Игровые технологии, используемые для речевой активности.
статья по логопедии (старшая группа)

Степанова Галина Вениаминовна

Игровые технологии, используемые для речевой активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии, используемые для речевой активности.

 

Речевая активность - важный элемент речевого механизма, отражающий стремление человека к вербальному высказыванию, выражающееся в самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения, активном владении языком, основанном на потребности речевого самовыражения.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из целевых ориентиров является хорошее владение ребёнком устной речью: умение выражать свои мысли и желания, проявлять инициативу в общении, задавать вопросы, делать умозаключения. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел этими данными, необходимо, чтобы он обладал определённой речевой активностью. 

Основу новой системы образования составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому, гармоничное воспитание личности ребёнка не мыслится вне развития его познавательной и речевой активности.

Большинство детей с тяжёлыми нарушениями речи кроме основного

             Использование современных образовательных технологий позволяет значительно повысить речевую активность у детей с ТНР.

1. Игровые технологии, всестороннее развитие ребёнка через игру, активное включение в образовательную заинтересованную деятельность и общение.

         Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Она пронизывает всю их жизнь. Способствует физическому и духовному здоровью. Является источником обширной информации, методом обучения и воспитания. С помощью игры успешно создаются условия развития речи и речевой активности.

        Применение в учебном процессе через использование:  

-  игровых обучающих ситуаций (социо-игровая технология);

-  дидактических игр;

А. Игровые обучающие ситуации (ИОС).

        Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать речевые задачи и значительно повышают речевую активность, так как, прежде всего, это игра-общение. ИОС (приготовленные заранее или экспромтные) легко создаются, когда занятие проводится в рамках единого игрового сюжета.            

        Виды ИОС:

  • ситуации-иллюстрации;
  • ситуации-упражнения;
  • ситуации-проблемы;
  • ситуации-оценки.

        Ситуации-иллюстрации. Дети наблюдают за игровыми действиями, разыгранной взрослым. Используются в работе с детьми, имеющими тяжёлый речевой диагноз, на начальном этапе коррекционного обучения.

        Ситуации-упражнения. Дети не только слушают и наблюдают, но и выполняют игровые действия, связывая их в сюжет; активно общаются, учатся регулировать взаимоотношения в рамках игрового взаимодействия.

        Ситуации-проблемы. Решая проблему, дети выдвигают свои предположения, делают выводы и обобщения. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции и уровень речевой активности высок.

        Ситуации-оценки, когда игровая проблема уже решена, и дети сами анализируют, обосновывают принятое решение, оценивают его.

         Б. Дидактические игры.

        Для коррекции речевых нарушений и развития речевой активности используются все виды дидактических игр:

  • настольно-печатные;
  • словесные: игры-загадки, игры-предположения («что было бы…»), игры-самопрезентации;
  • игры-поручения, игры-прятки, игры-соревнования;
  • игры с предметами (игрушки и реальные предметы).

Игры с предметами наиболее эффективны для развития речевой активности. Они очень нравятся детям, Основанные на возможности взять, потрогать, переставить, подержать игрушку (предмет), вызывают у ребёнка восхищение, желание непременно участвовать в игре, создают условия для речевой активности детей.

Игры с предметами решают задачи:

  • Способствуют установлению контакта между детьми и педагогом.
  • Развивают способность к самостоятельной игре.
  • Обогащают нравственные представления.
  • Решают речевые задачи: обогащают словарь; формируют грамматический строй речи; развивают связную речь.
  • Повышают интерес и речевую активность.

                 Оборудование, которое используется для игр с предметами:

Игрушки:

  • мячи, кубики, машинки, пирамидки, удочка;
  • игрушечные предметы обихода, посуда, продукты питания;
  • муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов;
  • муляжи зверей, птиц, рыб, насекомых;

Реальные предметы, окружающие ребёнка:

  • различные атрибуты (платочки, прищепки, декоративные камушки);
  • природный материал (шишки, ракушки, …).
  • необычные предметы («чудесный» мешочек, ловушка, бусы, кристаллы, звёздочки, чудики, цветик-семицветик);
  • «волшебные» предметы: «волшебная» палочка, «волшебная» шкатулка, накидка волшебника.

Результатом использования игровой технологии является: обеспечение высокого познавательного интереса, концентрации внимания на учебной задаче, увеличение доступности сложных задач обучения, становление осознанной познавательной мотивации, высокая речевая активность  в процессе обучения.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы игровых технологий, используемые в работе

В своей практической деятельности я применяю несколько игровых технологий развития речи, подробнее о них можно узнать далее...

Семинар для педагогов «Игровые технологии, используемые для формирования навыков этикета у дошкольников»

В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольни...

Родительское собрание (в дистанционном формате) Тема: «Знакомство родителей с современными игровыми технологиями, используемыми в ДОУ»

Цели: способствовать повышению педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....

Современные игровые технологии в развитии речевой активности дошкольников.

Игровая технологии — являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС дошкольного образования личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвя...

Современные игровые технологии в развитии речевой активности дошкольников

Современные игровые технологии в развитии речевой активности дошкольников...

Родительское собрание мастер класс "Знакомство родителей с современными игровыми технологиями, используемыми в ДОУ"

Родительское собрание Тема: «Знакомство родителей с современными игровыми технологиями, используемыми в ДОУ»Цели: способствовать повышению педагогической компетенции родителей по проб...