Демонстрационный и раздаточный материал по тема недели: "Осень. Деревья. Звук и буква У"
материал по развитию речи (старшая группа)

Падерина Анна Юрьевна

Предварительный просмотр:

1 неделя октября. Звук и буква У

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

—        познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;

—        учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах;

—        познакомить с буквой У (без установки на запоминание буквы).

Коррекционно-развивающие:

—        развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

—        развивать дыхание и голос;

—        закреплять понятие «слово»;

—        развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательная:

—        воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Оборудование: 

предметные картинки со звуком У в начале слова (ударная позиция): улей, утка, ухо и т.д.; картинка для звукоподражания, схема для характеристики звуков, односюжетные картинки для составления предложений, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква У.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Узнай по голосу». Дети заходят в кабинет, становятся в круг. Один из них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал.

2. Развитие общей моторики. «Осенью»

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Взмахи руками над головой.

Ветер в поле воет,

Изображают рупор.

Дождик моросит.

Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели быстрого ручья,

Топают ногами на месте.

Птички улетели в теплые края.

(А. Плещеев)

Изображают улетающих птичек.

3. Развитие мелкой моторики. «Дождь»

Кто там топает по крыше?

Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

— Топ-топ-топ.

Удары по столу ладонями.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

—        Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли —

—        Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

—        Топ-топ-топ.

(Ж. Давитьянц)

Далее — такие же движения по тексту.

4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движениями.

Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала проводится поглаживание, а затем логопед знакомит детей с постукивающими движениями.

Дождик, дождик, веселей

От середины лба к вискам.

Капай, капай не жалей!

Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).

Только нас не замочи!

По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).

Зря в окошко не стучи!

(Т. Куликовская)

От середины подбородка к ушам.

Заканчивается массаж поглаживающими движениями.

5. Развитие мимических мышц. «Осень»

Осень наступила, Высохли цветы.

Грусть.

И глядят уныло Голые кусты.

Поникший взгляд.

Вянет и желтеет Травка на лугах.

Печаль.

Только зеленеет Озимь на полях.

(А. Плещеев)

Спокойное выражение лица.

6.        Развитие артикуляционной моторики.

—        «Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.

—        «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.

—        «Улыбка» — «Трубочка».

—        «Лопаточка».

—        «Иголочка».

—        «Накажем непослушный язычок». Шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя...

7.        Работа над развитием дыхания и голоса. 

Игра «Дудочка». 

Дети поочередно дуют в «дудочку».

Игра «Погрели ладошки». 

Выдох на ладошки с произнесением звука У.

8.        Объявление темы занятия.

Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком У и паровозиком, который любил его произносить.

9.        Акустико - артикуляционный образ звука.

Логопед: Ребята! Посмотрите на картинку и произнесите любимый звук паровозика. (Ууу!)

Посмотрите в зеркале, в каком положении находятся губы (вытянуты трубочкой), язык (спокойно лежит на дне рта — «домика»), зубы (сближены, но не сомкнуты), воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. Звук У — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

10.        Связь звука и буквы.

Логопед выставляет букву У, а дети называют предметы, на которые она похожа. Например: на рожки улитки, ветку дерева, уши зайца и т.д.

Логопед: Буква У кричит: «Ура!». Руки тянет вверх она!

Знакомство с буквами дает возможность детям использовать сохранный зрительный анализатор. При этом логопед проводит только знакомство с буквами и не дает установку на запоминание.

11.        Развитие фонематического слуха.

Узнавание звука У из ряда изолированных звуков (различных по артикуляционному и акустическому качествам), ряда слогов, ряда слов. Логопед произносит ряд звуков: А, У, И, А, О, И, У, О, И, У... Дети хлопают, когда слышат звук У. И т.п.

12.        Закрепление звука в слогах.

Игра «Запомни — повтори». 

Дети вслед за логопедом повторяют слоговые ряды:

ум-ум-ам          ам-ам-ум           ну-ну-на

оп-уп-уп           ут-от-ут             ку-ка-ку

Выделение звука У из состава слогов УА, УМ, УН.

Логопед произносит слоги, выделяя голосом звук У, и просит детей назвать первый звук. Если дети затрудняются, то возможно повторное произнесение и называние звука самим логопедом.

Физкультминутка. 

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку. (шагают)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки опускать.

Весело шагать,

Весело шагать,

Руки поднимать.

Руки опускать.

13.        Закрепление звука в словах.

На доске выставляются картинки со звуком У в начале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук У, и напоминает, что название картинок — это слова, а дети называют первый звук в этих словах.

После этого можно попросить детей назвать свое слово, которое начинается со звука У.

14.        Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами утка и узор по односюжетным картинкам. Например: «Утка ловит рыбу», «Мальчик рисует узор».

15.        Закрепление звука в тексте.

Повторение вслед за логопедом:

Ку-ку-ку — сидит дятел на суку.

Ут-ут-ут — две улитки ползут.

Ух-ух-ух — Вася ловит мух.

16.        Итог занятия.

Логопед: Какой звук у паровозика самый любимый? (Звук У) Какой это звук? (Гласный) Фишкой какого цвета будем его обозначать? (Красного)

17.        Оценка работы детей.



Предварительный просмотр:

1 неделя октября. Признаки осени

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

- упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Коррекционно-воспитателъная:

- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Оборудование: 

Сюжетная картинка с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны); предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то как называется это время года? (Ответы детей.)

2.        Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)

3.        Вводная беседа.

Логопед: Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.

Осень

Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!

Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Ребята! Королева Осень прислала нам рисунок, на котором нарисована осень. Она очень недовольна, что художник неправильно изобразил ее царство и дает нам задание исправить ошибки художника.

Игра «Чего не бывает осенью?». Дети рассматривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью.

Осенью не растут подснежники. Осенью не купаются в речке. Осенью не загорают. Осенью не надевают шубы. И т.д.

Логопед: Ребята! Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она прислала нам загадки и просит отгадать, о чем идет речь. А чтобы нам было легче, у меня есть подсказки. (Логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра.)

Игра «Узнай по описанию». 

Логопед предлагает детям ответить на вопросы. Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что?) — ... (Солнце.)

Тяжелые, серые, темные, дождливые (что?) —... (Облака.)

Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что?) — ... (Дождь.) Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что?) — ... (Ветер.)

Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что?) — ... (Листья.)

Логопед: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки осени. А теперь давайте расскажем, какая же сама осень.

Игра «Подбери признак». 

Дети подбирают признаки к слову «осень».

Осень (какая?) — ... (Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная и т.д.)

Логопед: Ребята! Королева Осень хоть и строгая, но щедрая. Щедра осень на урожай. Посмотрите внимательно на картинки. Что там изображено? (Пшеница, овощи, фрукты.) А теперь закончите мои предложения.

В поле собирают урожай (чего?) — ... (Пшеницы.)

В огороде собирают урожай (чего?) — ... (Овощей.)

В саду собирают урожай (чего?) — ... (Фруктов.)

5. Итог занятия.

Логопед: В чьем царстве мы побывали? Какая она, королева Осень? Что собирают осенью? Где собирают урожай пшеницы (овощей, фруктов)?

Назовите приметы осени.



Предварительный просмотр:

1 неделя октября. Признаки осени.

Тема: Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

—  учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие:

—  систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;

—  активизировать словарь по теме «Осень»;

—  закреплять умение образовывать имена су¬ществительные во множественном числе.

Коррекционно-воспитательная:

—  воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

Оборудование: 

Текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный), картинки: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляет на доску картинку или игрушку.) Он принес нам интересную историю.

2.  Объявление темы.

Логопед: Послушайте стихотворение:

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели.

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.

Когда это бывает? (Осенью.)

А из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам.

3.  Игра «Один — много».

Логопед выставляет картинки на доску и просит назвать их по образцу. Это заяц, а это — зайцы. Много зайцев.

Енот — еноты — много енотов.

Лиса — лисы — много лис.

Еж — ежи — много ежей.

Белка — белки — много белок.

Медведь — медведи — много медведей.

Барсук — барсуки — много барсуков.

Птица — птицы — много птиц.

4.  Рассказ логопеда.

Логопед: Мудрый Ворон расскажет вам о том, как звери в лесу готовятся к приходу осени.

Далее логопед от имени Ворона пересказывает рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге», сопровождая свой рассказ выкладыванием картинок.

«Осень на пороге»

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

— Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

5. Беседа по рассказу.

Логопед: О каком времени года говорилось в рассказе? Кто задавал вопросы жителям леса? Кого проверял Ворон? (Дети отвечают, опираясь на картинки, выставленные) Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки? Как барсуки и еноты? Как ежи и медведи? Как перелетные птицы? А почему нужно готовиться к наступлению осени? (Потому что наступает холодная пора.)

6. Пересказ рассказа.

Логопед снимает картинки с доски и повторяет рассказ, вновь выставляя картинки. Затем рассказ с опорой на картинки пересказывает кто-то из детей.

Физкультминутка «Осень».

После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов. Можно усложнить задание, убрав некоторые картинки, например: зайцев, лис и белок или ежей и медведей. Возможен вариант, когда ребенок, рассказывая, сам выставляет картинный материал.

7. Итог занятия.

Логопед (подводит итог занятия): Кто прилетал к вам в гости? Как готовятся к зиме зайцы, лисы и белки? А ежи и медведи? А перелетные птицы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям для занятий с детьми по теме недели ОСЕНЬ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ. ЗВУК И.

Уважаемые родители!Лексическая тема недели с 12 по 16 октября - ОСЕНЬ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ. ЗВУК [И].Вашему вниманию предлагается домашнее задание для закрепления этой темы....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО И РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НОД ПО ФЭМП»

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление...

Демонстрационный и раздаточный материал.ФЭМП.2 младшая группа

Демонстрационный материал предназначен для работы за столом воспитателя, около доски, мольберта (наборное полотно, карточки, крупные модели геометрических фигур, цифры, знаки, крупные игрушк...

Демонстрационный и раздаточный материал по теме "Одежда, обувь головные уборы. Звук и буква А"

Демонстрационный и раздаточный материал по теме "Одежда, обувь головные уборы. Звук и буква А"...

Демонстрационный и раздаточный материал по теме недели: "Перелетные птицы. Звуки У и А"

Демонстрационный и раздаточный материал по тема недели: "Перелетные птицы. Звуки У и А"...

Рекомендации родителям по лексической теме недели :«Осень (лес, деревья). Грибы, ягоды» (средняя группа 4-5 лет)

Родителям рекомендуется:1.Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило.2.Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило.Обратите внимание ребенка на осенние изменения погоды (с...