Пальчиковая гимнастика и ее польза для развития ребенка.
статья по логопедии

Ходыко Юлия Владимировна

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.  Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_proekt.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика и ее польза для развития ребенка.

                                               «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев!»                                                                 

                                                                                                   В.А. Сухомлинский .

Пальчиковая гимнастика ― игровые движения рук и пальцев, которые часто сопровождаются короткими стихами и ритмичной речью. "Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и, лишь с трудом, проникло в сознание педагогов." - Н. А. Берштейн. Известно, что в устной речи любого народа, можно встретить короткие стихотворения-потешки, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем "Сорока-ворона". Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действует на развитие детей. 

Упражнения пальчиковой гимнастики весьма эффективны при развитии мелкой моторики, очень просты в исполнении и не требуют много времени. Это незаменимый помощник в гармоничном и своевременном развитии ребенка. Эффективность пальчиковых игр связана с особенностями строения коры головного мозга. Речевые зоны расположены в ней в непосредственной близости к двигательным центрам. Активные движения пальцами и руками активизируют работу нейронов в обеих зонах.

Что развивает пальчиковая гимнастика? По мнению педагога-логопеда Светланы Лапшиной, игры способствуют развитию:

  • Мелкой моторики. Постоянно повторяя упражнения, малыш развивает гибкость кистей и пальцев, их подвижность. Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме. По мнению ученых, пальчиковые игры соединяют пальцевую пластику с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, а, следовательно, на развитие творческих способностей ребенка. Улучшается координация движений.
  • Внимания. Играя с пальцами, ребенок тренирует устойчивость внимания, ее объем, умение концентрироваться.
  • Речи. В процессе пальчиковых игр малыш прислушивается к речи взрослых и начинает повторять слова, которые слышит. Параллельно в коре головного мозга активизируются речевые центры, увеличивается словарный запас ребенка.
  • Память. Все движения в пальчиковых играх сопровождаются рассказами, считалками или стихами. Малыш следит за словами и постепенно запоминает их, ассоциируя с движениями собственных пальцев. В этот момент развивается как кратковременная, так и долгосрочная память ребенка.
  • 5.Воображение и творческие способности. Стихи и любые рассказы, сопровождающие игру с пальчиками, пробуждают творческий потенциал малыша. Пальчиковая гимнастика способствует социализации ребенка и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы.

Играя пальчиками, малыш учится подражать взрослым, вслушиваться в речь, повышает свою речевую активность, готовит руку к письму и развлекается.

Почему важна пальчиковая гимнастика для детей? Доктор философии Лиз Хестбек и ее коллеги уверены, что хорошие моторные навыки важны для физического, социального и психологического развития ребенка. По мнению группы исследователей во главе с Аннетт Бронс, у 5–10 % младших школьников наблюдается отставание в развитии мелкой моторики. Развивают навык с помощью пальчиковой гимнастики.

Как делать пальчиковую гимнастику? Главное правило ― подбирайте упражнения и игры по возрасту ребенка. Для малышей до 3 лет будет достаточно массажа ладошек и пальчиков, сопровождаемого потешками и стишками. Массаж пальчиков ребенка, прямым образом влияет на его интеллектуальное развитие!

В 3–4 года можно играть с двумя ручками, используя в ходе игры дополнительные предметы. С 5 лет нужно придумывать для детей более сложные упражнения и игры, активирующие их творческие способности. Дошкольникам они помогут подготовиться к школе.

Из этого можно сделать следующий вывод: что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнения упражнений ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного
мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и
понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённое положение рук и последовательность движений.
6. У малыша развиваются воображение и фантазия.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

И еще, заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой не только полезно, но и приятно. Такие занятия создают непринужденную, радостную атмосферу!

Ведь пальчиковая игра- это не просто интересно, но это есть отражение в игре реального мира ребенка - предметов, людей, животных, явлений природы. И еще они доставляют огромное удовольствие малышам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Влияние пальчиковой гимнастики на сенсорное и умственное развитие ребенка".

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и ...

"Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии ребенка"

: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"                                          ...

Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский«Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель«Рука – это своего рода внешний мозг»...

Пальчиковая гимнастика и ее польза

ldquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцах”, – писал В. А. Сухомлинский. Сегодня нам известно, какое важное место занимает подвижность кистей рук ребенка в его успешном и всесторо...

Статья «Влияние пальчиковой гимнастики на речевое и умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста»

В этой статье описывается неоценимая польза пальчиковых игр для развития речи и всех умственных процессов ребенка. В ней говорится о том, что пальчиковая гимнастика очень важна с самых первых дней жиз...

«Пальчиковая гимнастика и ее значение в развитии речи ребенка»

Развитие речи – одна из главных задач, которая стоит перед ребенком в дошкольном возрасте. Речь играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодей...