«Роль семьи в речевом развитии ребенка 3-4 лет».
материал по логопедии (средняя группа)

Плотникова Анастасия Геннадиевна

Родительской собрание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый вечер, уважаемые родители!  Моё выступление  посвящено теме: «Роль семьи в речевом развитии
ребенка 3-4 лет».

Вспомните то время, когда ваш ребёнок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесёт первое слово? Когда начнёт активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребёнка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы он слышал правильную, грамотную речь.

Решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в лесу привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений, животных и насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Дома у ребенка обязательно должна быть библиотечка, где можно совместно с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение. Сказка поможет скоротать время и сблизиться ребёнком.

А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

И сейчас мы с вами немножко поиграем.

 Я загадаю вам загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать.

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…(Колобок)

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (Репка)

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу!  Я не выдержал и рухнул! (Теремок)

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! (Курочка Ряба)

Сказки можно не только слушать и смотреть вместе с детьми, обсуждая персонажей и события, но и придумывать самим. Это очень увлекательный процесс, так как ребенок включается в необыкновенный процесс- процесс создания собственной сказки.

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Известный русский учёный и педагог Сухомлинский В.А. писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, и легче развивают координацию движений.

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Например,

Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

Помимо упражнений пальчиковой гимнастики, очень важно для развития мелкой моторики рук – умение правильно держать карандаш. Именно карандаш, а не ручку или фломастер, т.к. для рисования карандашами нужно прилагать усилие, ведь без нажима на карандаш нарисовать не получится!..

У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата.

По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

Задачи для детей 3-4 лет:

Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц)

Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки. 
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Помимо развития моторики речедвигательного аппарата, необходимо развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Учим ребенка отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Упражнения для развитие интонационной выразительности, тоже очень просты:

Речевая игра «Вьюга» (педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга) «Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга кончается» - говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

  • Говорить голосом мышки, медведя, робота;
  • Рассказывать стихи с разной интонацией
  • Разучивание скороговорок

Для развитие слухового внимания можно использовать следующие игры:

  • Игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай звук», «Послушаем тишину», «Чей голос?» (аудиозаписи голосов животных или голосовая импровизация)

Развитие речевого дыхания:

  • Игры: «Снежинка», «Шторм в стакане» и пр.

Так же для речевого развития очень нужны и важны упражнения на развитие мышления и внимания.

Это такие задания как:

- словесная игра «СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ».
Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет.
Например: груша – съедобный, карандаш – несъедобный.

И более усложненный вариант игры: взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное)
Например: ручка, солнце, яблоко.

- угадай по силуэту,

- найди зашумленные предметы,

- чего не хватает (части предмета) и т.д.

Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет

Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей его речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Своевременное и полноценное овладение речью является...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Родительское собрание, главной целью которого явлюется повышение активности родителей, как участников воспитательного процесса, заинтересовать родителей данной проблемой....

Роль семьи в речевом развитии ребенка

Наверное, каждую семью, где растет малыш, беспокоит вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом и речевое развитие в частности...

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...

Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет

выступление на родительском собрании...