Методическая разработка воспитательного мероприятия "По страницам русских сказок"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Яцына Екатерина Сергеевна

В данной записке рассматривается вопрос о воспитательном мероприятии, которое направлено на приобщении к культурному наследию — русским сказкам.

Русские народные сказки занимают особую роль в воспитании личности молодого поколения. Сказка двигает воображение людей в познании и отношении к миру, окружающим людям, семье, учит добру,честности, формирует характер. Чтение сказок закладывает на всю жизнь основы поведения. Через сказку дошкольники узнают о культуре, быте и традициях своего народа.

В работе логопеда сказка так же является главным спутником и «помощником». Она совершенствует речь, внимание, память, поощряет инициативность и самостоятельность в игре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.pptx792.48 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПО СТРАНИЦАМ РУССКИХ СКАЗОК» Подготовила: учитель-логопед, Яцына Е.С МБДОУ «Мальвина» с. Самбек

Слайд 2

Это чей хвост ? Лисий хвост «Какой зверь спрятался?»

Слайд 3

Это чья голова ? Заячья голова

Слайд 4

Это чей хвост ? Беличий хвост

Слайд 5

Это чья голова ? Медвежья голова

Слайд 6

Это чей хвост ? Волчий хвост



Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс среди классных руководителей/ воспитателей    ДОУ/ педагогов дополнительного образования на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Приобщение к культурному наследию

Тематическое направление

«По страницам русских сказок»

Тема методической разработки

Автор:Яцына Екатерина Сергеевна, учитель-логопед,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Самбекский детский сад «Мальвина»

1.Пояснительная записка

1.1 Тематическое направление

В данной записке рассматривается вопрос о воспитательном мероприятии, которое направлено на приобщении к культурному наследию — русским сказкам.

1.2 Тема выбранного мероприятия - «По страницам русских сказок

1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) - ориентировано на детей старшей группы,  в возрасте 5-6 лет.

1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы педагога (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Русские народные сказки занимают особую роль в воспитании личности молодого поколения. Сказка двигает воображение людей в познании и отношении к миру, окружающим людям, семье, учит добру,честности, формирует характер. Чтение сказок закладывает на всю жизнь основы поведения. Через сказку дошкольники узнают о культуре, быте и традициях своего народа.

В работе логопеда сказка так же является главным спутником и «помощником». Она совершенствует речь, внимание, память, поощряет инициативность и самостоятельность в игре.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: развитие речевой и познавательной активности через изучение русских народных сказок.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Актуализировать в памяти детей содержание русских народных сказок.
  • Уточнять и расширять словарный запас детей.
  • Различать неречевые и речевые звуки.
  • Поддержать интерес к артикуляционной гимнастике.
  • Продолжать учить детей давать полный ответ на поставленный вопрос.
  • Совершенствовать грамматический строй речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными и числительными.
  • Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать элементарную связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, познавательную деятельность, пространственную ориентировку, артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением, дыхание, общеречевые навыки.

Воспитательные:

  • Прививать любовь к сказкам, к живой природе.
  • Воспитывать навыки организационного поведения учащихся

1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора – Занятие проводится в открытой форме для возможности другим педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный и инновационный опыт по реализации конкретного приема или метода обучения, в своей работе, осознать свои недочёты.

1.7 Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Для того что бы цель занятия и все поставленные задачи были осуществлены применяются  различные педагогические технологии, методы и приемы. В частности, для проведения данного коррекционно-развивающего мероприятия выбраны игровая технология, технология дифференцированного обучения и здоровье-сберегающая технология. Так же применялась мнемотехника, логоритмика и Су-Джок терапия. Все эти технологии направлены на получение положительного воспитательного и коррекционного результата.

1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Коррекционно-развивающие занятие включает в себя использование различной литературы и интернет-ресурсов  в качестве основных источников информации. Так же неотъемлемой частью проведения занятия являются материально-технические ресурсы: ноутбук, проектор, экран, презентация, шарики Су-Джок, прищепки разного цвета, игрушечная лягушка, сундук, зеркала для каждого ребёнка,игрушечный колобок, мнемотаблица к сказке «Колобок».

Используемая литература:

  • «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», Куликовская Т.А., Москва, 2006 г.
  • «Конспекты логоритмических занятий». М.Ю.Картушина, Творческий Центр, Москва, 2007 г.
  • Фонограммы из серии «Волшебные голоса»
  • «Сборник стихов. Часть 1.»  В. Суслов,

1.9.Рекомендации по использованию данной методической разработки в работе педагогов ДОО.

2.Основная часть

2.1.Описание подготовки воспитательного мероприятия.

План подготовки к занятию:

  • Выбор учителем -логопедом темы
  • Постановка цели и задач
  • Составление конспекта коррекционно-развивающего занятия
  • Предварительная подготовка детей к теме: чтение сказок с воспитателем.
  • Подбор необходимых материалов

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного.
На нашем занятии сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их и скажем «Здравствуйте!»

Дети: Здравствуйте!

Орг. момент: - Чтобы узнать тему нашего занятия, нам нужно отгадать зашифрованное слово. А для этого отгадайте мои загадки и назовите первые звуки этих слов-отгадок.

  1. Игра «Составь слово»

Отгадывание загадок:

1) Красна девица грустна, ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка –

Ребёнок: Снегурочка! Первый звук- С

ребёнок, отгадавший загадку, выбирает на столе карточку с буквой

2) На сметане мешён, на окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок, покатился –Колобок.

3) Всех излечит, исцелит, добрый доктор –Айболит.

4) Я красив, силён, могуч, Я грознее грозных туч, И умнее всех, нет слов, — Много у меня голов.– Змей Горыныч.

5) Я - богатый, всемогущий, Очень стройный, страшно злющий, Смерти вовсе не боюсь. Угадайте, как зовусь– Кощей Бессмертный

6) Много дней он был в пути, чтоб жену свою найти,

А помог ему клубок волшебный, его звали- Иван-царевич

дети с помощью логопеда выкладывают слово из букв и логопед читает слово:

С К А З К И

Логопед: Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски!

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки!

(Звучит мелодия «В гостях у сказки»).

Логопед: Закройте все глазки.

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнем

Волшебство появится

В сказку попадем! (появляется сундучок)

(Откроем глазки)

Логопед: Посмотрите, что это? (Сундучок.). Не простой сундучок, а волшебный. Давайте его скорее откроем! (логопед и дети открывают сундучок)

Ну-ка сундучок покажи нам, что там у тебя внутри….

Логопед: Живёт в каждой сказке какой-то герой

Мечтает герой подружиться с тобой

Давайте волшебный сундук мы откроем

И встретиться каждый с любимым героем!

(Достаём Лягушку и зеркала каждому)

Лягушка:

Я лягушка-говорушка

Научу всех говорить.

На меня вы посмотрите.

И за мной движения повторите.

1.Упражнение «Улыбка»

Улыбаться широко

Очень просто и легко:

Как лягушка,

Тянем к ушкам

Наши губки. Улыбаемся.

Получается отлично!

Молодцы! Стараемся!

Развеселилась лягушка-говорушка и вот запрыгал у неё язычок, вверх-вниз. Как будто качается на качелях. Покачаемся и мы.

2.Упражнение «Качели»

На качели я сажусь

Вверх и вниз легко несусь. ( Рот открыт. Широкий кончик языка поднимать к верхней губе, а затем опускать к нижней. )

Посмотрела Лягушка-говорушка на часы

3.Упражнение «Часики»

Тик так, тик так, ходят часики вот так

Стрелка стрелку догоняет.

Наше время отмеряет.

Пришло время пообедать

4.Упражнение «Блинчики»

Вот так блинчик, вот так блин.

Мягкий, круглый и душистый.

Съем его я очень быстро.

Пришло время почистить зубки

5.Упражнение «Почистим зубки»

Лягушонок чистит зубки

Ежедневно, каждый день!

Чистить зубки лягушонку

Ну совсем, совсем не лень!

Логопед: Молодцы, ребята, у вас всё получилось! А нашей лягушке пора возвращаться в своё болото.

Логопед: Давайте посмотрим в волшебный сундук, что еще интересного приготовил он для нас. Но сначала отгадайте загадку.

Кто же в сказочке живет?

Он не ёжик и не кот,

Он от бабушки с окошка

Прыгнул прямо на дорожку,

Покатился, побежал,

На язык к лисе попал! - Кто это?

Дети:  Колобок

Логопед:-Ребята, а как называется эта сказка?

Дети:  Сказка называется «Колобок»

Логопед:- Вижу сказочку читали, Колобка вы все узнали.

Логопед:- Давайте с вами вспомним, кто попросил испечь колобка?

Дети: Дед.

Логопед:А кто испек колобок?

Дети: Бабка.

Логопед:Всё верно! А теперь и мы с вами слепим настоящего колобка.

Массаж шариками Су-Джок «Мы лепили колобка»

Мы лепили колобка.(сжимаем и разжимаем шарик в правой ладони)

Тесто мяли мы слегка.(сжимаем и разжимаем шарик в левой ладони)

А потом его катали,(круговыми движениями катаем шарик в ладонях)

На окошечко сажали.(раскрывают ладони, показывают колобок)

Он с окошка прыг, да прыг!

Укатился озорник!(стучат шариком по ладони)

Логопед: Вот такой аппетитный получился у нас колобок. Только он очень горячий. А что нужно сделать, чтобы колобок остыл?

Дети: Нужно подуть на него

Логопед: Совершенно верно!

Дыхательная гимнастика «Остудим колобка» (развитие речевого дыхания).

Логопед:Вот мы и студили колобка. А теперь внимательно рассмотрите его, потрогайте и расскажите мне  какой он по форме и цвету?

Ребёнок1: Он круглый и жёлтый

Логопед: Правильно! А какой колобок на ощупь?

Ребёнок2: Колобок мягкий и гладкий

Логопед: Всё верно. Как вы думаете, какой он по характеру?

Ребёнок3: Колобокдобрый, веселый, хитрый.

Логопед: Молодцы ребята, все ваши ответы правильные! Теперь нам пора немного размяться. Повторяйте за мной.

Логоритмика для детей — "Колобок"

Жили-были дед да баба – головой вверх, вниз
На полянке у реки –
головой влево вправо
И любили очень – очень –
пружинка передавать мячик из рук в руки, вытянутые вперёд
На сметанке колобки
Хоть у бабки мало силы –
катаем мяч сверху вниз по туловищу
Бабка тесто замесила
Ну, а маленькая внучка –
вытягиваем руки вперёд и катаем мяч между ладонями
Колобок катала в ручках
Вышел ровный, вышел гладкий –
руки вытянуты вперёд, пружинка влево вправо
Не солёный и не сладкий
Очень круглый, очень вкусный –
подбрасываем мяч 3 раза невысоко и кладём на пол
Даже есть его не грустно
Мышка по полю бежала –
оббежать мяч вокруг и взять его
Колобочек увидала
Ах, как пахнет колобочек –
мяч в одной руке “хвастается” снизу вверх, затем в др. руке
Дайте мышке хоть кусочек!
С колобком забот не мало –
поднимать поочереди ноги и проносить мяч под коленями
Скачет глупый где попало
Может в лес он укатиться –
сверху вниз по корпусу и встаём
Может съесть его лисица.
Лучше взять наш колобочек –
наклоны к одной ноге, к др.н. и зажать колобок между н. вн
И запрятать под замочек
И тогда из-под замочка –
попрыгать с зажатым мячом и взять мяч в руки
Не достать ей колобочка.

Логопед: Молодцы!

-Покатился наш Колобок дальше. Но вот беда Колобок закатился в колючие кусты и теперь не может избавиться от колючек, которые прицепились к нему. Поможем Колобку? Нужно все колючки разложить по корзинкам. Красную колючку в красную корзинку, зелёную в зелёную и т.д. Дети снимают прищепки -колючки с Колобка.

Логопед: Ребята, много зверей живёт в лесу. Что за звери спрятались?

Помогите Колобку, угадать какой зверь спрятался. (На слайде рисунки животных, у которых показана лишь часть тела: лисья морда, заячьи уши, беличий хвост, медвежьи лапы)

Игра «Какой зверь спрятался?»

Логопед: Друзья, посмотрите, вредная лиса перепутала всю сказку про нашего Колобка!

(Логопед показывает на магнитную доску, на которойкартинки к сказке перепутаны.)

- Вы поможете «навести порядок» в сказке?

Дети: Конечно, поможем.

Беседа по сказке:

Логопед:- Ребята, как начинается сказка «Колобок»?

Ребёнок1:Жили-были дед да баба.

Дети ищут подходящую картинку

Далее все картинки выставляются по порядку в процессе беседы.

Логопед: Как появился Колобок?

Ребёнок2:Баба замесила тесто и спекла Колобок.

Логопед: Что случилось с Колобком, когда баба поставила его остужать на окошко?

Ребёнок3: Колобок ушёл от бабы и деда.

Логопед: А куда покатился колобок?

Ребёнок4: Колобок покатился в лес по тропинке.

- Кого первого встретил Колобок на своем пути?

Ребёнок5: Колобок встретил зайку.

Логопед: Опишите зайку. Какой он был? (Ответы детей)

- А что любит зайка кушать? (Капусту, морковку)

- А что потом случилось с Колобком? Колобок спел песенку зайке и убежал от него.

- Кого дальше встретил Колобок? (Волка)

- А какой волк? (ответы детей)

- Убежал Колобок от волка? (Да)

- Кого еще повстречал Колобок в лесу? (Медведя)

- Какой он? (ответы детей)

- И наконец, Колобок встретил… кого? (Лису)

- Какая была лиса? (ответы детей)

- А что случилось с Колобком, когда он встретил лису?Колобок сел ей на язычок и стал петь свою песенку, и она его съела.

- А теперь попробуем рассказать нашу сказку от начала до конца. А помогут нам в этом волшебные картинки.

2-3 ребенка пересказывают сказку по мнемотаблице.

Логопед: Ну вот, и сказочке конец, а кто сказку рассказывал и показывал–молодец!

Вам понравилось наше занятие? У вас хорошее настроение?

У вас на столе лежат 2 Колобка. Один грустный, а другой весёлый. Если у вас хорошее настроение, покажите весёлого Колобка, если плохое, то грустного.

Я очень рада, что у вас хорошее настроение!

Ну, а нам пора прощаться

И со сказкой расставаться.

Сказка новая опять

Вас, детишки, будет ждать!

Скажем все дружно до свидания.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка сценария драматизации "Герои русских народных сказок в современном мире" для детей подготовительной группы

Данный сценарий предназначен для педагогов дополнительного образования по театрализованной деятельности, воспитателей, музыкальных руководителей, учителей начальных классов. Данный спектакль можно исп...

Методическая разработка воспитательного мероприятия в старшей группе "Загадки русской избы"

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе в музее "Русская изба"...

Презентация "По страницам русских сказок"

Презентация к игре - викторине "По страницам русских сказок"...

Методическая разработка на тему: «Роль русских народных сказок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

ООД по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»Образовательная область: речев...

Методическая разработка "Схемы для пересказа русских народных сказок" в младшей группе

Методическая разработка "Схемы для пересказа русских народных сказок"  в младшей группе...

Методическая разработка Воспитательное событие «Богатыри земли русской»

Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием ?Конечно же наша многовековая история и культура. Воспитывать у детей гражданско-патриотические и духовно-нравст...