Нетрадиционные форма работы с детьми с ТНР.
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа)

Сайт Анисимовой Марины Сергеевны

Использование нетрадиционных форм работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл birsk.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные форма работы с детьми с ТНР.

В детских садах ежегодно растет количество детей, имеющих нарушения разной степени сложности. Тяжелые Нарушения Речи – это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речи.

Для таких детей характерно неустойчивое внимание, не способность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональная активность, низкая работоспособность, у них снижены вербальная память и продуктивность запоминания, отмечаются трудности в формировании грамматического строя речи, затруднения в словообразовании, употреблении предлогов, падежных окончаний, порядка слов в предложении. Так же трудности возникают в формировании звукопроизносительной стороны речи, в дифференциации звуков.

У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы рук малоподвижны, движения не точны и не согласованны.

Наряду с традиционными техниками я использую в своей работе нетрадиционные методы и приемы, что позволяет мне преодолевать трудности в коррекционной работе с детьми с ТНР.

Категория детей, имеющих тяжелые нарушения речи – одна из самых многочисленных на сегодняшний день. Для данной группы характерны следующие особенности развития: отсутствие первичных нарушений в интеллектуальной сфере, сохранность слуха, но при этом наличие серьезных речевых дефектов, оказывающих неблагоприятное воздействие на становление психики.

Такие дети обладают невнятной речью, неправильно произносят звуки родного языка, в недостаточной степени владеют звуковым составом слова, что в последствии сказывается на овладении навыком чтения. Несмотря на все обозначенное, большинство детей с ТНР хорошо понимают обращенную к ним речь, однако сами они не способны общаться с окружающими через словесную форму речи. Безусловно, такая особенность – серьезное препятствие для полноценного общения.

В своей работе с детьми ТНР использую разные способы обучения, чтобы детям на занятиях было интересно и познавательно!

Усидчивость, внимательность, концентрация, тренировка памяти, понимание очередности и последовательности - пользы от нее море!

Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной. Ничего сложного, а эффект удивительный. Дети как на чудо реагируют на такую игру.

Данный вид игр разработала мама для своего ребенка -Коняхина Наталья Анатольевна. Но для педагогов, игры с фонариком - это огромное подспорье для проведения занятий, в частности логопедических на любом коррекционном этапе.

Данные игры широко использую при автоматизации и дифференциации звуков. Они благотворительно влияют на эмоции ребенка, что в свою очередь благоприятно сказывается на конечном результате логопедического воздействия. Игры можно использовать: при выполнении артикуляционных упражнений; на групповых занятиях, при изучении лексического материала; во время индивидуальной работы при коррекции звукопроизношения; при работе над грамматическими; согласование числительных с существительными; при закреплении предлогов.

Посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался за ней? Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках. Когда впервые предложила детям поиграть в такую игру, то увидела восторг в глазах каждого ребенка. Разработала картотеку игр с использованием дидактических карточек и фонарика.

Работая с помощью игр с фонариками, можно достичь определённых успехов при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Ведь игра является той деятельностью, которая создаёт оптимальные условия для обучения детей!

Именно это ведёт его к поиску новых приёмов работы, современных универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка и её коррекции. Одной из разновидностей таких методических разработок являются «Игры на липучках».

Целью данного практического пособия является развитие всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

Новизна практического пособия заключается в подборе, разработке, систематизации и внедрении в педагогический процесс уже знакомых игр в новой подаче, где наряду с развитием всех компонентов речи развивается мелкая моторика и моторная ловкость.

Игровые упражнения, используемые в пособии, простые и доступные, дают возможность педагогу творчески подходить к занятию, проявлять свою фантазию, варьировать задания, использовать индивидуально, а также с двумя детьми, применяя соревновательный момент. Увлекательный и занимательный материал в виде игр на липучках позволяет разнообразить методы и приёмы коррекционно-развивающего воздействия, а также превратить однообразную и монотонную работу в интересную и увлекательную игру.

Игры данной методической разработки можно использовать в различных видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, при организации индивидуальной работы с ребёнком, самостоятельной деятельности детей.

Преимущества игр на липучках:

• Яркие, красочные, реалистичные, наглядные альбомы – с ними действительно интересно заниматься, играя.

• Большое разнообразие вариантов игр. Все зависит только от фантазии педагога.

• Затрагивают все сферы развития ребенка – это развитие речи, фонетики и звуковой культуры речи, элементарные математические представления, ознакомление с окружающим миром.

• Развивают воображение, внимание, память, мышление и мелкую моторику, тактильные ощущения.

• Влагостойкие, долговечные, благодаря липучкам детали не теряются.

• Достаточно мобильны.

«Алфавит от А до Я» - это эффективный современный способ выучить с дошкольником все буквы алфавита. Липучки помогут ребенку развить ловкость, координацию движений и мелкую моторику.

В наборе – 2 ламинированных листа А4 с буквами русского алфавита и 56 картинок на липучках, которые легко прилипают к игровому полю. В игре необходимо поместить изображение картинки на букву, с которой она начинается. Игра развивает фонематический слух, так как картинки подобраны на твёрдые и мягкие звуки.

Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игр с липучками дает положительный результат. Наблюдается желание детей участвовать в процессе обучения, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, обобщать предметы по существенным признакам, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. Игры позволяют у дошкольников 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи совершенствовать лексико-грамматические категории, сформировать фонематическое восприятие, что является важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Изотерапия- как нетрадиционная форма работы с детьми"

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и даже педагогами. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации ...

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста"

Автор в своей разработке представляет современные и наиболее актуальные для нашего времени методы работы с дошкольниками....

Традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми при ознакомлении с окружающим миром.

Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде. Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность. Учить накапливать опыт гуманного отно...

Опыт работы на тему: «Нетрадиционные формы работы с детьми раннего дошкольного возраста и их родителями в ДОУ»

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.Трудно растить детей в сложном современном мире,  в условиях, когда боль...