Конспект группового занятия по лексической теме: «Моя Родина. Наш город»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В конспекте занятия представлены игры и упражнения  по развитию грамматического строя речи, навыков звукового анализа и синтеза, навыка чтения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия  по лексической теме: «Моя Родина. Наш город»

       Цели:

     коррекционно-образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Моя Родина. Наш город». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с  прилагательными;  образование однокоренных слов). Совершенствование навыков звуко – буквенного анализа, навыка чтения. Совершенствование навыка составления рассказа из личного опыта.

     коррекционно-развивающие: развивать связную речь, мыслительную деятельность, способность к самостоятельным выводам, общие речевые навыки, зрительное и слуховое  внимание, развивать тонкую и артикуляционную  моторику;

     воспитательные: воспитывать бережное отношение к  родному краю, вызывать чувство гордости и восхищения своим родным городом; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

    Оборудование:  картинки с изображением достопримечательностей города Белгорода, мяч, цветы, ваза, карточки со словами.

     Предварительная работа.
Целевые прогулки по близлежащим улицам города. Беседа о названиях улиц. Рассматривание   с обсуждением    иллюстраций     "Достопримечательности     родного     города".

Ход занятия:

1. Артикуляционная гимнастика.

«Блинчик»

«Качели»

«Горка»

«Часики»

  1. Организационный момент.
  • Игра «Составь слово из букв» (слово- РОДИНА)

- с какой буквы начинается слово РЕКА?

-  какая буква вторая по счету в слове  МОРЕ?

- с какой буквы начинается слово ДОН?

- какая буква вторая по счёту в слове МИР?

- какая предпоследняя буква в слове СТРАНА?

- какая последняя буква в слове УЛИЦА?

Логопед: Какое слово вы составили? Прочитайте его. (Родина) Молодцы! Посмотрите ещё раз внимательно и запомните, как пишется это слово.

Дети садятся за столы. Логопед читает стихотворение « С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и добрых товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

                                    М. Матусовский

3. Объявление темы занятия.

Логопед:  Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое Родина для каждого человека, с чего она начинается,  поговорим о нашем городе и улицах.

  1. Вводная беседа.

Логопед: Так с чего же начинается Родина? Родина – это страна, в которой вы родились, это дом, в котором вы живёте, это родные и друзья.

Наша Родина, страна, город

       Наше Отечество, наша  Родина –  матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы  её зовём  потому, что в ней родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Родина у человека одна.

      У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя – мирное небо. Красная – силу и красоту. Этот флаг в России ввёл царь Пётр 1. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России – двуглавый орёл.

                         Каждый из нас живёт в городе, или в посёлке, или в деревне, и это место обязательно нанесено на карту.  Мы с вами живем в городе Белгороде.

      Но кроме этого у каждого человека есть свой дом. Люди всего мира живут в самых разнообразных домах.

  1. Развитие  лексико – грамматических категорий.

Игра с мячом «Семейка слов»

Логопед: Давайте образуем слова из одной семейки со словом РОДИНА.

Родился, родители, родственники, родной, уродилось, народ, народная, родник.

Логопед:  Ребята, в какой стране мы живем? (в России).  Значит мы кто? (россияне).          А еще нас можно назвать белгородцами,  потому что….( мы живем в городе  Белгороде).

Послушайте стихотворение  о нашем  городе Белгороде:
                     Один из тысяч городов России
                    На берегах реки седой
                    Овеян богатырской силой -
                    Красивый, мудрый, молодой...

Логопед: какими красивыми словами поэт описал наш город? (Красивый, мудрый, молодой). И мы с вами расскажем о Белгороде: какой он?

  • Игра «Букет красивых  слов»

(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Белгорода. Каждый ребенок   говорит,   какой   Белгород   у   него   на  открытке, почему, и ставит свой цветок в вазу).
Логопед:  Вот какой букет красивых слов мы собрали. ( Наш город Белгород - праздничный, солнечный, зимний, ночной,  древний,  спортивный,  культурный,  духовный,  молодой, белый).

Логопед: А почему же наш родной город называют Белым? (Он стоит на мелу, в нем много белых соборов, церквей, зданий из белого кирпича).

6.Координация речи с движением  «Родина»

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля, -

Это русская природа,

Это Родина моя.

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга, -

Это русское раздолье,

Это Родина моя.

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья, -

Это русская сторонка,

Это Родина моя.

-приставляют правую  ладонь ко лбу «козырьком»:

-разводят руки в стороны перед собой;

-ставят руки на пояс;

-сводят руки над головой – «гора»;

-плавно опускают руки ладонями вниз;

-разводят руки в стороны перед собой;

-ставят руки на пояс;

-прикладывают поочерёдно правую и левую руку к уху, прислушиваются;

-разводят руки в стороны перед собой;

-ставят руки на пояс;

7.Пальчиковая гимнастика  «Мой город»

Город – это улицы,

Проспекты и дома,

Площади, музеи, парков тишина,

Блеск огромных стёкол, праздничных витрин, быстрое движенье

Прохожих и машин

- поочерёдное  соединение пальцев  с большим пальцев  на обеих  руках одновременно;

- развести  пальцы  в стороны;

- круговые движения руками, согнутыми в локтях;

- указательные и средние пальцы «бегут» по столу.

8.Развитие связной речи.
Логопед: Мы с вами часто ходим на экскурсии, бываем в разных красивых местах города. Где мы были, чем вам нравятся места города, которыми гордятся белгородцы.  Расскажите, пожалуйста,  о них.

  • Дидактическая игра «Путешествие  по родному городу»

 (На доске  виды Белгорода: Вечный огонь на Соборной площади,    Драматический    театр    Щепкина,    памятник    князю Владимиру, Университет, аллея Героев в парке Победы).

Ответы детей:

Вечный Огонь - там много цветов, и днем и ночью горит огонь в память о погибших защитниках Белгорода и наших земляках…

Театр - большое красивое здание, украшено колоннами; возле него памятник Щепнкину - артисту земляку….

Памятник кн. Владимиру - высокий, с этого места видно полгорода… Университет - летом много цветов, работают фонтаны, ночью весь светится огнями...

Аллея Героев - на берегу Северского Донца памятники землякам нашим, военным…

Логопед: вы рассказали, ребята, какой красивый наш город. Как много в нем памятников,  исторических  мест, музеев, театров. Но главное богатство каждой страны, каждого города - это народ, люди, которые живут там - в этой стране, в этом городе. У нас в Белгороде живут …(белгородцы). 

  • Дидактическое упражнение "В городе Белгороде..."

Все   мальчики-белгодцы,  

все   девочки   -   белгородки,  

все   мужчины  -  белгородцы,

все женщины  -  белгородки.

Логопед: Люди - главное богатство нашего города. И чтобы всем было хорошо, жилось комфортно - надо уважать друг друга, беречь и помогать.
Логопед: А как же вести себя на улицах Белгорода, чтобы никому не доставлять неудобств и самим было комфортно? (Двигаться по правой стороне тротуаров, разговаривать спокойно, не мусорить, если сам обращаешься к кому-либо или к тебе обращаются, пользоваться "волшебными" словами).

9.  Итог занятия.

Логопед:  Ребята,  мы сегодня с вами говорили о  нашей Родине, стране, прекрасном нашем городе! Почему мы его считаем прекрасным? (Ответы детей).

   Край мой любимый. Белые горы,
         Ветер столетий веет в лицо.
         Юный и древний, милый мой город,
         Как ты прекрасен над Синим Донцом!

   Первый салют и огни фейерверка
         В сердце навеки остаться должны,
         В мире и счастье иди через годы,
         Самый родной мне из всех городов!
         Славой твоею гордятся народы
         К подвигам ты, как и прежде готов!

РОДИНА

   РЕКА

                                МОРЕ

    ДОН

     МИР

СТРАНА

   УЛИЦА

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе по лексической теме "Наша Родина - Россия"

Конспект НОД по образовательной области "Познание"  в логопедической группе...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"

Конспект логопедического занятия по формирования лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"...

Развитие связной речи на материале лексической темы " Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва"

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект ОД Квест игра. Тема: "Моя Родина Россия. Город Новокузнецк". старшая группа

Цель: воспитание любви и гордости за свою РодинуОбразовательные задачи:Закрепить знания воспитанников о государственной символике России и города Новокузнецка, о достопримечательностях города Нов...

Конспект логопедичексого занятия по лексической теме "Наша Родина - Россия"

Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР 6-7 лет. Способствует патриотическому воспитанию дошкольников. Использование разнообразных приемов на данном занятии, дает воз...

Буклет для родителей по лексической теме "Моя родина Мой родной город"

Буклет для родителей по лексической теме"Моя родина Мой родной город"...