«СТАРЫЙ, НОВЫЙ ГОД». Социальное, коррекционно-развивающее мероприятие с элементами познавательного развития.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс
на лучшую методическую разработку воспитательного мероприятия,
посвященного «Году Семьи 2024»
Название: «СТАРЫЙ, НОВЫЙ ГОД»
Тематическое направление: Социальное, коррекционно-развивающее мероприятие с элементами познавательного развития.
Автор: Белоконь Светлана Вячеславовна, учитель-логопед,
Муниципальное казенное дошкольное учреждение
Агинский детский сад №3 «Родничок»
2025 год
- Пояснительная записка.
- Тема воспитательного мероприятия: «СТАРЫЙ, НОВЫЙ ГОД».
Тема выбрана в преддверии праздника - выбранной тематики, и в соответствии с годовым планом работы детско-родительского клуба «Скоро в школу».
Считаю, что в последние время - утеряны традиции русского народа и уже в дошкольном возрасте нужно возрождать социально - нравственные ценности, погружать детские души в истоки национальной культуры, её наследие, познание духовного богатства своего народа, освоение народной доброты, любви и патриотизма. Тематические задания коррекционно – развивающего мероприятия тесно переплетаются с логопедией и психологией. Непосредственными участниками мероприятия являются – родители, которые не только помогают детям во время организованной деятельности, но и сами учатся работать с ними, через игровые технологии коррекционно – развивающей направленности.
Актуальность данного мероприятия, заключается в установление доверительных контактов между родителями, детьми и педагогами, в получении ребенком социального опыта, во всестороннем развитии ребенка, в понимание проблем ребенка, в возможности обучения родителей видам коррекционной деятельности – которыми можно с удовольствием заниматься дома с детьми.
Я считю, что основа для сохранения контакта между родителями и детьми – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
- Целевая аудитория воспитательного мероприятия: родители и дети в возрасте 5 –7 лет.
- Цель занятия: Ознакомление родителей с методиками проведения коррекционно-развивающих игр - через тематику «Старый новый год». Формирование социально-коммуникативных навыков детей через игру.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизировать и расширять активный словарь по теме - “Старый Новый год»”;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Обогащать словарь прилагательными;
- Употреблять существительные множественного числа.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать силу голоса;
- Развивать фонематическое восприятие;
- Развивать внимание, мышление, память.
- Развивать общую и мелкую моторику;
- Развивать элементы рефлексии – через метод оценивания (смайлики – эмоции).
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать навыки самоконтроля и усидчивости;
- Формировать навыки сотрудничества детей родителей и педагогов;
- Создание положительного эмоционального фона, радости, встречи праздника.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия:
Родители совместно с детьми примут участие в мероприятии, где познакомятся с методическими приемами проведения развивающих игр. Таким образом, родители будут нацелены на преемственное сотрудничество с педагогами ДОУ.
Дети узнают о традициях празднования «Старого, нового года», а так же получат положительные эмоции от сюрпризного момента мероприятия.
- Форма проведения воспитательного мероприятия - детско-родительский клуб «Скоро в школу».
Обоснование выбора: Детско-родительский клуб нацелен на установление доверительных отношений между детьми, родителями и специалистами. Объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.
- Методы:
- Словесный метод: беседа, рассказ, диалог;
- Наглядный метод: рассматривание, показ;
- Практический метод: участие в подвижных играх с правилами (артикуляционной гимнастике), составление картины из пазлов, ходьба по нейро-дорожке, выбор смайлика.
Приемы: сюрпризный момент.
Использовались следующие технологии: информационно-коммуникативная и игровая.
- Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: интерактивная доска, елка, советские-стеклянные елочные игрушки, зеркала, одноразовые платочки, бумажные снежинки, нейро-коврик (сделанный своими руками), мяч, сундучок, конфеты, картинка из пазлов.
- Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогов дошкольных образовательных учреждений:
Данная методическая разработка может быть использована воспитателями и специалистами дошкольных учреждений.
«Старый, Новый Год»
(Совместное коррекционно-развивающее мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями).
Ход мероприятия
Учитель-логопед:
Здравствуйте уважаемые родители и дети! Мы рады вас видеть на нaшем очередном зaседaнии клубa - «Будущий первоклaссник.
Посмотрите, у меня в рукaх сундучок.
Это - яркий сундучок,
А на нем висит замок!
Как же нам его открыть?
Как узнать, что там лежит?
(ответы детей)
Учитель-логопед:
Верно, нужно найти ключик!
А чтобы побыстрее узнать, где находится ключик - мы будем выполнять задания и получать пазлы - из которых соберем подсказку – где же нам отыскать ключ!
Учитель-логопед:
Совсем забыла спросить вас ребята, знаете ли вы какой праздник сегодня?
(Ответы детей).
Учитель-логопед: Дети, а вы знаете, что такое Старый, Новый год?
А что это за праздник, как и кто его отмечает я вам сейчас расскажу.
Разные люди пользуются разными календарями. Юлианским календарём пользовались еще в Древнем Риме, а назвали его так в честь Юлия Цезаря. По юлианскому календарю три года длятся 365 дней и четвёртый високосный - 366 дней. Но это не совсем точно. За 4 года набегает лишних 44 минуты 56 секунд. Может показаться, что это не много, но за тысячу лет реальное время весеннего равноденствия перестало совпадать с календарным.
Более точный календарь появился при римском папе Григории XIII в 1582 году. Этот новый стиль стал называться григорианским. Григорианский календарь более точен, потому что високосных годов стало немножко меньше, всего 97 на 400 лет.
В советской России григорианский календарь был введен с 14 февраля 1918 г. Даты по старому и новому стилю отставали тогда друг от друга на 13 суток.
Новый год мы сейчас отмечаем по григорианскому календарю 1 января, Но старый праздник мы не забыли и стали называть его Старый Новый год. Теперь у нас появился еще один праздник. Только если Новый год является выходным днем, то Старый Новый год официальным праздником не является.
Но все же Старый Новый год отмечают не только в России и бывших советских республиках, его празднуют в Греции, Македонии, Черногории, Румынии, Сербии, Алжире, Марокко, Тунисе и даже в Швейцарии.
Учитель-логопед: Ребята, родители, так чем же отличается Старый Новый год от Нового года?
(Ответы детей и родителей)
(Новый год мы отмечаем 1 января, а Старый Новый год 14 января, и он не является официальным праздником).
Учитель-логопед: Молодцы дети! 14 января не является выходным днем, в этот день мы не отдыхаем. А сейчас я вам расскажу про традиции этого праздника.
В России этот день когда-то приходился на 1 января и назывался Васильевым днём, а канун его — 31 декабря, ставший позднее 13 января, — Васильевым вечером. По старинной традиции в новогоднюю ночь отмечался «богатый» Васильев вечер. В этот день принято было щедро накрывать стол. Василий Великий считался покровителем свиноводов. Есть и народные приметы, связанные с этой ночью. Если небо ясное и звёздное — будет богатый урожай ягод. 14 января садоводы встряхивали плодовые деревья, потому что святой Василий Великий, по народному поверью, ещё и охранял сады от вредителей.
Этот день отмечали на Руси с особым размахом. Встречать новый год принято было в гостях у старшего в роде. К нему вечером 13 января приходили родственники и до утра не расходились.
В этот день было принято обращать внимания на приметы,
Приметы этого праздника были связаны как с погодой, так и новогодним столом. Например, если приготовленная праздничная каша получалась пышной, красивой и вкусной, значит, ждать надо хорошего года. Если же горшок в печи трескался либо каша выходила невкусная — надо ждать плохо года.
Также считалось, если в ночь ветер будет дуть с юга, то будущий год будет благополучным и теплым, если же с запада — ждать надо изобилия молока, а также рыбы, ну а если с востока, то в году будет хороший урожай фруктов.
Рождественские гадания.
В ночь с 13 на 14 января гадали на разных предметах. Васильев вечер считали самым удачным для предсказаний
Обряды.
В этот день совершали четыре обряда:
колядование;
засевание зерен;
варение каши;
гадания.
Так здорово, что такой веселый, радостный праздник повторяется снова, и мы с вами имеем возможность поздравить всех, кого забыли или не успели поздравить 31 декабря, встретиться с друзьями и еще раз нарядить и зажечь огни на новогодней елке! А также снова повеселиться у елочки, поиграть в зимние игры.
Учитель-логопед: Ребята, а без чего не бывает Нового года? (без елочки).
(Ответы детей)
Учитель-логопед: Посмотрите на нашу елочку. Сейчас елочка - какая? (стоит без игрушек).
(Ответы детей)
Учитель-логопед: Мне кажется, на ней чего-то не хватает.
(Ответы детей.)
Учитель-логопед: Конечно же, игрушек. Ребята, сейчас каждый из вас в паре с родителем, будет украшать нашу лесную красавицу. Но прежде, нам всем вместе предстоит размять наши язычки, чтобы они смогли красиво говорить.
«Сказка о язычке»
Жил – был язычок (рот открыт, показ языка) в большом домике.
Встал он рано утром потянулся вверх, вниз, влево, вправо (язык тянется к носу, подбородку, к левой и правой щеке) и выглянул в окно (рот открыт, язык на нижней губе).
А на улице идёт снег, весь домик засыпало. Вышел язычок на
улицу снег с дорожки, с крыши убирает (упражнение «Вкусное варенье»).
Захотел язычок покататься на снежной горке (упражнение «Горка»). Покатался язычок, устал и пошёл домой, выпил он чашку чая (упражнение «Чашечка») лёг отдыхать и захрапел. (упражнение «Накажем непослушный язычок»).
А на улице падает снег……
(Раздать всем бумажные снежинки…)
Дыхательная гимнастика.
«К нам снежинки прилетели, на ладошку тихо сели»
К нам снежинки прилетели,
На ладошку тихо сели.
Красоту держу какую!
Пусть немножко посидят...
а теперь на них подую,
И снежинки улетят!
Учитель-логопед: За отлично сделанные упражнения вы заслужили первый пазл.
(Вывесить первый пазл на магнитную доску).
Учитель-логопед: А теперь посмотрите, перед вами разложены елочные игрушки, они необычные – таких сейчас на елке не увидеть, они пришли к нам из прошлого. Такими игрушками украшали елочку ваши бабушки.
Наконец то, пришла пора нам поиграть в игру – «Украсим елочку».
Каждый из вас по очереди (родитель и ребенок) должен выбрать понравившуюся ему игрушку, и украшая ей елочку проговорить следующие слова, например: «Я украшу елочку розовым шаром», или :«Я украшу, эту замечательную елочку, затейливой белочкой», или: «Я украшу новогоднюю красавицу веселым человечком».
(Игра - «Украсим елочку)
Учитель-логопед: А теперь скажите, какая стала наша елочка?
(Ответы детей)
А какие на ней игрушки?
(Ответы детей)
А какой во дворе стоит снеговик?
(Ответы детей)
А дед мороз какой?
(Ответы детей)
Праздник Новый год (какой?)
(Ответы детей)
Настроение у вас какое?
(Ответы детей)
Учитель-логопед: Ребята, как вы считаете, справились мы с заданием?
(Ответы детей)
И…заслуженно получаете второй празл!
(Вывесить второй пазл на магнитную доску).
Учитель-логопед: А не пора ли нам отдохнуть? Объявляю веселую физическую минутку!
«Зимой»
Как интересно нам зимой! (Показывают большим пальцем вверх);
На санках едем мы гурьбой, (Имитируют катание на санках);
Потом в снежки мы поиграем, (Имитируют лепку и бросание снежков);
Все дружно лыжи одеваем, («Одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»);
Потом все встали на коньки, (Изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (Показывают большим пальцем вверх)
Учитель-логопед: Ну а сейчас мы с вами поиграем, для этого ребята приглашайте своих родителей в кружок. Я буду бросать вам мяч, а вы мне быстро отвечать!
Первая игра - «один-много»:
один узор – много узоров;
один сугроб – много сугробов;
один снежок – много снежков;
один снеговик – много снеговиков;
один подарок – много подарков;
один лед – много льда;
одни санки – много санок;
одна елка – много елок;
одна игрушка – много игрушек;
один шар – много шаров.
Учитель-логопед: А теперь внимание, вторая игра – «назови ласково»:
Снег — снежок
мороз — морозец
ветер — ветерок
зима — зимушка
санки — саночки
горка - горочка
снеговик – снеговичок
холод — холодок
звезда - звёздочка
снежинка - снежиночка
Учитель-логопед: Ребята, заработали вы третий пазл или нет?
(Ответы детей)
(Вывесить третий пазл на магнитную доску).
Учитель-логопед: Дети и родители, перед вами лежит необычная дорожка - онa назывaется - нейро-дорожка. А теперь внимание - задание!
Сейчас вам всем предстоит, по очереди, пропрыгать на двух ногах по дорожке – только по картинкам на тему – «зима и новый год», при этом, не забывать, прикладывать свои ладошки к нарисованным на ней ладошкам!
(Дети и родители выполняют задание под веселую музыку)
Учитель-логопед: Невероятно быстро и ловко все справились с заданием! Получайте четвертый пазл!
(Вывесить четвертый пазл на магнитную доску).
Учитель-логопед: Куда же нас привела волшебная дорожка? (обращает внимание детей на интерактивную доску). А попали мы в страну зимних сказок.
Сейчас нам предстоит отгадывать сказки по небольшим фрагментам рисунка.
На экране будет картина из сказки из - 16 - ти квадратиков под номерами, вы будите открывать квадраты по одному и пытаться угадать сказку.
(Работа на интерактивной доске)
Учитель-логопед: Получайте - заслуженный пятый пазл!
(Вывесить пятый пазл на магнитную доску).
Учитель-логопед: Теперь нам нужно собрать картинку из заработанных пазлов, и узнать место, где спрятан ключ от сундучка.
(Дети собирают картинку, узнают место где спрятан ключ, отыскивают ключ, открывают замок на сундуке, а
там сладкие подарки - конфеты)
Учитель-логопед: Уважаемые родители и ребята, думаю вам понравилось сегодняшнее наше мероприятие. Все участники мероприятия, подойдите, пожалуйста, к столу, для того, чтобы выбрать смайлик-эмоцию. Прикрепите выбранный смайлик к доске, и мы увидим какое же настроение у вас от нашей встречи.
(Дети и родители прикрепляют смайлики)
Учитель-логопед: Спасибо всем участникам. Будем очень рады увидеть вас вновь, на следующем нашем заседании клуба (в марте).
Р.S. Все участники выбрали смайлики с положительными эмоциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие с элементами арт-терапии
Коррекционно-развивающее занятие с элементами арт-терапии (старший дошкольный возраст)...

Комплексная коррекционно-развивающая программа по формированию и развитию речевой и познавательной деятельности у детей 2,5- 3,5 лет с ОВЗ и ЗПР «Неваляшки» ГППЦ ДОгМ
Комплексная коррекционно-развивающая программапо формированию и развитию речевой и познавательной деятельности у детей 2,5- 3,5 лет с ОВЗ и ЗПР «Неваляшки»ГППЦ ДОгМ...

Познавай-ка» Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.
Пояснительная записка.Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить п...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия. Образовательная область: Познавательное, речевое развитие. Лексическая тема. «Фрукты».
Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия.Образовательная область: Познавательное, речевое развитие.Лексическая тема. «Фрукты».Предварительная работа. Прочитать детям ра...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия. Образовательная область: Познавательное, речевое развитие. Тема «Зимующие птицы».
Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия.Образовательная область: Познавательное, речевое развитие.Тема «Зимующие птицы».Цель: Знакомство детей с зимующими птицами.Зада...

Коррекционно-развивающее занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии и техники правополушарного рисования.
Коррекционно-развивающее занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии итехники пра...
Методическая разработка по теме: «Интегрированное занятие для детей раннего возраста с элементами коррекционно-развивающих упражнений для формирования слухоречевого развития»
Представлено интегрированное занятия для детей раннего возраста с нарушением слуха...