Деревянные фигурки при развитии слоговой структуры слова у обучающихся с ОВЗ
консультация по логопедии
Слоговая структура – характеристика слова (высказывания) с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов. Игры делают процесс обучения увлекательным, стимулируют активное участие ребенка, способствуют ненавязчивому усвоению правильной слоговой структуры. В своей практике я применяю широкий спектр игровых методов, адаптируя их к индивидуальным особенностям каждого ребенка и характеру его речевого нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Деревянные фигурки при развитии слоговой структуры слова у обучающихся с ОВЗ
Современная логопедическая практика сталкивается с тревожной тенденцией: значительное увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем эти нарушения отличаются большей сложностью и разнообразием, чем в прошлом. Простые, изолированные дефекты речи встречаются все реже. Наблюдается, как правило, комплексное поражение всех компонентов речевой системы, включая слоговую структуру слова один из фундаментальных аспектов речевого развития.
Слоговая структура – характеристика слова (высказывания) с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов [1, с. 151].
Нарушения слоговой структуры крайне разнообразны и проявляются в виде различных деформаций: элизии, итерации, увеличение слогов, перестановки, антиципации, персеверации, контаминации. Эти нарушения могут варьироваться от относительно легких, проявляющихся в незначительных искажениях произношения, до крайне тяжелых форм, полностью блокирующих речевую деятельность ребенка. Нарушения слоговой структуры не просто мешают четкому произношению, они глубоко затрагивают возможность словоизменения и словообразования. Это приводит к существенным трудностям в овладении родным языком и оказывает негативное влияние на развитие коммуникативных навыков, познавательной активности и успеваемость в школе. Поэтому коррекционная работа, направленная на формирование правильной слоговой структуры, является критически важной и требует системного подхода. Однако, работа над слоговой структурой – задача сложная и требует значительных временных затрат. Для формирования одного типа слоговой структуры необходимы многократные, систематические упражнения. Монотонность подобных занятий часто приводит к снижению интереса у детей, что затрудняет процесс коррекции. Поэтому использование игровых методов является необходимым условием успешной логопедической работы. Игры делают процесс обучения увлекательным, стимулируют активное участие ребенка, способствуют ненавязчивому усвоению правильной слоговой структуры. В своей практике я применяю широкий спектр игровых методов, адаптируя их к индивидуальным особенностям каждого ребенка и характеру его речевого нарушения.
«Найди фигурки»
Цель: формирование слоговой структуры слова, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: емкость с фасолью, фигурки слов необходимого типа слоговой структуры слова.
Ход игры: логопед прячет фигурки в фасоль и просит ребенка найти фигурки, а затем назвать то, что он нашел (а) (ответ ребенка: только слово или предложение «Я нашел(а)…»).
«Распакуй фигурку»
Цель: формирование слоговой структуры слова, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: фольга, фигурки слов необходимого типа слоговой структуры слова.
Ход игры: логопед заворачивает фигурки в фольгу (перед занятием) затем просит ребенка распаковать и посмотреть, что спрятали в фольгу. Ребенок может ответить одним словом или предложением «В фольгу спрятали …».
«Что везет грузовик»
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Оборудование: грузовая машинка, фигурки слов необходимого типа слоговой структуры слова.
Ход игры: логопед кладет фигурки в кузов машинки, затем просит ребенка посмотреть и сказать, что привезла машина. Ребенок может ответить одним словом или предложением «Машина привезла мне …».
«Что спряталось под песком»
Цель: формирование слоговой структуры слова, развитие тактильных ощущений.
Оборудование: емкость с песком, фигурки слов необходимого типа слоговой структуры слова.
Ход игры:
1 вариант: логопед прячет фигурки в песок и просим ребенка найти фигурки, а затем назвать то, что он нашел(а) (ответ ребенка: только слово или предложение «Я нашел(а)…»).
2 вариант: логопед кладёт фигурки под емкость с песком и просит пальчиком расчистить картинки.
«Чудесный мешочек»
Цель: формирование слоговой структуры слова, развитие тактильных ощущений.
Оборудование: мешочек, фигурки слов необходимого типа слоговой структуры слова.
Ход игры: просим ребенка посмотреть, что в волшебном мешочке. Ребенок достает одной рукой фигурки и называет их.
«Сыщик»
Цель: формирование слоговой структуры слова, развитие произвольного внимания.
Оборудование: фигурки необходимого типа слоговой структуры.
Ход игры: логопед раскладывает фигурки по помещению и просит ребенка найти их. Ребенок может называть только слово или фразу: «Я нашел (а)…», «Я нашел(а) на столе ……».
«Дом гномика»
Цель формирование слоговой структуры слова, развитие навыка употребления предлогов.
Оборудование: мебель игрушечная, лупа, фигурки необходимого типа слоговой структуры слова.
Ход игры: логопед просит посмотреть ребенка на мебель гномика и назвать, что он видит, но так как мебель очень маленькие для того, чтобы ее увидеть нам нужно взять лупу. Ребенок через лупу смотрит и называет предметы.
«Ванна»
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Оборудование: игрушечная ванна, фигурки необходимого типа слоговой структуры слова.
Ход игры: логопед просит ребенка представить, что он решил помыть что-либо или кого-либо и об этом нужно сказать («Я помыл(а)…).
«Что убрали?»
Цель: формирование слоговой структуры слова, развитие образной памяти и произвольного внимания.
Оборудование: фигурки необходимого типа слоговой структуры.
Ход игры: логопед раскладывает фигурки (количество фигурок зависит от возраста ребенка), просит ребенка назвать и запомнить их, затем ребенок закрывает глаза, и логопед убирает одну фигурку. Ребенок, открыв глаза должен определить, что пропало.
«Что в сумке?»
Цель: формирование слоговой структуры слова, развитие познавательного интереса.
Оборудование: сумка, фигурки необходимого типа слоговой структуры слова.
Ход игры: логопед просит ребенка посмотреть в сумку и сказать, что там. Ответ ребенка может содержать только одно слово или предложение «У меня в сумке…».
«Нет чего?»
Цель: формирование слоговой структуры слова, развитие навыка словоизменения.
Оборудование: фигурки необходимого типа слоговой структуры слова.
Ход игры: логопед раскладывает несколько фигурок на стол и просит назвать ребенка какую-либо фигурку, затем убирает фигурку и спрашивает: «Нет чего?» или «Что убрал(а)?».
«Жадина»
Цель: формирование слоговой структуры слова, развитие навыка употребления притяжательных местоимений.
Оборудование: фигурки необходимого типа слоговой структуры слова.
Ход игры: логопед задает вопрос ребенку: «Это чей, чье, чья …?». Он отвечает: «Это мое, моя, мой …».
Выводы: Использование данных игр для формирования слоговой структуры слова у детей оказалось весьма эффективным и принесло впечатляющие результаты. В ходе занятий, в которых применялись данные игры, дети проявляли живой интерес и активное участие. Игры, направленные на развитие слоговой структуры, не только увлекали детей, но и способствовали созданию позитивной атмосферы, в которой они могли легко и непринужденно осваивать новый материал.
Важно отметить, что такие игры могут быть адаптированы под разные возрастные группы и уровни подготовки, что делает их универсальным инструментом в обучении. Это разнообразие позволяет логопеду выбрать наиболее подходящие игры для каждого конкретного ребенка, что в свою очередь способствует более глубокому и качественному усвоению материала. Таким образом, применение данных игр в обучении слоговой структуре не только делает процесс обучения более увлекательным, но и значительно повышает его эффективность.
Литература:
- Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений
Лингвистические и психологические аспекты исследования слога и слогосложения. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры с...

Игры и упражнения для развития слоговой структуры слова.
Начиная с трехлетнего возраста, малыша можно знакомить с ударными инструментами. Приобретать их лучше всего вместе с ребенком. Сходите всей семьей в магазин игрушек и обратите внимание мал...

Звуки П-Т. Развитие слоговой структуры слов.
Повторение слоговых слогов развивает четкость речи, слуховое внимание, подготавливает детей к проговариванию сложных слов.Начинаем с двух слогов, далее постепенно переходим к проговаривани...

Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.Комплексная система логопедического воздейс...

Презентация "Развитие слоговой структуры слова у дошкольников" - Чистоговорки с картинками (двусложные слова с открытым слогом)
Чистоговорки (двусложные слова с открытым слогом). Все чистоговорки произносятся чётко с отхлопыванием или оттопыванием слогов....
Конспект занятия по развитию слоговой структуры слова. Тема: "Закрепление чёткого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У"
Цель: учить употреблять предлог "У" в предложении.Задачи:- формировать умение соблюдать ритмический рисунок слов 1-го типа в предложении;- продолжать развитие произносительных умений;- продо...
Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»
Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...