Коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга «Разноцветный вояж»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Основная цель: Развивать у детей эмпатийные чувства, потребность в доверительном общении и навыки социального поведения с целью профилактики эмоциональных нарушений и укрепления психофизического здоровья детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_s_detmi_raznotsvetnyy_voyazh.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 20 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Конспект

 коррекционно-развивающего занятия с элементами тренинга

«Разноцветный вояж»

Глухова М.И., педагог-психолог

МДОБУ д/с № 20

Нефтекамск

Актуальность: скудность поведенческого репертуара детей, неумение управлять своими эмоциями, заниженная самооценка,       психолого-социальные и образовательные проблемы взрослых, недостаточное физическое развитие детей.

Основная цель: Развивать у детей эмпатийные чувства, потребность в доверительном общении и навыки социального поведения с целью профилактики эмоциональных нарушений и укрепления психофизического здоровья детей.

   Задачи:

     1. Развивать социально-коммуникативные навыки, направленные на коллективное сплочение.

2. Формировать у детей адекватную самооценку.

3. Учить детей контролировать своё поведение, управлять негативными эмоциями.

4. Формировать и совершенствовать навыки в упражнениях на снятие эмоциональных и мышечных зажимов.  

     Предшествующая работа:  мониторинг развития личности ребёнка:

     - выявление уровня развития познавательно-психических процессов

     - определение психического состояния детей, эмоционального фона, настроения

Организация предметно-развивающей среды:

Место проведения: музыкальный зал; стулья по количеству детей, расположенные по кругу, в ¼ части зала; мягкий цветной коврик в центре  данного круга; небольшой мяч; рупор; сумочки и в них зеркала по количеству детей; 3 разноцветных прозрачных шарфика: фисташковый, лимонный, бирюзовый; мягкий модуль (паралон+дермантин или ткань); газеты; пластмассовые стаканчики с трубочками; насос для велосипеда; мягкая фольга; банки с крупами; вкладыши из-под шоколадных конфет; яркая коробка или банка с крышкой; «морская» зона (1/4 части зала): пластмассовый голубой таз; мягкий, синий плед; морской камень в форме сердца; ярко синий атласный материал 2х2 м.; цветные ракушки.    

     Области развития: психофизическая, социально-коммуникативная, эмоционально-личностная

     

Вид деятельности

Содержание

Цель,

развитие личностных качеств и

психических процессов

Средства,

      психологические

приёмы

ненасильственного

воздействия

Методические рекомендации,

роль психолога

1. Вводная часть.  Игровой разогрев

Игра приветствие

«Здравствуй»

«Ручеёк радости»

Психолог: «Друзья мои, я приветствую каждого здесь в этом чудесном месте и хочу вам предложить увлекательный вояж или путешествие по разноцветной стране.

Вы готовы?»

Предпол. ответы детей: «Да!»  

П: «Предлагаю вам взять с собой любое настроение и отправиться в путь. Но, сначала, друзья мои, давайте поприветствуем друг друга».

П.: «Великолепно! В этой стране протекает ручеёк, он называется «Ручеёк радости». Отсюда он берёт начало (ведущий показывает на себя) и течёт вдоль всего городка, наполняя его жителей радостью и хорошим настроением».

П,: «Прекрасно! В путешествие, вперёд! Нас дорога вдаль зовёт!»  

Обеспечить для каждого ребёнка максимально комфортное вхождение в группу, создать особую доверительную атмосферу

Каналы:

- аудиальный канал

- кинестетичекий канал

- визуальный канал

Ритуал приветствия

Психологические приёмы:

- аудиальные

(голос)

- кинестетические

(тактильные)

Психолог ведёт детей за собой, за руку. Все вместе идут друг за другом, выстраивая круг.

П. бросает мяч рядом стоящему ребёнку и говорит: «Здравствуй, Лена!», а дети все вместе повторяют ласковое имя: «Здравствуй, Леночка!» и так далее. Мяч отдаётся всем детям по очереди. Игра заканчивается, когда мяч  окажется у ведущего (психолога).

Участники, держась за руки, плавно

их поднимают

и опускают, делая «волны».

Все встают и за ведущим идут змейкой.

2. Основная часть.  Игротерапевтическая.

Игра «Аптека «Ну и ну!»

«Оркестр»

Упражнения:

«Чудо-таблетка»

и «Баночка

для криков»

Комплекс мимической гимнастики

Комплекс психогимнас-

тики

Музыкальная пауза

П.: «Нас встречает Фисташковый город»

П.: «Крибле, крабле, бум-с!»  

«Внимание! Внимание!  Для здоровья человека, в городе открыта новая аптека!»

Друзья! А вы заботитесь о своём здоровье?»

Предпол. ответы детей: «Заботимся!»

П: Замечательно! Давайте-ка мы посетим эту необычную аптеку».

П.читает рекламный буклет: «Бесплатные товары от злости, скуки, грусти и прочего плохого настроения.

Аннотация к антикапризину и негрустину: использовать данные лекарства не по назначению, противопоказаний нет, принимать при всех приступах агрессии, грусти и тоски».

 «Возьмите, пожалуйста, в руки любые «лекарства». Попробуйте подействовать этими предметами. И так, представляем вам музыкальную композицию «Не болей-ка!»

П.: «Превосходно! Друзья мои! В этой аптеке «Ну и ну!» есть «чудо-таблетка» от вируса капризов и баночка для криков, куда можно собирать неправильные крики. Друзья, а в вас живут иногда капризки?»

Предпол. ответы детей: «Бывает, иногда».

П: «Мы сейчас будем эти капризки из нас выгонять»

 П.: «Вот и баночка для криков полна».

П.: «Друзья, куда же выбросим или отправим наши капризки?»

Предпол. ответы детей: «Переложить в другую банку и выбросить в мусорку, отправить злодеям, Баба Яге».  

П.: «Отлично, друзья мои! А теперь мы отправляемся дальше. Вы готовы?»

Предпол. ответы детей: «Готовы!»

П.: «В путешествие, вперёд! Нас дорога вдаль зовёт! Нас встречает Лимонный город».

П.: «Крибле, крабле, бумс!»

«Друзья мои! Мы приглашены в Дом удивлений! Вы рады?»

Предпол. ответы детей: «Да!»

П.: «В Доме удивлений живёт очень весёлый хозяин. Он хочет поприветствовать всех вас своим смехом и попросить, чтобы вы тоже посмеялись вместе с ним» Похохочем?»

Предпол. ответы детей: «Да!»

П.: «Прекрасно! А сейчас мы с вами попробуем сделать необычную гимнастику для лица. Она поможет снять напряжение, расслабить лицевые мышцы.

Внимательно смотрите на моё лицо и дружно повторяйте».

1. «Надоедливая муха»:

Нужно «сдунуть муху» с лица, поочерёдно с: носа, лба, щёк, глаз.

2.  Упражнение  «Шарик»

Щеками шарик мы надуем,

Напрягаем наши скулы.

Сдулся шарик – вот и всё,

Повторяем мы ещё (повторить 2-3 раза)

3.  Упражнение «Волк»

Во сне большого волка я увидел (широко открыть глаза, приоткрыть рот).

Он испугал меня, но не обидел.

Волк прошептал: «Мой друг, привет!»

Он улыбнулся и я ему в ответ.

4. Упражнение «Морщим нос»

Морщим, морщим, морщим нос

Вверх и вниз, чтоб не замёрз.

Хмурим брови, строже взгляд,

Вот забава для ребят!

5.  Упражнение  «Рожицы»

Мы зажмурим левый глаз,

А потом и правый глаз.

Мы надуем обе щёки-

Вышла рожица у нас.

Мы подвигаем бровями (поднимать вверх и вниз),

Мы похлопаем губами.

Улыбнёмся поскорей,

 (улыбнуться, посмотреть друг другу в глаза соседу слева и справа),

Станем веселей, добрей.

П.: «Кто стал из вас веселей, добрей?»

Предпол. ответы детей: «Я, я!»

П.: «А теперь, друзья мои нам понадобятся зеркальца. Возьмите их, поднесите к лицу,  посмотрите на себя и теперь повторим  движения».

«Великолепно! Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть.

П.: «Это просто чудесно, друзья мои! Скажите, что делают ваши руки каждый день?»

Предпол. ответы детей: «Рисуют, помогают есть, одеваться, играют»

П.: «Правильно. Наши руки устают и им нужно помочь  расслабиться. Сделаем полезные упражнения для рук »:

1. «Лимон»

Я возьму в ладонь лимон,

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю,

Сок лимонный выжимаю,

Я все руки напрягаю –

Сок до капли выжимаю.

Я лимон бросаю,

А руки расслабляю.

2. «Весёлые ручки»

 Мы похлопаем в ладоши хлоп (3р.)

По коленям хлопнем тоже хлоп (3р.)

Постучим мы кулачками (по полу)

Повторяем вместе с вами.

Сбросим наше напряженье (встряхивание кистей рук)

3. «Боксёр»

Вот боксирует боксёр, у него большой напор: раз, два, раз, два

4. «Солнышко»:

П.: «Друзья, представьте себе, что солнышко коснулось вас:

 головы плеч, рук, ног, туловища.

 «И так тепло и приятно стало внутри»  

«Теперь нам приятно и тепло друг с другом».

«Отлично, так держать! А теперь мы отправляемся дальше».

«В путешествие, вперёд! Нас дорога вдаль зовёт!»  

П.: «Нас встречает Бирюзовый город»

«Я с радостью хочу вам предложить повеселиться. Вы любите веселиться?

Предпол. ответы детей: «Да, любим!»

 П.: « Мы будем сейчас танцевать и выполнять «умные» движения».

П.: «А теперь давайте вместе правильно подышим, восстановим дыхание».

1. Выражение эмоций, переживаний посредством движений, мимики, жестов

2. Снятие эмоциональных и мышечных зажимов

   

Различные виды коррекционно-развивающих игр,

упражнений,

психогимнастик

Психологические приёмы:

- аудиальные (музыка,

голос)

- наглядные

- визуальные (действие по показу)

- аргументация

- довод до личного опыта

П.  достаёт лёгкий шарфик фисташкового цвета и взмахивает и завязывает у себя на шее

Авторская игра.

П. знакомит детей с различными материалами. Рассказывает и показывает как применять их в играх и упражнениях.

Под музыкальное сопровождение участники извлекают звуки из предложенных предметов.

Детям предлагается сесть на коврик в круг. Ведущий открывает баночку для криков и ставит её посередине круга, объясняя детям, что в эту баночку полетят все неправильные крики. Затем П. показывает «чудо-таблетку» и говорит, что она лечит капризки и грустинки.

Он  стучит сильно двумя руками по модулю, громко выкрикивая: «Не хочу! Не буду!». Дальше модуль передаётся сидящему рядом ребёнку. Ему предлагается проделать тоже самое. И так модуль дальше переходит из рук в руки до последнего ребёнка.

Танцевальная психогимнастика

П. снимает фисташковый шарфик, а затем достаёт лёгкий шарфик лимонного цвета, взмахивает им и завязывает у себя на шее

Все за П. проходят и садятся на стулья, поставленные кругом. Используется мешочек смеха или любая  «смеющаяся» игрушка. Дети нажимают на неё (игрушка хохочет) и передают по кругу.

Авторская разработка.

Дети действуют по показу П.

Все упражнения выполняются по 2 раза.

Дети вместе с П. повторяют отдельные мимические упражнения, глядя в зеркала

Дети кладут зеркальца обратно в сумочки

Дети действуют по показу П. сидя на стульях

Повторяется упражнения 2 раза

Дети встают за стулья

Резкое поочерёдное выбрасывание рук вперёд с зажатыми кулачками – 2 раза

Дети гладят себя по голове, ключицам,  рукам, ногам, туловищу. Затем

прижимают ладошки к груди. Потом вытягивают руки вперёд и соединяют их вместе со всеми в центре круга.

   

П. снимает лимонный шарф, достаёт бирюзовый, взмахивает и завязывает его у себя на шее.

 

Звучит музыкальная композиция

«Шмакодявка» Ди-джея Радикова. Дети выполняют движения под музыку по показу ведущего.

3. Завершающая часть. Игровая релаксация.

Дыхательный комплекс

Упражнение

«Шторм-штиль»

Упражнение «Волны»

Упражнение «Камушек»

Упражнение

«Плед»

Упражнение «Аплодисменты»

«Интервью»

1. «Мячик»

 П.: «А теперь мы постараемся «надуть» и «сдуть» мячик в животе. Попробуем?»

2. «Подышим»

П.: «Продолжаем правильно дышать»

3. «Лифт»

П.: «А теперь мы поедем на лифте: сначала вверх, а потом вниз»

П.: «Просто замечательно!

П.: «Моря шум, морской прибой, мы подружимся с тобой!»  

«Это наше море: большое, синее (показывает на синюю ткань). На нём бывает шторм  и штиль»

«Как хочется искупаться в море. А вы хотите?

Предпол. ответы детей: «Да, хотим!»

П.: «Мы сейчас по-своему это сделаем.

«Саша, иди искупайся! Наши руки – это волны большого моря. Они нежно касаются Сашу и «убегают» обратно в море. А теперь искупается Лиза…»

П.: «Просто потрясающе, молодцы!

Вам понравилось?

Предпол. ответы детей: «Понравилось, очень!»

П.: «Друзья, потрогайте воду, она какая?»

Предпол. ответы детей: «Прохладная, чистая, прозрачная».

«В море лежит одинокий камушек.

Ему очень грустно и одиноко лежать на морском дне, никто ему слова хорошего не скажет. Давайте возьмём этот камушек в руки, крепко прижмём  к себе (к груди) и скажем ему ласковое слово  или пожелаем камушку что-то хорошее и доброе».

Предпол. ответы детей: «Добрый, ласковый, нежный, красивый».

П.: «Смотрите, друзья, камушек стал

теплым. Наше тепло и доброта помогли ему. Теперь ему  будет не так грустно и холодно на дне».

«Великолепно! Чудесно!»

«У моря, друзья мои, стало прохладно. Давайте согреемся»

Предпол. ответы детей: «Давайте».

П.:  «Ну что, согрелись? Друзья мои, наш волшебное путешествие подошло к концу. Вы были очень добры и сердечны!  Спасибо вам за доставленное удовольствие быть с вами!  Давайте мы друг друга наградим».

«Предлагаю всем детям встать в круг и отблагодарить Олю громкими аплоди-

сментами и криком «Молодец!»

П.: «Друзья, что вы сейчас чувствуете?

Предпол. ответы детей: «Радость, доброту, хорошее настроении и др. »

П.: «Что вам понравилось больше всего?» (дети называют игры, упражнения занятия).

 П.: «Скажите, кто из вас был счастлив?

(ответы детей)

  Благодарю вас и говорю до свидания!»

1. Закрепление позитивного. эмоционального состояния

2. Закрепление и усиление работы на объединение и  сплочение коллектива

3. Расслабление организма, восстановление дыхания

 

Каналы:

- аудиальный канал

- кинестетичекий канал

- визуальный канал

- рефлексивное        мышление

- умение рассуждать

Релаксационные, психотехнические упражнения. Рефлексия.

Ритуал прощания

 Психологические приёмы:

- аудиальные (звуки, голос)

- визуальные (действие по показу)

- кинестетические

(телесно-ориентированный подход)

- довод до личного опыта

Медленный, глубокий вдох через нос, пальцы рук во время вдоха медленно сжать в кулаки; далее чуть задержать дыхание, а затем сделать 5 коротких выдохов через рот (губы вытянуты вперёд) с расслаблением и встряхиванием кистей обеих рук – 5р.

Повтор упражнения 2 раза

Медленный вдох через нос, с медленным подниманием кистей рук вверх. Затем выдох через нос с медленным опусканием ладоней вниз и с произнесением звука «Н» (2 раза)

Дети слушают шум морского прибоя.

Под его звучание дети делают «шторм»: интенсивно поднимают и опускают ткань, а затем «штиль»: дети слегка двигают ткань руками. И так далее идёт чередование «шторма» и «штиля» 4-5 раз.

 

Дети по одному встают в центр круга.  Остальные легко подбегают к стоящему внутри ребёнку и плавно касаются его руками головы и рук, сверху вниз. Затем дети также легко отбегают назад в круг. Каждый ребёнок должен «искупаться» 2 раза.

Психолог берёт камень в руки и передают его по кругу, спрашивая у детей, какой он. Начинает ведущий с себя и так далее по кругу детей. После ведущий предлагает ещё раз потрогать детям камень. Затем камень кладётся  обратно в воду.

П. достаёт мягкий плед и накрывает им всех детей от плеч до ног.

Дети близко прижимаются и обнимают друг друга.

Дети  громко аплодируют каждому из детей, выходящих в центр круга и кричат 2 раза «Молодец!»

Благодарят каждого из детей.

Ответы детей, построенные на  принципе свободного участия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"

Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

Подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие с элементами тренинга «Умею ли я дружить?»

Вид занятия: подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие (интегрированное) с элементами тренинга.Цель: развитие групповой сплоченности, формирование коммуник...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...