«СТАРЫЙ, НОВЫЙ ГОД». Социальное, коррекционно-развивающее мероприятие с элементами познавательного развития.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

"Старый, новый год"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23._01_metodicheskaya_razrabotka_belokon.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс

на лучшую методическую разработку воспитательного мероприятия,

посвященного  «Году Семьи 2024»

Название: «СТАРЫЙ, НОВЫЙ ГОД»

Тематическое направление: Социальное, коррекционно-развивающее мероприятие  с элементами познавательного развития.

Автор: Белоконь Светлана Вячеславовна, учитель-логопед,

Муниципальное казенное дошкольное учреждение  

Агинский детский сад №3 «Родничок» 

2025 год

  1. Пояснительная записка.
  1. Тема воспитательного мероприятия: «СТАРЫЙ, НОВЫЙ ГОД».

Тема выбрана в преддверии праздника - выбранной тематики, и в соответствии с годовым планом работы детско-родительского клуба «Скоро в школу».

Считаю, что в последние время  - утеряны традиции русского народа и уже в дошкольном возрасте нужно возрождать социально - нравственные ценности, погружать детские души в истоки национальной культуры, её наследие, познание духовного богатства своего народа, освоение народной доброты, любви и патриотизма. Тематические задания коррекционно – развивающего мероприятия тесно переплетаются с логопедией и психологией.  Непосредственными участниками  мероприятия являются – родители, которые не только помогают детям во время организованной деятельности, но и сами учатся работать  с ними, через игровые технологии коррекционно – развивающей направленности.

Актуальность данного мероприятия, заключается в установление доверительных контактов между родителями, детьми и педагогами, в получении ребенком социального опыта, во всестороннем развитии ребенка, в понимание проблем ребенка, в возможности обучения родителей видам коррекционной деятельности – которыми можно с удовольствием  заниматься дома с детьми.

Я считю, что основа для сохранения контакта между родителями и детьми – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

  1. Целевая аудитория  воспитательного мероприятия:  родители и дети в возрасте 5 –7 лет. 
  2. Цель занятия: Ознакомление родителей с методиками проведения коррекционно-развивающих игр - через тематику «Старый новый год». Формирование  социально-коммуникативных навыков детей через игру. 

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизировать и расширять активный словарь по теме - “Старый Новый год»”;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Обогащать словарь прилагательными;
- Употреблять  существительные множественного числа.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать силу голоса;
- Развивать  фонематическое восприятие;
- Развивать  внимание, мышление, память.
- Развивать общую и мелкую моторику;

- Развивать элементы рефлексии – через метод оценивания (смайлики – эмоции).

Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать навыки самоконтроля и усидчивости;
- Формировать  навыки  сотрудничества детей родителей и педагогов;

- Создание положительного эмоционального фона, радости, встречи праздника.

Планируемые результаты воспитательного мероприятия:

Родители совместно с детьми примут участие в мероприятии, где  познакомятся с методическими приемами проведения развивающих игр. Таким образом, родители будут нацелены на преемственное сотрудничество с педагогами ДОУ.

Дети узнают о традициях празднования «Старого, нового года», а так же получат положительные эмоции от сюрпризного момента мероприятия.

  1. Форма проведения воспитательного мероприятия  - детско-родительский клуб «Скоро в школу».

Обоснование выбора: Детско-родительский клуб нацелен на установление доверительных отношений между детьми, родителями и специалистами. Объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.

  1. Методы:

- Словесный метод: беседа, рассказ, диалог;

- Наглядный метод: рассматривание, показ;

- Практический метод:  участие в подвижных играх с правилами (артикуляционной гимнастике), составление картины из пазлов, ходьба по нейро-дорожке, выбор смайлика.

         Приемы:   сюрпризный момент.

Использовались следующие технологии: информационно-коммуникативная и игровая.

  1. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: интерактивная доска, елка, советские-стеклянные елочные  игрушки, зеркала, одноразовые платочки, бумажные снежинки,  нейро-коврик (сделанный своими руками), мяч, сундучок, конфеты, картинка из пазлов.
  2.  Рекомендации  по  использованию методической разработки  в практике работы педагогов дошкольных образовательных учреждений:

Данная методическая разработка может быть использована  воспитателями и  специалистами дошкольных учреждений.

«Старый, Новый Год»

(Совместное коррекционно-развивающее мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями).

Ход мероприятия

Учитель-логопед:

Здравствуйте уважаемые родители и дети! Мы рады вас видеть на нaшем  очередном зaседaнии клубa - «Будущий первоклaссник.

Посмотрите, у меня в рукaх сундучок.

Это - яркий сундучок,

А на нем висит замок!

Как же нам его открыть?

Как узнать, что там лежит?

(ответы детей)

Учитель-логопед:

Верно, нужно найти ключик!

А чтобы побыстрее узнать, где находится ключик - мы будем выполнять задания   и  получать пазлы -  из которых соберем подсказку – где  же нам отыскать ключ!

Учитель-логопед:

Совсем забыла спросить вас ребята, знаете ли вы какой праздник сегодня?

(Ответы детей).

Учитель-логопед:  Дети, а вы знаете, что такое Старый, Новый год?

А что это за праздник, как и кто его отмечает я вам сейчас расскажу.

Разные люди пользуются разными календарями. Юлианским календарём пользовались еще в Древнем Риме, а назвали его так в честь Юлия Цезаря. По юлианскому календарю три года длятся 365 дней и четвёртый високосный - 366 дней. Но это не совсем точно. За 4 года набегает лишних 44 минуты 56 секунд. Может показаться, что это не много, но за тысячу лет реальное время весеннего равноденствия перестало совпадать с календарным.

Более точный календарь появился при римском папе Григории XIII в 1582 году. Этот новый стиль стал называться григорианским. Григорианский календарь более точен, потому что високосных годов стало немножко меньше, всего 97 на 400 лет.

В советской России григорианский календарь был введен с 14 февраля 1918 г. Даты по старому и новому стилю отставали тогда друг от друга на 13 суток.

Новый год мы сейчас отмечаем по григорианскому календарю 1 января, Но старый праздник мы не забыли и стали называть его Старый Новый год. Теперь у нас появился еще один праздник. Только если Новый год является выходным днем, то Старый Новый год официальным праздником не является.

Но все же Старый Новый год отмечают не только в России и бывших советских республиках, его празднуют в Греции, Македонии, Черногории, Румынии, Сербии, Алжире, Марокко, Тунисе и даже в Швейцарии.

Учитель-логопед: Ребята, родители, так чем же отличается Старый Новый год от Нового года?

(Ответы детей  и  родителей)

(Новый год мы отмечаем 1 января, а Старый Новый год 14 января, и он не является официальным праздником).

Учитель-логопед: Молодцы дети! 14 января не является выходным днем, в этот день мы не отдыхаем. А сейчас я вам расскажу про традиции этого праздника.

В России этот день когда-то приходился на 1 января и назывался Васильевым днём, а канун его — 31 декабря, ставший позднее 13 января, — Васильевым вечером. По старинной традиции в новогоднюю ночь отмечался «богатый» Васильев вечер. В этот день принято было щедро накрывать стол. Василий Великий считался покровителем свиноводов. Есть и народные приметы, связанные с этой ночью. Если небо ясное и звёздное — будет богатый урожай ягод. 14 января садоводы встряхивали плодовые деревья, потому что святой Василий Великий, по народному поверью, ещё и охранял сады от вредителей.

Этот день отмечали на Руси с особым размахом. Встречать новый год принято было в гостях у старшего в роде. К нему вечером 13 января приходили родственники и до утра не расходились.

В этот день было принято обращать внимания на приметы,

Приметы этого праздника были связаны как с погодой, так и новогодним столом. Например, если приготовленная праздничная каша получалась пышной, красивой и вкусной, значит, ждать надо хорошего года. Если же горшок в печи трескался либо каша выходила невкусная — надо ждать плохо года.

Также считалось, если в ночь ветер будет дуть с юга, то будущий год будет благополучным и теплым, если же с запада — ждать надо изобилия молока, а также рыбы, ну а если с востока, то в году будет хороший урожай фруктов.

Рождественские гадания.

В ночь с 13 на 14 января гадали на разных предметах. Васильев вечер считали самым удачным для предсказаний

Обряды.

В этот день совершали четыре обряда:

колядование;

засевание зерен;

варение каши;

гадания.

Так здорово, что такой веселый, радостный праздник повторяется снова, и мы с вами имеем возможность поздравить всех, кого забыли или не успели поздравить 31 декабря, встретиться с друзьями и еще раз нарядить и зажечь огни на новогодней елке! А также снова повеселиться у елочки, поиграть в зимние игры.

Учитель-логопед: Ребята, а без чего не бывает Нового года? (без елочки).

(Ответы детей)

Учитель-логопед: Посмотрите на нашу елочку. Сейчас елочка - какая? (стоит без игрушек).

(Ответы детей)

Учитель-логопед: Мне кажется, на ней чего-то не хватает.

(Ответы детей.) 

Учитель-логопед: Конечно же, игрушек. Ребята, сейчас каждый из вас в паре с родителем, будет украшать нашу  лесную красавицу. Но прежде, нам всем вместе  предстоит размять наши язычки, чтобы они смогли красиво говорить.

«Сказка о язычке»

Жил – был язычок (рот открыт, показ языка) в большом домике.

Встал он рано утром потянулся вверх, вниз, влево, вправо (язык тянется к носу, подбородку, к левой и правой щеке) и выглянул в окно (рот открыт, язык на нижней губе).

А на улице идёт снег, весь домик засыпало. Вышел язычок на

улицу снег с дорожки, с крыши убирает (упражнение «Вкусное варенье»).

Захотел язычок покататься на снежной горке (упражнение «Горка»). Покатался язычок, устал и пошёл домой, выпил он чашку чая (упражнение «Чашечка») лёг отдыхать и захрапел.  (упражнение «Накажем  непослушный язычок»).

 А на улице падает снег……

(Раздать  всем бумажные  снежинки…)

Дыхательная гимнастика.

«К нам снежинки прилетели, на ладошку тихо сели»

К нам снежинки прилетели,

На ладошку тихо сели. 

Красоту держу какую!

Пусть немножко посидят...

а теперь на них подую,

И снежинки улетят! 

Учитель-логопед:  За отлично сделанные упражнения вы заслужили первый пазл.

(Вывесить первый пазл на магнитную доску).

Учитель-логопед:  А теперь посмотрите, перед вами разложены елочные игрушки, они необычные – таких сейчас на елке не увидеть, они пришли к нам из прошлого. Такими игрушками украшали елочку ваши бабушки.

Наконец то, пришла пора нам поиграть в игру – «Украсим елочку».

Каждый из вас  по очереди (родитель и ребенок) должен выбрать понравившуюся ему игрушку, и украшая ей елочку проговорить следующие слова, например: «Я украшу елочку розовым шаром», или :«Я украшу, эту замечательную елочку, затейливой белочкой», или: «Я украшу новогоднюю красавицу веселым человечком».

(Игра -  «Украсим елочку)

Учитель-логопед: А теперь скажите, какая  стала наша елочка?

(Ответы детей)

 А какие на ней игрушки?

(Ответы детей)

А какой во дворе стоит снеговик?

(Ответы детей)

А дед мороз какой?

(Ответы детей)

Праздник Новый год (какой?)

(Ответы детей)

Настроение у вас  какое?

(Ответы детей)

Учитель-логопед: Ребята, как вы считаете, справились мы с заданием?

(Ответы детей)

И…заслуженно получаете  второй празл!

(Вывесить второй пазл на магнитную доску).

Учитель-логопед: А не пора ли нам отдохнуть? Объявляю веселую физическую минутку!

«Зимой»
Как интересно нам зимой! (Показывают большим пальцем вверх);
На санках едем мы гурьбой, (Имитируют катание на санках); 
Потом в снежки мы поиграем, (Имитируют лепку и бросание снежков); 
Все дружно лыжи одеваем, («Одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»);
Потом все встали на коньки, (Изображают катание на коньках) 
Зимой веселые деньки! (Показывают большим пальцем вверх)

Учитель-логопед: Ну а сейчас мы с вами поиграем,  для этого ребята приглашайте своих родителей в кружок. Я буду бросать вам мяч, а вы мне быстро отвечать!  

Первая игра - «один-много»:

один узор – много узоров;
один сугроб – много сугробов;
один снежок – много снежков;
один снеговик – много снеговиков;
один подарок – много подарков;

один лед – много льда;

одни санки – много санок;

одна елка – много елок;

одна игрушка – много игрушек;

один шар – много шаров.

Учитель-логопед: А теперь внимание, вторая игра – «назови ласково»:
Снег — снежок
мороз — морозец
ветер — ветерок
зима — зимушка
санки — саночки
горка - горочка
снеговик – снеговичок
холод — холодок
звезда - звёздочка
снежинка - снежиночка

Учитель-логопед: Ребята, заработали вы третий пазл или нет?

(Ответы детей)

(Вывесить третий пазл на магнитную доску).

Учитель-логопед: Дети и родители,  перед вами  лежит необычная дорожка  - онa назывaется - нейро-дорожка.  А теперь внимание - задание!

Сейчас вам всем предстоит, по очереди, пропрыгать на двух ногах по дорожке – только по картинкам на тему – «зима и новый год», при этом, не забывать, прикладывать свои ладошки к нарисованным на ней ладошкам!

 (Дети и родители выполняют задание под веселую музыку)

Учитель-логопед: Невероятно быстро и ловко все справились с заданием! Получайте четвертый пазл!

(Вывесить четвертый пазл на магнитную доску).

Учитель-логопед: Куда  же  нас  привела волшебная дорожка? (обращает внимание детей на интерактивную доску). А попали мы в страну зимних сказок.

Сейчас нам  предстоит отгадывать сказки по небольшим фрагментам рисунка.

На экране будет картина из сказки из  - 16 - ти квадратиков под номерами, вы будите открывать квадраты по одному и пытаться угадать сказку.

(Работа на интерактивной доске)

Учитель-логопед: Получайте  - заслуженный пятый пазл!

(Вывесить пятый пазл на магнитную доску).

 Учитель-логопед: Теперь нам нужно собрать картинку из заработанных пазлов, и узнать место, где спрятан ключ от сундучка.

(Дети собирают картинку, узнают место где спрятан ключ,  отыскивают ключ, открывают замок на сундуке, а

там сладкие подарки - конфеты)

Учитель-логопед: Уважаемые родители  и ребята, думаю вам понравилось сегодняшнее наше мероприятие. Все участники мероприятия, подойдите, пожалуйста, к столу, для  того, чтобы выбрать смайлик-эмоцию.  Прикрепите выбранный смайлик к доске, и мы увидим какое же настроение у вас  от нашей встречи.

(Дети и родители  прикрепляют смайлики)

Учитель-логопед: Спасибо всем участникам. Будем очень рады увидеть вас вновь, на следующем нашем заседании клуба (в марте).

Р.S. Все участники выбрали смайлики с положительными эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие с элементами арт-терапии

Коррекционно-развивающее занятие с элементами арт-терапии (старший дошкольный возраст)...

Комплексная коррекционно-развивающая программа по формированию и развитию речевой и познавательной деятельности у детей 2,5- 3,5 лет с ОВЗ и ЗПР «Неваляшки» ГППЦ ДОгМ

Комплексная коррекционно-развивающая программапо формированию и развитию речевой и познавательной деятельности у детей 2,5- 3,5 лет с ОВЗ и ЗПР «Неваляшки»ГППЦ ДОгМ...

Познавай-ка» Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.

Пояснительная записка.Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить п...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия. Образовательная область: Познавательное, речевое развитие. Лексическая тема. «Фрукты».

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия.Образовательная область: Познавательное, речевое развитие.Лексическая тема. «Фрукты».Предварительная работа. Прочитать детям ра...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия. Образовательная область: Познавательное, речевое развитие. Тема «Зимующие птицы».

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия.Образовательная область: Познавательное, речевое развитие.Тема «Зимующие птицы».Цель: Знакомство детей с зимующими птицами.Зада...

Коррекционно-развивающее занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии и техники правополушарного рисования.

Коррекционно-развивающее  занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии итехники пра...