все знают мастерицу, усердную иголку.

Ч-С'

Подогрела чайка чайник, пригласила десять чаек.

Прилетели все на чай. Сколько чаек, отвечай.

Ч-Щ

 - Лютик, лютик, что хохочешь?

 - Да ведь ты меня щекочешь!

 Так листочки мне щекочешь,

 Что не хочешь – захохочешь!

Л-Р

Звук Р прогрохочет в таких словах:

Огромный, широкий, крутой.

Звук Л словно плавает в плавных волнах

И ласково гладит волной.

Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила.

Крыша в шапке меховой, белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома, значит, к нам пришла зима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по дифференциации звуков: Ж\Ш, С\Ш, З\Ж

Упражнения по дифференциации звуков: Ж/Ш, С/Ш, З/Ж в словах,предложениях,играх...

Игры и упражнения для дифференциации звуков [Л]-[Й]

Упражнения,  способствующие устранению дефектов произношения звуков [Л] и [Й], развитию слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического восприятия, логического и понятийного мышления....

Игры и упражнения для дифференциации звуков [Л]-[В]

Упражнения  способствуют устранению дефектов звукопроизношения звуков [Л] и [В], развитию слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического восприятия, логического и понятийного мышления....

Картотека упражнений на дифференциацию звуков «С-Ш»

Картотека упражнений на дифференциацию звуков«С-Ш»...

Виды упражнений на дифференциацию звуков [С] - [Ш] с детьми старшего дошкольного возраста.

Презентация мероприятия совместной деятельности детей и взрослого, проводимого с использованием ЭОР, созданного самостоятельно на тему: Виды упражнений на дифференциацию звуков[С] - [Ш] с детьми старш...

Игры и упражнения на дифференциацию звуков «З-Ж»

Игры и упражнения на дифференциацию звуков «З-Ж»...