"Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии ребенка"
материал по развитию речи на тему

: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"

                                                     В.А.Сухомлинский 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izvestnyy_pedagog_v.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Известный  педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев»

Действительно,рука имеет  большое «представительство» в коре головного мозга,поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространненых  видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию, речь. Пальчиковые игры влияют на пальцевую  пластику, руки становятся послушными ,что помогает ребенку в выполнении мелких движений,необходимых в рисовании ,а в будущем и при письме.  Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием,создание пальчикового театра,формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи,но и на ее выразительность,формировние творческих способностей. Пальчиковые игры-это отображение  реальности  окружающего мира (предметов,животных,людей,их деятельности,явлений природы). В ходе игры дети,повторяя движения взрослых,активизируют моторику рук,вырабатывают ловкость,умение управлять своими движениями, концетрировать внимание на одном виде деятельности. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Дети в возрасте 2-х  лет:

-знакомятся с ладонью,

-выполняют простые движения(похлопывание,постукивание по коленям,прятанье рук за спину).

Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев:сгибания и разгибания. Постепенно от показа переходить к словесным указаниям. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение,воспитатель берет руку ребенка и действует вместе с ним.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически  по 2-5 минут ежедневно. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

Дети в возрасте 2-3 лет выполняют:

- энергичные движения кистями рук

Например - упражнение «Капуста»

Мы капусту рубим- рубим,

Мы морковку трем-трем

Мы капустку солим-солим

Мы капусту жмем-жмем

Дети 3-4 лет:

- игры  с участием двух рук ,но при этом у каждой руки свое движение

Например –упражнение «Кошка»

А у кошки ушки на макушке

Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке (выполняется фигура животного)

Освоив свободное выполнение фигур,упражнения

усложняются:разыгрываются небольшие сценки,пересказываются  короткие рассказы  с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Дети с 4 до 5 лет:

-выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой

-сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно

составляют фигуру из обеих рук,совмещая пальцы («краб»)

Дети 5-7 лет:

 –рассказывают руками стихи,потешки с частой сменой фигур;

-составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик,платочек,карандаш)

-совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2,1-3,1-4,1-5) .затем другой рукой и обеими руками параллельно

При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры,координированность движений отдельных пальцев и всей кисти,умение удержать предмет. Многие игры требуют участия обеих рук,что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «влево». «вправо», «вверх», «вниз».

В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. Спектакли рекомендуют показывать детям с раннего возраста.

Пальчиковый театр имеет большое значение ,так как это упражнение :

-стимулирует развитие мелкой моторики

-знакомит ребенка с такими понятиями как форма,цвет,размер

-помогает  развивать пространственное восприятие

-развивает воображение ,память,мышление и внимание

-помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции

-формирует творческие способности и артистические умения

-знакомит с элементарными математическими понятиями.

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность,воображение,коммуникабельность,интерес к творчеству, способствуют  развитию  памяти,внимания,усидчивости,расширению кругозора.

 В пальчиковой гимначтике можно использовать счетные палочки. Перекладывая палочки,дети развивают мелкую мускулатуру кисти. Упражнения с счетными палочками готовят дошкольников к  овладению счетом. При составлении фигурок из палочек можно давать детям различные задания:

-сосчитать палочки,из которых выполнена фигура

-сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет

-сосчитать уголки,входящие в фигуру и т.д.

В упражнениях для пальчиковых гимнастики можно использовать различные семена растений(горох,фасоль..),пуговицы,прищепки и другие предметы.Развитию мелкой моторики способствуют лепка, рисование, конструирование,аппликация, собирание пазлов, собирание мозаик. Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи,необходимой при письме,рисовании,любой игровой и бытовой деятельности . Систематические занятия,требущие тонких движений пальцев,повышают работоспособность головного мозга,давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей

Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей...

Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей

Стимулируя моторику мы активизируем зоны отвечающие за речь....

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и их роль в развитии ребенка"

В статье рассматриваются способы развития речи у детей дошкольного возраста в процессе развития мелкой моторики рук, а именно посредством пальчиковых игр. Материал содержит подборку интересных пальчик...

Консультация для педагогов "Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей"

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научит...

Пальчиковые игры и их роль на развитие ребенка

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка...

Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и м...