Игры по лексической теме.
материал по логопедии

Домашние животные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_leksicheskoy_teme.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

 «Помоги маме найти своих детенышей»

Цель: закрепить словарь существительных по теме

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход. Педагог раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, оставляет себе изображения взрослых животных и показывает детям картинку, например, собаки и говорит: «Собачка потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажите и назовите». Выигрывает тот ребенок, который быстрее найдет подходящую картинку и правильно назовет её. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.

 «Один - много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Педагог называет существительное в единственном числе, бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: кошка – кошка, кот – коты, котёнок – котята, собака – собаки, щенок – щенята, коза – козы,  козлёнок – козлята, овца – овцы, баран – бараны, ягнёнок – ягнята, лошадь – лошади, конь – кони, жеребенок – жеребята, корова – коровы, бык – быки, телёнок – телята, кабан – кабаны, поросёнок – поросята, кролик – кролики, крольчиха – крольчихи, крольчонок – крольчата.

«Мяч катай слово называй»

Цель: учить детей образовывать названия детенышей животных.

Оборудование: мяч среднего размера

Ход. Педагог берет мяч среднего размера и прокатывает его по столу одному из детей, говоря слово: «Кошка». Предлагает каждому ребенку, поймав мяч, прокатить его вам обратно, назвав при этом детеныша кошки. Ребенок катит мяч взрослому, говоря: «Котенок». И так далее.

Игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет какого-нибудь животного и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Тот называет ее ласково и возвращает мяч взрослому: кошка – кошечка, кот – котик, котёнок – котёночек, собака – собачка, щенок – щеночек, коза – козочка, козёл – козлик, козлёнок – козлёночек, овца – овечка, баран – барашек, ягнёнок – ягнёночек, лошадь – лошадка, жеребенок – жеребёночек, корова – коровка, бык – бычок, телёнок – телёночек, поросёнок – поросёночек.

Игра «Кто как голос подаёт?»

Цель: актуализировать глагольный словарь

Оборудование:  предметные картинки с изображением животных

Ход. Педагог складывает картинки в стопочку и предлагает детям по очереди брать по одной карточке и говорить кто, как голос подаёт. Например: «Что делает кошка?»:

кошка –… мяукает,       собака –… лает,               корова –… мычит

лошадь – …ржёт,           свинья – …хрюкает,        овца – …блеет

коза – ..мекает.

При правильном ответе картинка остаётся у ребенка. Побеждает тот, кто наберет больше картинок.

Игра «Чья? Чей? Чьё? Чьи?»

Цель: образовывать относительные прилагательные

Оборудование: предметные картинки

Ход. Педагог показывает картинку животного. Дети закрывают глаза. Педагог в это время закрывает любую часть тела животного. Дети открывают глаза, угадывают, спрятанную часть тела и называют кому она принадлежит.

Голова лошади (чья голова?)-…лошадиная;

Уши кролика (чьи уши?)-….кроличьи;

Хвост коровы (чей хвост?) -…коровий;

Шея свиньи (чья шея?) -…свиная;

Хвост собаки (чей хвост?) -…собачий;

Лапки кошки (чьи лапки?) -..кошачьи;

Голова овцы (чья голова?)-…овечья;

Игра «Мамы и малыши».

Цель: учить образовывать предложный падеж

Оборудование: картинки с изображением детенышей животных

Ход.  Педагог складывает картинки в стопочку и предлагает детям по очереди брать по одной карточке и называть, кто о ком заботится. Например:  

Лошадь заботится о - …. жеребятах.

  Крольчиха заботится о -…крольчатах.

  Корова заботится о -…телятах.

  Коза  заботится о -…козлятах.

  Кошка  заботится о -…котятах.

  Собака заботится о –… щенятах.

  Овечка  заботится о –… ягнятах.

  Свинья  заботится о –…поросятах.

При правильном ответе картинка остаётся у ребенка. Побеждает тот, кто наберет больше картинок.

Игра «Покорми животных».

Цель: учить образовывать существительные в винительном падеже

Оборудование: предметные картинки с изображение животных и еды

Ход. Педагог раздаёт каждому ребенку по одной картинке с животным, а картинки с едой раскладывает на столе. Предлагает детям по очереди «покормить своё животное».

Например:  Кошке дам…рыбку, молоко...

Собаке -…косточку, мясо…

Лошади – овёс, траву, сено…

Корове, козе, овце - траву, сено...  

Выигрывают те дети, которые правильно подберут и назовут еду.

Игра «Кто, где живёт?»

Цель: актуализировать словарь по теме

Оборудование: предметные картинки животных и их жилищ

Ход. Педагог раскладывает на столе все картинки и предлагает детям подобрать правильную пару. Например: «Кто где живёт?» Корова живёт – …в коровнике,

Собака – в….конуре (будке),

Лошадь – в …конюшне,

Кролик – в …крольчатнике,

Свинья -.. в свинарнике,

Овца – в…овчарне,

Коза – в ..хлеву.

Выигрывают те дети, которые дадут больше правильных ответов.

«У кого сколько?»

Цель: учить согласовывать числительное с существительным

Оборудование: предметные картинки, цифры, фишки

Ход. Педагог показывает число и взрослого животного, а дети по очереди составляют предложение у кого, сколько детенышей появилось:

- У лошади появилось 2 (5)….жеребенка (жеребят);

- У коровы появилось 3 телёнка, …5 телят;

- У собаки появилось 4 щенка… и т.п.

Каждый ребенок за правильный ответ получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

«Кто больше?»

Цель: актуализировать глагольный словарь по теме

Оборудование: фишки

Ход. Педагог предлагает придумать как можно больше слов – действий к разным животным:

Собака (что делает?)- …сторожит, охраняет, охотится, грызёт (кость), лает…

Кошка (что делает?) – мяукает, мурлыкает, шипит, царапается, ловит (мышей)..

Каждый ребенок за правильный ответ получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня.

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня с детьми средней группы развивают мелкую моторику, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. В конспект включены...

"Играем с ребёнком" игры на лексические темы.

Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию нужно играть с детьми в  тематические игры. Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них ...

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Игры по лексической теме "Хлеб"

Подборка игр по лексической теме "Хлеб"...

«Презентации, компьютерные игры по лексическим темам «Овощи», «Фрукты» «Осень» для детей старшего дошкольного возраста»

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала...

Пальчиковые игры по лексическим темам

Картотека пальчиковых игр по различным лексическим темам...