Технологическая карта логопедического занятия.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Иванова Наталия Юрьевна

Цель: Актуализация и систематизация знаний о звуке ш, обобщение знаний о звуках и использование в речевой практике.

Задачи:

1. Развитие социально-коммуникативных навыков.

2. Воспитание звуковой культуры речи - четкое и ясное произнесение звуков родного языка, умелое использование интонационных средств выразительности; формирование правильного речевого дыхания.

3. Воспитание слухового внимания и фонематического слуха.

4. Развитие речевого творчества через практическую деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия группы НОДА с речевым диагнозом дизартрия

«Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука ш.»

Автор-разработчик:

Иванова Наталия Юрьевна, Учитель-логопед ГБДОУ детского сада №45 Приморского района Санкт-Петербурга

Длительность мероприятия:

25 мин

Цель:

 Актуализация и систематизация знаний о звуке ш, обобщение знаний о звуках и использование  в речевой практике

Задачи:

Развитие социально-коммуникативных навыков.

Воспитание звуковой культуры речи - четкое и ясное произнесение звуков родного языка, умелое использование интонационных средств выразительности; формирование правильного речевого дыхания.

Воспитание слухового внимания и фонематического слуха.

Развитие речевого творчества через практическую деятельность.

Предварительная работа:

Просмотр мультфильма «Маша и медведь», чтение сказок

Словарная работа:

Маша, Миша, хороши, спеши, кушать

Материалы:

Компьютер, карточки-символы обозначений согласных звуков (глухих - звонких, твердых- мягких), карандаши, чистые листы бумаги, видео картинки из мультфильма «Маша и Медведь», куклы, предметные картинки, картинки с изображением поезда (с одним, двумя, тремя вагонами), картинки смайлов с изображением веселого и грустного настроения.

Этап занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

Время

1.

Вводная часть

Организационный момент

Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.  

Создание мотивации на предстоящую деятельность.

Вызвать интерес к предстоящей деятельности.

- Здравствуйте, ребята. У вас хорошее настроение? У меня тоже. Давайте улыбнемся друг другу.

Скажите, друзья, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? (Дети перечисляют разные сказки.)

А вы хотите побывать в сказке? В свою сказку нас приглашает Маша. (Слайд 1. Картинка с Машей.)

Звучит звонок с голосом Маши. («Меня зовут Маса, я хочу к Мисе. Я высла на опуску леса, а  потом всё сла, сла и к мыске присла. Я спрасываю у мыски, как дойти до Миски, а она мне ничего не говорит. Сто мне делать?»)

Ребята, мы можем помочь Маше. Вы поняли, что хочет Маша?

Словесный метод: беседа, уточняющие вопросы.

Практический метод: игровой приём (звонок телефона и аудио сообщение)

Наглядный прием: на экране (ИКТ технологии) изображение сказочного персонажа.

Приветствуют друг друга.

Высказывания детей из личного опыта.

Подтверждение желания детей участвовать в предстоящей деятельности

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2 мин

1.1.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Включение в деятельность

Создание проблемной ситуации и формулировка темы.

- Почему не все поняли, что произошло с Машей?

- Как вы думаете, почему мышка не поняла Машу?

- Какой звук не умеет произносить Маша?

- Что нужно сделать Маше, чтобы мышка поняла ее и помогла найти дорогу к Мише?

- А как же мы сможем научить Машу правильно произносить звук Ш?

Игровой метод: создание проблемной игровой  ситуации

Ответы детей с опорой на личный опыт.

«Маша не умеет произносить звук Ш».

«Нужно научить Машу произносить звук Ш».

«Мышка сможет понять Машу и покажет дорогу к Мише».

Активность участия воспитанников в диалоге.

Разнообразие ответов детей. 

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость

закрепления знания.

3 мин

2.

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам ОД

С помощью целенаправленно организованной беседы,  актуализировать мыслительные операции,  знания и опыт детей.

Педагог предлагает детям вспомнить известную информацию о характерных признаках звука Ш: согласный, глухой, твердый. С помощью символических обозначений выбрать карточки, которые характеризуют звук (изображения клоунов).

«Что нам нужно показать Маше, чтобы она научилась правильно произносить звук Ш?»

Детям предлагается показать карандашами на листочках артикуляцию звук Ш по основным характеристикам.

Словесный метод: уточняющие вопросы.

Наглядный метод: введение карточек-символов

Практический метод: приемы дифференциации звуков по признакам: гласный-согласный, звонкий-глухой.

Дети выкладывают необходимые символы на слоговую дорожку и подтверждают свой выбор, доказывая принадлежность звука к классу согласных; к классу глухих согласных; к классу твёрдых

Дети показывают положение губ, языка и направление воздушной струи при произнесении звука Ш перед зеркалом.

На листочках дети показывают с помощью символов

 положение губ – «круг», «стрелочка вверх» – положение языка, «солнышко» – теплая воздушная струя.

Обобщение и систематизация знаний о дифференциации звуков по различным акустическим признакам.

Ключевой вопрос: «Какую характеристику мы можем дать звуку Ш».

Правильное произношение изолированного звука.

4 мин

2.1.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Выявление новой информации путем использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.

 «Скажите, а теперь Маша сможет произнести правильно звук Ш?» (Педагог показывает, что у Маши не получается. Включается  аудиоматериал - предложение: «Меня зовут Маса».)

-Как вы думаете, почему у Маши не получилось?

Педагог соглашается с ответами детей и выбирает правильный: «Нужно тренировать язычок, губы и дыхание».

Детям предлагается выполнить перед зеркалом 2 упражнения для губ: «Лягушка», «Слоник».  

4 упражнения из интерактивной артикуляционной гимнастики– «Часики», «Качели», «Чистим зубки», «Чашечка».

Педагог включает аудиозапись с правильным произношением звука Ш.

 «Теперь Мышка сможет понять Машу?»

Педагог напоминает детям о мотивации занятия: «Помочь Маше добраться до Миши».

- А кто научил Машу правильно произносить звук Ш?

Педагог включает на экране  видео картинку Маши и Медведя с музыкой, как Маша смеется и танцует с Мишей.

- Маша благодарит вас за помощь и очень хочет с вами весело поиграть.

Словесный метод:

уточняющие вопросы, противоречивая информация.

Практический метод: использование интерактивной гимнастики и интерактивной игры по укреплению речевого выдоха.

Наглядный метод: аудио материал с игровым персонажем (Машей).

Рассуждения детей с опорой на личный опыт.

Возникает затруднение детей в однозначном  ответе на поставленный вопрос, дети предлагают противоположные мнения (либо испытывают явное затруднение в ответе на вопрос).

Дети сами находят ответ на проблемный вопрос.

Выполняют упражнения для губ, языка и речевого дыхания.

Дети слушают запись голоса Маши с правильным произношением: « Меня зовут Маша, я хочу к Мише. Я вышла на опушку леса, а  потом всё шла, шла и к мышке пришла. Я спрашиваю у мышки, как дойти до Мишки, а она мне ничего не говорит. Что мне делать?»

Ответы детей: «Да, теперь мышка сможет помочь, потому что она поняла Машу».

Ответы детей.

Самоконтроль за выполнением упражнений перед зеркалом, результат правильного выдоха в интерактивной игре - подъём вертолета в небо.

Совпадение «взрослой» и «детской» цели.

4 мин

2.2.

Практическая часть. Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Закрепление  новых знаний в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной)

Педагог предлагает детям выбрать кукол и голосами героев повторить слоговые цепочки попарно (каждый герой передает свою цепочку слогов последующему).

Слоговые цепочки: ша-шу-шо; шо-ши-шу; шу-ши-ша; ши-шо-шэ; шэ-шу-шо.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Подари слово Маше со звуком Ш».

Детям предлагается  выбрать из трех картинок только одну со словом, в котором есть звук Ш, найти нужный поезд (по слоговому составу слова – с одним вагоном (один слог), с двумя – два слога, с тремя – три слога) и на слоговой дорожке показать место звука в слове (начало, середина, конец).

Педагог обращает внимание детей на имя Маши, в котором тоже есть звук Ш.

Детям предлагается сочинить чистоговорку про Машу.

- Я начну, а вы продолжите:

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Ши-ши-ши- это наши малыши.

Педагог спрашивает у детей:

«У вас хорошее настроение?»

А когда хорошее настроение, то хочется петь. Давайте споем песенку Маше со звуком Ш:

Ши-ши-ши – как конфетки хороши.

Шо-шо-шо- мойте руки хорошо.

Шу-шу-шу—я к столу вас приглашу.

Ша-ша-ша-будем кушать не спеша.

Игровой метод: прием - воображаемая ситуация с ролями.

Наглядный: предметные картинки, картинки с изображением поезда с одним, двумя и тремя вагонами, видеозапись песенки с чистоговорками.Практический метод - моделирование: слоговые дорожки с символами звука Ш (синие квадраты).

Дети с помощью кукол задают слоговые цепочки для повторения своему соседу.

Дошкольники рассматривают картинки, анализируют звуковой состав слов и выбирают картинку со словом, в котором есть звук Ш, определяют слоговой состав и место звука в слове.

Дети слушают начало чистоговорки и стараются продолжить каждую в рифму.

Ответы детей.

Исполнение песенки под музыку

Правильное произношение звука Ш на этапе автоматизации  в прямых открытых слогах.

Речевое творчество детей, с закреплением правильного произношения звука Ш.

Правильное произношение звука в песенке. Желание произносить звуки правильно.

10 мин.

3.

Заключительная часть

Итог занятия.

Систематизация знаний.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей, самооценка.

Побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей.

Чему мы научились? Что мы сегодня с вами поняли? Как мы помогли сегодня Маше? Что нам помогло выполнить нашу задачу? Для чего нам нужно правильно произносить звук Ш? А пригодится нам умение правильного произношения звука Ш? Где нам это пригодится?

Словесный метод: беседа, уточняющие вопросы.

Дошкольники анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия, делают предположения, оценивают свою работу

Дети обсудили с педагогом пройденный материал на занятии.

2 мин

4.

Рефлексия

Помочь детям оценить полученные знания на занятии.

Каждый из вас сейчас выберет свой символ после занятия. Это будет смайлик с улыбкой или грустный.

Словесный метод: беседа

Выбор дошкольниками символов эмоционального состояния в результате выполненной деятельности.

Дети размышляли о своем внутреннем состоянии.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']

Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И

Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....

Шаблон технологической карты логопедического занятия для дошкольников Авторский вариант.

Шаблон создан как авторский вариант технологической карты логопедического занятия для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....

Технологическая карта логопедического занятия по формированию фонематических представлений у дошкольников с ОНР 3 уровня.

Занятие содержит упражнения для формирования фонематических представлений, дифференциации звуков А-У-И....

Технологическая карта логопедического занятия

Технологическая карта логопедического занятия "Домашние животные" в старшей группе....

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....