Консультация для родителей «Если ребенок плохо говорит…»
консультация по логопедии

Пахомова Наталья Ивановна

«Если ребенок плохо говорит…»

В последние годы педиатры, неврологи и логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»

Однозначно ответить на это вопрос ответить сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и том, что будучи беременной, будущая мама имеет проблемы со здоровьем или хронические заболевания, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание  речевому развитию своих детей.

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил  до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития возможно. Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет. Возможно, кто будет успокаивать Вас, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной неудач.

Потому если ребенок не говорит не в год, не в два, и не в три года и особенно если в течении беременности матери, родов и раннего развития ребенка отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обращайтесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку невропатолог. Прочитав аннотацию к препарату группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребенка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении  неговорящий ребенок учиться не сможет. Не теряйте драгоценное время и не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.

О нормальном речевом развитии ребенка

Первый крик малыша мама слышит в родильном зале. Он должен быть ясным и чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до 8 недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта.

От 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, то он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно, его появление связано с эмоциональным общением  со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете речевое развитие

В 4 месяца у ребенка отмечается «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеётся в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

К 5-6 месяцам  нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-бо-ба». Именно в 5 месяцев у ребенка появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как вы произносите звуки.

К году в  словаре ребенка должно быть 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи», «нет», «да» и т. п.

К 1,5 – 2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький» и т.д.

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки  произносил смягченно). Ребенок правильно произносит гласные и  все простые согласные звуки ([б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’], [в], [в’], [ф], [ф’]), строит простые  распространенные или даже сложносочиненные предложения (Папа купил мне новую грузовую  машину. Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик».

К 4 годам ребенок правильно произносит свистящие звуки [c], [c’], [з], [з’], использует в речи сложноподчиненные предложения (« Я люблю рисовать красками потому, что  они разноцветные»). Ребенок с удовольствием  рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.

К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи  грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.

Родители играют огромную роль в успешном развитии речи ребенка дошкольника. Важно разговаривать с ребенком, знакомить его с окружающими предметами и явлениями. Ребенок, таким образом, познает мир и пополняет свой словарный запас. В настоящее время идет такая тенденция, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей. В семье ребенок проводит большую часть своего времени с родными людьми, с которыми даже невольно он обязан вступать в какое-то общение. Трудности родителей заключаются в том, что они должны ориентироваться на продолжительную и кропотливую работу по развитию речи у ребенка. Успех ее во многом зависит от удачно выбранного взрослыми поведения. В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если Вы будете говорит неправильно, ваш ребенок будет усваивать неправильную речь. Чтоб этого не произошло, важно помнить два золотых правила:

  • нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и сюсюкать;
  • разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой и ясной.

В нынешнее время, к сожалению, появляется все больше детей, развитие которых затормаживается из-за постоянного их пребывания в информационном потоке. Одна из причин этого - постоянное пребывание у компьютера и телевизора, другая - отсутствие в семье правильных моделей поведения. Рост потока информации, обострение социальных проблем пагубно влияют на общение между детьми и взрослыми. В психике дошкольника возникают тревога, растерянность, нервные срывы. Детские сады не способны компенсировать отставание в развитии, возникшее из-за пробелов в воспитании.  Чтобы малыш мог нормально и грамотно разговаривать ему нужно практиковать этот навык и чем больше он будет говорить, тем быстрее его речь станет осмысленной и связной, но те кто занимает детей включая телевизор, компьютер не дают им возможности практиковать разговорную речь тем самым, обрекая их на медленное интеллектуальное развитие и насмешки своих сверстников. Кроме нарушения речи у детей, которые увлекаются просмотром телепередач, компьютерными играми постоянно возникает конфликт с родителями, поскольку из-за отсутствия общения теряется связь между ними и фактически ребенок превращается в чужого человека, судьба которого совершенно безразлична родителям.

Важно разговаривать с ребенком, для развития речевых способностей очень важна игровая деятельность, через которую ребенок познает окружающую реальность. Обращайте внимание ребенка на различные предметы, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее). Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения, благодарите за помощь. Пользуйтесь наглядным материалом, детям трудно воспринимать слова,  оторванные от изображения. И главное поддерживайте все начинания ребенка, хвалите его даже за незначительные успехи. Исправляйте ошибки в речи ребенка, но делайте это тактично. Если вы посмеётесь над ребенком, то обидите его, и он может потерять к вам доверие. Не требуйте от ребенка быстрого и правильного произношения слова сразу, а проговаривайте медленно по слогам.

Памятка для родителей.

  1. Для ребенка Ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая Вам, слушая Вас, наблюдая за Вами.
  2. Ребенок постоянно изучает то, что он  наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
  4. Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
  5. Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный, детский сад не сможет сделать для Ваших детей все. Детский сад призван помочь вам, а не заменить Вас.
  6. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.
  7. Эмоциональное благополучие для ребенка – все равно что для ростка свет, тепло, влага, почва. Чтобы нормально расти, ребенку нужны любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости к ценности для нас, взрослых. Помните об этом всегда!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebenok_ploho_govorit.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Если ребенок плохо говорит…»

В последние годы педиатры, неврологи и логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»

Однозначно ответить на это вопрос ответить сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и том, что будучи беременной, будущая мама имеет проблемы со здоровьем или хронические заболевания, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание  речевому развитию своих детей.

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил  до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития возможно. Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет. Возможно, кто будет успокаивать Вас, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной неудач.

Потому если ребенок не говорит не в год, не в два, и не в три года и особенно если в течении беременности матери, родов и раннего развития ребенка отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обращайтесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку невропатолог. Прочитав аннотацию к препарату группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребенка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении  неговорящий ребенок учиться не сможет. Не теряйте драгоценное время и не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.

О нормальном речевом развитии ребенка

Первый крик малыша мама слышит в родильном зале. Он должен быть ясным и чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до 8 недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта.

От 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, то он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно, его появление связано с эмоциональным общением  со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете речевое развитие

В 4 месяца у ребенка отмечается «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеётся в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

К 5-6 месяцам  нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-бо-ба». Именно в 5 месяцев у ребенка появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как вы произносите звуки.

К году в  словаре ребенка должно быть 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи», «нет», «да» и т. п.

К 1,5 – 2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький» и т.д.

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки  произносил смягченно). Ребенок правильно произносит гласные и  все простые согласные звуки ([б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’], [в], [в’], [ф], [ф’]), строит простые  распространенные или даже сложносочиненные предложения (Папа купил мне новую грузовую  машину. Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик».

К 4 годам ребенок правильно произносит свистящие звуки [c], [c’], [з], [з’], использует в речи сложноподчиненные предложения (« Я люблю рисовать красками потому, что  они разноцветные»). Ребенок с удовольствием  рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.

К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи  грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка. 

Родители играют огромную роль в успешном развитии речи ребенка дошкольника. Важно разговаривать с ребенком, знакомить его с окружающими предметами и явлениями. Ребенок, таким образом, познает мир и пополняет свой словарный запас. В настоящее время идет такая тенденция, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей. В семье ребенок проводит большую часть своего времени с родными людьми, с которыми даже невольно он обязан вступать в какое-то общение. Трудности родителей заключаются в том, что они должны ориентироваться на продолжительную и кропотливую работу по развитию речи у ребенка. Успех ее во многом зависит от удачно выбранного взрослыми поведения. В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если Вы будете говорит неправильно, ваш ребенок будет усваивать неправильную речь. Чтоб этого не произошло, важно помнить два золотых правила:

  • нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и сюсюкать;
  • разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой и ясной.

В нынешнее время, к сожалению, появляется все больше детей, развитие которых затормаживается из-за постоянного их пребывания в информационном потоке. Одна из причин этого - постоянное пребывание у компьютера и телевизора, другая - отсутствие в семье правильных моделей поведения. Рост потока информации, обострение социальных проблем пагубно влияют на общение между детьми и взрослыми. В психике дошкольника возникают тревога, растерянность, нервные срывы. Детские сады не способны компенсировать отставание в развитии, возникшее из-за пробелов в воспитании.  Чтобы малыш мог нормально и грамотно разговаривать ему нужно практиковать этот навык и чем больше он будет говорить, тем быстрее его речь станет осмысленной и связной, но те кто занимает детей включая телевизор, компьютер не дают им возможности практиковать разговорную речь тем самым, обрекая их на медленное интеллектуальное развитие и насмешки своих сверстников. Кроме нарушения речи у детей, которые увлекаются просмотром телепередач, компьютерными играми постоянно возникает конфликт с родителями, поскольку из-за отсутствия общения теряется связь между ними и фактически ребенок превращается в чужого человека, судьба которого совершенно безразлична родителям.

Важно разговаривать с ребенком, для развития речевых способностей очень важна игровая деятельность, через которую ребенок познает окружающую реальность. Обращайте внимание ребенка на различные предметы, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее). Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения, благодарите за помощь. Пользуйтесь наглядным материалом, детям трудно воспринимать слова,  оторванные от изображения. И главное поддерживайте все начинания ребенка, хвалите его даже за незначительные успехи. Исправляйте ошибки в речи ребенка, но делайте это тактично. Если вы посмеётесь над ребенком, то обидите его, и он может потерять к вам доверие. Не требуйте от ребенка быстрого и правильного произношения слова сразу, а проговаривайте медленно по слогам.

Памятка для родителей.

  1. Для ребенка Ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая Вам, слушая Вас, наблюдая за Вами.
  2. Ребенок постоянно изучает то, что он  наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
  4. Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
  5. Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный, детский сад не сможет сделать для Ваших детей все. Детский сад призван помочь вам, а не заменить Вас.
  6. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.
  7. Эмоциональное благополучие для ребенка – все равно что для ростка свет, тепло, влага, почва. Чтобы нормально расти, ребенку нужны любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости к ценности для нас, взрослых. Помните об этом всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Если ребенок плохо говорит"

К сожалению, родители часто недооценивают всю серьезность ситуации. Они не замечают, что ребенок не выговаривает звуки и слова, не произносит распространенных предложений, с трудом запоминает стихи, н...

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит.."

Данная консультация для родителей, имеющих детей 5-6 лет. К  великому сожалению можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей. Надеюсь материал к...

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит"

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит"...

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит..."

В данной статье рассматривается проблема на тему "Если ребенок плохо говорит..." Даются рекомендации родителям - чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из...

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит" Все что нужно знать родителям о речевых нарушениях у детей дошкольного возраста

В материале консультации рассматриваются самые распространенные речевые проблемы детей. Ознакомившись с материалом родители смогут выяснить, в чем заключается речевая проблема ребенка и как можно ее р...

Консультация для родителей «Если ребенок плохо говорит».

Консультация для родителей«Если ребенок плохо говорит»....

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит"

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит"...