Технологическая карта логопедического занятия.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Цель: Актуализация и систематизация знаний о звуке ш, обобщение знаний о звуках и использование в речевой практике.
Задачи:
1. Развитие социально-коммуникативных навыков.
2. Воспитание звуковой культуры речи - четкое и ясное произнесение звуков родного языка, умелое использование интонационных средств выразительности; формирование правильного речевого дыхания.
3. Воспитание слухового внимания и фонематического слуха.
4. Развитие речевого творчества через практическую деятельность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия группы НОДА с речевым диагнозом дизартрия
«Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука ш.»
Автор-разработчик: | Иванова Наталия Юрьевна, Учитель-логопед ГБДОУ детского сада №45 Приморского района Санкт-Петербурга |
Длительность мероприятия: | 25 мин |
Цель: | Актуализация и систематизация знаний о звуке ш, обобщение знаний о звуках и использование в речевой практике |
Задачи: | Развитие социально-коммуникативных навыков. Воспитание звуковой культуры речи - четкое и ясное произнесение звуков родного языка, умелое использование интонационных средств выразительности; формирование правильного речевого дыхания. Воспитание слухового внимания и фонематического слуха. Развитие речевого творчества через практическую деятельность. |
Предварительная работа: | Просмотр мультфильма «Маша и медведь», чтение сказок |
Словарная работа: | Маша, Миша, хороши, спеши, кушать |
Материалы: | Компьютер, карточки-символы обозначений согласных звуков (глухих - звонких, твердых- мягких), карандаши, чистые листы бумаги, видео картинки из мультфильма «Маша и Медведь», куклы, предметные картинки, картинки с изображением поезда (с одним, двумя, тремя вагонами), картинки смайлов с изображением веселого и грустного настроения. |
№ | Этап занятия | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | Время |
1. | Вводная часть Организационный момент | Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. | Создание мотивации на предстоящую деятельность. Вызвать интерес к предстоящей деятельности. - Здравствуйте, ребята. У вас хорошее настроение? У меня тоже. Давайте улыбнемся друг другу. Скажите, друзья, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? (Дети перечисляют разные сказки.) А вы хотите побывать в сказке? В свою сказку нас приглашает Маша. (Слайд 1. Картинка с Машей.) Звучит звонок с голосом Маши. («Меня зовут Маса, я хочу к Мисе. Я высла на опуску леса, а потом всё сла, сла и к мыске присла. Я спрасываю у мыски, как дойти до Миски, а она мне ничего не говорит. Сто мне делать?») Ребята, мы можем помочь Маше. Вы поняли, что хочет Маша? | Словесный метод: беседа, уточняющие вопросы. Практический метод: игровой приём (звонок телефона и аудио сообщение) Наглядный прием: на экране (ИКТ технологии) изображение сказочного персонажа. | Приветствуют друг друга. Высказывания детей из личного опыта. | Подтверждение желания детей участвовать в предстоящей деятельности Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | 2 мин |
1.1. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Включение в деятельность | Создание проблемной ситуации и формулировка темы. - Почему не все поняли, что произошло с Машей? - Как вы думаете, почему мышка не поняла Машу? - Какой звук не умеет произносить Маша? - Что нужно сделать Маше, чтобы мышка поняла ее и помогла найти дорогу к Мише? - А как же мы сможем научить Машу правильно произносить звук Ш? | Игровой метод: создание проблемной игровой ситуации | Ответы детей с опорой на личный опыт. «Маша не умеет произносить звук Ш». «Нужно научить Машу произносить звук Ш». «Мышка сможет понять Машу и покажет дорогу к Мише». | Активность участия воспитанников в диалоге. Разнообразие ответов детей. Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость закрепления знания. | 3 мин |
2. | Основная часть Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам ОД | С помощью целенаправленно организованной беседы, актуализировать мыслительные операции, знания и опыт детей. | Педагог предлагает детям вспомнить известную информацию о характерных признаках звука Ш: согласный, глухой, твердый. С помощью символических обозначений выбрать карточки, которые характеризуют звук (изображения клоунов). «Что нам нужно показать Маше, чтобы она научилась правильно произносить звук Ш?» Детям предлагается показать карандашами на листочках артикуляцию звук Ш по основным характеристикам. | Словесный метод: уточняющие вопросы. Наглядный метод: введение карточек-символов Практический метод: приемы дифференциации звуков по признакам: гласный-согласный, звонкий-глухой. | Дети выкладывают необходимые символы на слоговую дорожку и подтверждают свой выбор, доказывая принадлежность звука к классу согласных; к классу глухих согласных; к классу твёрдых Дети показывают положение губ, языка и направление воздушной струи при произнесении звука Ш перед зеркалом. На листочках дети показывают с помощью символов положение губ – «круг», «стрелочка вверх» – положение языка, «солнышко» – теплая воздушная струя. | Обобщение и систематизация знаний о дифференциации звуков по различным акустическим признакам. Ключевой вопрос: «Какую характеристику мы можем дать звуку Ш». Правильное произношение изолированного звука. | 4 мин |
2.1. | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | Выявление новой информации путем использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия. | «Скажите, а теперь Маша сможет произнести правильно звук Ш?» (Педагог показывает, что у Маши не получается. Включается аудиоматериал - предложение: «Меня зовут Маса».) -Как вы думаете, почему у Маши не получилось? Педагог соглашается с ответами детей и выбирает правильный: «Нужно тренировать язычок, губы и дыхание». Детям предлагается выполнить перед зеркалом 2 упражнения для губ: «Лягушка», «Слоник». 4 упражнения из интерактивной артикуляционной гимнастики– «Часики», «Качели», «Чистим зубки», «Чашечка». Педагог включает аудиозапись с правильным произношением звука Ш. «Теперь Мышка сможет понять Машу?» Педагог напоминает детям о мотивации занятия: «Помочь Маше добраться до Миши». - А кто научил Машу правильно произносить звук Ш? Педагог включает на экране видео картинку Маши и Медведя с музыкой, как Маша смеется и танцует с Мишей. - Маша благодарит вас за помощь и очень хочет с вами весело поиграть. | Словесный метод: уточняющие вопросы, противоречивая информация. Практический метод: использование интерактивной гимнастики и интерактивной игры по укреплению речевого выдоха. Наглядный метод: аудио материал с игровым персонажем (Машей). | Рассуждения детей с опорой на личный опыт. Возникает затруднение детей в однозначном ответе на поставленный вопрос, дети предлагают противоположные мнения (либо испытывают явное затруднение в ответе на вопрос). Дети сами находят ответ на проблемный вопрос. Выполняют упражнения для губ, языка и речевого дыхания. Дети слушают запись голоса Маши с правильным произношением: « Меня зовут Маша, я хочу к Мише. Я вышла на опушку леса, а потом всё шла, шла и к мышке пришла. Я спрашиваю у мышки, как дойти до Мишки, а она мне ничего не говорит. Что мне делать?» Ответы детей: «Да, теперь мышка сможет помочь, потому что она поняла Машу». Ответы детей. | Самоконтроль за выполнением упражнений перед зеркалом, результат правильного выдоха в интерактивной игре - подъём вертолета в небо. Совпадение «взрослой» и «детской» цели. | 4 мин |
2.2. | Практическая часть. Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | Закрепление новых знаний в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной) | Педагог предлагает детям выбрать кукол и голосами героев повторить слоговые цепочки попарно (каждый герой передает свою цепочку слогов последующему). Слоговые цепочки: ша-шу-шо; шо-ши-шу; шу-ши-ша; ши-шо-шэ; шэ-шу-шо. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Подари слово Маше со звуком Ш». Детям предлагается выбрать из трех картинок только одну со словом, в котором есть звук Ш, найти нужный поезд (по слоговому составу слова – с одним вагоном (один слог), с двумя – два слога, с тремя – три слога) и на слоговой дорожке показать место звука в слове (начало, середина, конец). Педагог обращает внимание детей на имя Маши, в котором тоже есть звук Ш. Детям предлагается сочинить чистоговорку про Машу. - Я начну, а вы продолжите: Ша-ша-ша – наша Маша хороша. Шо-шо-шо – говорим мы хорошо. Ши-ши-ши- это наши малыши. Педагог спрашивает у детей: «У вас хорошее настроение?» А когда хорошее настроение, то хочется петь. Давайте споем песенку Маше со звуком Ш: Ши-ши-ши – как конфетки хороши. Шо-шо-шо- мойте руки хорошо. Шу-шу-шу—я к столу вас приглашу. Ша-ша-ша-будем кушать не спеша. | Игровой метод: прием - воображаемая ситуация с ролями. Наглядный: предметные картинки, картинки с изображением поезда с одним, двумя и тремя вагонами, видеозапись песенки с чистоговорками.Практический метод - моделирование: слоговые дорожки с символами звука Ш (синие квадраты). | Дети с помощью кукол задают слоговые цепочки для повторения своему соседу. Дошкольники рассматривают картинки, анализируют звуковой состав слов и выбирают картинку со словом, в котором есть звук Ш, определяют слоговой состав и место звука в слове. Дети слушают начало чистоговорки и стараются продолжить каждую в рифму. Ответы детей. Исполнение песенки под музыку | Правильное произношение звука Ш на этапе автоматизации в прямых открытых слогах. Речевое творчество детей, с закреплением правильного произношения звука Ш. Правильное произношение звука в песенке. Желание произносить звуки правильно. | 10 мин. |
3. | Заключительная часть Итог занятия. Систематизация знаний. | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей, самооценка. | Побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей. Чему мы научились? Что мы сегодня с вами поняли? Как мы помогли сегодня Маше? Что нам помогло выполнить нашу задачу? Для чего нам нужно правильно произносить звук Ш? А пригодится нам умение правильного произношения звука Ш? Где нам это пригодится? | Словесный метод: беседа, уточняющие вопросы. | Дошкольники анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия, делают предположения, оценивают свою работу | Дети обсудили с педагогом пройденный материал на занятии. | 2 мин |
4. | Рефлексия | Помочь детям оценить полученные знания на занятии. | Каждый из вас сейчас выберет свой символ после занятия. Это будет смайлик с улыбкой или грустный. | Словесный метод: беседа | Выбор дошкольниками символов эмоционального состояния в результате выполненной деятельности. | Дети размышляли о своем внутреннем состоянии. | 1 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"
Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...
Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']
Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....
Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И
Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....
Шаблон технологической карты логопедического занятия для дошкольников Авторский вариант.
Шаблон создан как авторский вариант технологической карты логопедического занятия для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....
Технологическая карта логопедического занятия по формированию фонематических представлений у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Занятие содержит упражнения для формирования фонематических представлений, дифференциации звуков А-У-И....
Технологическая карта логопедического занятия
Технологическая карта логопедического занятия "Домашние животные" в старшей группе....

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".
Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....
