нейрогимнастика в работе логопеда. мастер-класс
консультация по логопедии

Жданова Наталья Викторовна

Нейрогимнастика - это   комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры, с помощью физических упражнений, объединения движения и мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нейрогимнастика в  работе логопеда.

Советский писатель, врач Викентий Викентьевич Вересаев,  говорил: « С ним не страшны никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет ни свободы, нет независимости; человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно»

Думаю, вы догадались, о чем идет речь. Конечно о здоровье. На сегодняшний день  сильно выросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Почему же наблюдается такая ситуация? Причин много. Это и экологические и социальные  факторы. Но еще одна немаловажная причина, это малоподвижный образ жизни наших детей.

Давай те вспомним, как  мы проводили время в детстве. Думаю, многие из нас бегали босиком, играли в резиночки, классики, с мячом. Вспомните наши дворовые игры: казаки – разбойники, разрывные цепи и многие другие.

А чем занимаются на прогулке современные дети? Вы много видите активно бегающих детей? Современное поколение сидит с телефоном или у компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого нам никуда не деться.

Однако недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой речи, моторики и ориентировки в пространстве, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.

Чтобы скорректировать вышеуказанные состояния,  благоприятно повлиять на мозговую деятельность  моих воспитанников в свою работу я включаю нейрогимнастику.

Нейрогимнастика - это   комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры, с помощью физических упражнений, объединения движения и мысли.

Попрошу фокус - группу помочь мне в демонстрации  упражнений. Хочу сразу обратить внимание, что упражнения нейрогимнастики включаются в обычное занятие (индивидуальное, подгрупповое или даже фронтальное).

Время проведения подобных упражнений, не более 5 минут. Упражнений не должно быть много, главное, чтобы они выполнялись качественно, с интересом.

Первое упражнение, которое мы выполним, называется «Лезгинка»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону,

кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Любим ручками играть

И лезгинку танцевать

После того, как ребенок овладеет упражнением , можем соединить его выполнение  с автоматизацией  уже поставленного звука, как изолированно, так и в слогах, н-р, л-л-л, или ла-ла-ла. Упражнения на переключение, заставляют переключать работу  мозга с одного полушария на другое, увеличивается  кровообращение головного мозга, и, соответственно, устанавливаются новые связи.

Еще одно упражнение

Следующее упражнение «Яблоко-червячок»

Большой палец левой руки смотрит вверх .Большой палец правой руки

спрятан в кулаке. Через хлопок меняем положение рук. Повторяем несколько раз и ускоряем темп.

Червяк дорогу сверху вниз

В огромном яблоке прогрыз.

Точно также,  как и в предыдущем упражнении можно включать автоматизацию звуков и даже дифференциацию, Тем самым мы буде усложнять сложность выполнения задания. Ориентируемся на ребенка, его способности и умения.

Следующее упражнение, которое я хочу вам продемонстрировать, направлено на автоматизацию звука в словах. Для него нам понадобятся карточки и камушки Марблс.

На карточках изображены картинки с нужной нам позицией звука. Под каждой картинкой показана позиция руки. Необходимо назвать картинку, левой рукой прикрыть картинку камешком, правой продемонстрировать позу руки. При этом следим за правильностью произносимого звука. Затем можем поменять  местами задания для рук. т.е. правая рука будет раскладывать камушки, левая- демонстрировать позицию руки.

Игры с камешками Марблс, также можно использовать в качестве нейроигры. Например, игра на Дифференциацию звуков К-Т. Объясняю ребенку правило. На момент игры он уже знаком с картинками символами звуков. Необходимо, правой рукой брать синий камушек и класть его на капельку, произнося «кап», левой рукой брать зеленый камушек и класть его на паровоз, произнося «ту». Если ребнку трудно справиться с задачей, то на руки ему надевую цветные резинки, подсказывающие ему, какая рука какой камушек берет.

Тряпичная кукла и солдат.

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились. Данное упражнение можно использовать и на дифференциацию твердых и мягких согласных. Когда педагог произносит звук или слово  с заданными звуком, ребенок должен принять соответствующую позу.

Упражнение  «Огонь – лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Хочется отметить, что данная технология является элементом здоровьесберегающей технологии и её использование при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические  процессы и формирует личность ребенка в целом.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Здоровьсберегающие технологии в логопедии". Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат...

Коллективная работа «Аквариум». Мастер-класс

Автор: Вылигжанина С. А. Назначение мастер – класса: изготовление поделок своими руками.Аудитория: дети 3 лет (младшая группа)Как правило, большую часть времени наши дети проводят в детском ...

«Современные образовательные технологии и методики в работе учителя-логопеда». Мастер - класс «Приёмы постановки звука [Ш]».

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при корр...

Опыт работы "«Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте».

             Основным принципом дошкольного образования согласно Федеральному Государственному Стандарту является построение образовательной деятельности на о...

Родительское собрание в старшей логопедической группе по теме:" Знакомство с работой логопеда. Мастер-класс по артикуляционной и дыхательной гимнастке. Урок грамоты"

Родительское собрание в старшей логопедической группе по теме: "Знакомство с работой логопеда. Мастер-класс по артикуляционной и дыхательной гимнастике. Урок грамоты."...