Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи: "Космическая тренировка"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: организовать деятельность детей, направленную на формирование лексико-грамматической стороны речи и навыков фонематического анализа и синтеза по теме «Космос».
Задачи:
- коррекционно-образовательные:
- активизировать и обогащать словарь по теме «Космос»;
- формировать навык словообразования;
- формировать навык звукового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем и составления слов из букв;
- коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую моторику и тактильные ощущения;
- развивать внимание, память, фонематическое восприятие;
- развивать умение дифференцировать предметы по величине и ориентироваться в пространстве;
- коррекционно-воспитательные:
- формировать познавательный интерес, самостоятельность, навык взаимодействия и сотрудничества;
- организовать контроль учебных действий детей и рефлексивную оценку.
Оборудование: презентация по теме «Космос», шарики «Су-Джок», карточки с буквами разного размера, мешочки с крупами в виде тюбика, конверты с разноцветными геометрическими фигурами, карточка-образец ракеты из геометрических фигур, разрезная картинка «Ракета».
I Организационная часть
Логопед обращается к детям:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними…
- Послушайте и отгадайте мою загадку:
Человек сидит в ракете,
Смело в небо он летит.
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
- Правильно, это космонавт.
II Компьютерная презентация «Бесконечность мироздания»
Кто такой космонавт? Каким должен быть космонавт? (Сильным, отважным, здоровым, знающим, умным, мужественным, выносливым, крепким, находчивым..). Кто был первым космонавтом? Правильно, это Ю.А. Гагарин. (демонстрация слайдов). 12 апреля 1961г. он впервые полетел в космос. В космической ракете, с названием «Восток».
- Какой праздник отмечает наша страна12 апреля?
- Почему именно 12 апреля? (Первый полёт человека в космос.)
- Что делают космонавты? (Космонавты изучают космос. Космонавты наблюдают за звёздами. Космонавты надевают скафандр. И т.д.)
- Что такое космос? Подняв голову к небу, мы часто задаем себе вопрос: «Где начало и где конец космоса?» Мир звезд богат и разнообразен. В безоблачный, ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные горячие, огненные шары, похожие на Солнце. Мы живем на планете, которая называется Земля. Вокруг нашего Солнца вращается еще 8 планет: Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это Солнечная система.
-Каким должен быть космонавт? (Сильным, отважным, здоровым, знающим, умным, мужественным, выносливым, крепким, находчивым..).
- А вы хотели бы стать космонавтами? Тогда я приглашаю вас в школу будущих космонавтов, где мы с вами пройдем специальную подготовку! Проходите в космический класс! (дети садятся за парты)
III Развитие мелкой моторики с помощью приборов Су–Джок.
- Космонавты каждый день закаляют свой организм - делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы. Давайте и мы начнем с подготовки наших мышц - с массажа. Откройте шары и достаньте кольца.
(Выполняют пальчиковую гимнастику с использованием кольца Су–Джок).
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий, (кольцо надевают на большой палец левой руки и массируют его)
Два — Венера, (кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его)
Три — Земля, (кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его)
Четыре — Марс, (кольцо надевают на безымянный палец левой руки и массируют его)
Пять — Юпитер, (кольцо надевают на мизинец левой руки и массируют его)
Шесть — Сатурн, (кольцо надевают на большой палец правой руки и массируют его)
Семь — Уран, (кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его)
За ним — Нептун, (кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его)
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом, (кольцо надевают на безымянный палец левой руки и массируют его)
И девятая планета
Под названием Плутон.
А. Хайт.
IV Игра с мячом «Скажи наоборот»
- Космонавты должны быть не только сильными, выносливыми, но и сообразительными, внимательными и много знать. Поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот». Начнем тренировку.
Далеко – близко
Высоко – низко
Темно – светло
Глубоко – мелко
Вход – выход
Вверх – вниз
Смелый – трусливый
Открыть – закрыть
Улетать – прилетать
Взлетать – опускаться
Удаляться - приближаться
Индивидуальное задание: бывает большая планета – и бывает…( маленькая планета)
V Игра «Исключение слова из ряда данных»
Послушайте, какие слова я придумала про ракету: ракета бывает реактивная, быстрая, подземная, космическая. Какое слово является лишним?
Планета бывает близкая, далекая, неизвестная, квадратная.
Скафандр бывает прочный, надежный, космический, картонный.
Звезды песочные, сверкающие, мерцающие, падающие.
Космонавт отважный, смелый, ленивый, умный.
Индивидуальное задание: солнце бывает яркое, огромное, ледяное, горячее.
VI Игра «Образуй слово» (образование сложных слов)
- А ещё необходимо обладать смекалкой. Попробуйте образовать из двух слов одно. Соедините два слова вместе. (Показ слайдов)
- Звезда падает (звездопад), снег падает (снегопад), камни падают (камнепад), листья падают (листопад), вода падает (водопад), по Луне ходит (луноход), по Марсу ходит (марсоход), везде ходит (вездеход).
VII Игра «Составь слово»
Предлагаю вам еще одно задание. Составить слова (ракета, планета) из предложенных букв, раскладывая их в определённом порядке: от самой маленькой буквы до самой большой.
Дети делятся на две команды и составляют слова, читают их.
Индивидуальное задание: разложить буквы в определённом порядке: от самой маленькой буквы до самой большой.
VIII Физкультминутка «Космическая зарядка»
Космонавты - это не только умные, но и сильные, здоровые люди. Предлагаю и вам космическую зарядку.
Вот из космоса зарядка,
Выполняй все по порядку!
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь не устали?
Надо всем свободней встать,
И спокойнее дышать.
IX Игра «Зашифрованное слово»
(Подобрать слово к звуковой схеме).
-Посмотрите, на экране планеты: Уран и Марс, звуковая схема слова. Догадайтесь, название какой планеты здесь зашифровано. К какой схеме подходит слово.
- На экране командный пункт управления космическими полётами и звуковая схема слова. Догадайтесь, какую команду дали космонавту перед вылетом в космос: старт или пуск? Индивидуальное задание: «Собери разрезную картинку».
XI Игра «Еда космонавтов» Развитие тактильных ощущений и словообразование
-Хорошо мы с вами потренировались в школе будущих космонавтов. Пора нам подкрепиться. А знаете, как на космической станции питаются космонавты? Пища у космонавтов специальная — «космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, выдавливают прямо в рот мясное пюре, фруктовое, кашу или суп. (Демонстрация слайда).
- Как вы думаете, почему именно так?
- Пройдите к столу, потрогайте тюбики и определите, что находится внутри.
- Какой будет суп? (Рисовый, фасолевый, гороховый) Какая каша в тюбике? (Манная, пшённая, рисовая, гречневая)
XII Игра «Построй ракету»
- Теперь я предлагаю вам стать инженерами-строителями и потренироваться в умении строить летательный аппарат.
(Дети выкладывают из предложенных геометрических фигур ракету, следуя словесной инструкции).
- Садитесь за столы, возьмите конверты, достаньте геометрические фигуры.
- Будьте внимательны, выполняйте мои команды.
- Возьмите синий прямоугольник и положите на стол короткой стороной к себе.
- К нижнему правому углу прямоугольника положите чёрный треугольник.
- К левому нижнему углу прямоугольника положите чёрный треугольник так же, как лежит треугольник справа.
- На нижнюю часть прямоугольника положите жёлтый круг.
- Над жёлтым кругом на прямоугольник положите красный круг.
- К верхней части синего прямоугольника положите зелёный треугольник так, чтобы угол смотрел вверх.
- Что у вас получилось? (Ракета)
Индивидуальное задание: выкладывает из предложенных геометрических фигур ракету, следуя образцу.
XIII Рефлексия
- Вам понравилась тренировка в школе будущих космонавтов? Вспомните, чем мы занимались? Что было сложным? Какое задание было самым интересным?
- Я считаю, что вы отлично прошли подготовку в космической школе. Приобрели много разных умений и знаний.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.76 КБ | |
| 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи:
«Космическая тренировка»
Цель: организовать деятельность детей, направленную на формирование лексико-грамматической стороны речи и навыков фонематического анализа и синтеза по теме «Космос».
Задачи:
- коррекционно-образовательные:
- активизировать и обогащать словарь по теме «Космос»;
- формировать навык словообразования;
- формировать навык звукового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем и составления слов из букв;
- коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую моторику и тактильные ощущения;
- развивать внимание, память, фонематическое восприятие;
- развивать умение дифференцировать предметы по величине и ориентироваться в пространстве;
- коррекционно-воспитательные:
- формировать познавательный интерес, самостоятельность, навык взаимодействия и сотрудничества;
- организовать контроль учебных действий детей и рефлексивную оценку.
Оборудование: презентация по теме «Космос», шарики «Су-Джок», карточки с буквами разного размера, мешочки с крупами в виде тюбика, конверты с разноцветными геометрическими фигурами, карточка-образец ракеты из геометрических фигур, разрезная картинка «Ракета».
I Организационная часть
Логопед обращается к детям:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними…
- Послушайте и отгадайте мою загадку:
Человек сидит в ракете,
Смело в небо он летит.
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
- Правильно, это космонавт.
II Компьютерная презентация «Бесконечность мироздания»
Кто такой космонавт? Каким должен быть космонавт? (Сильным, отважным, здоровым, знающим, умным, мужественным, выносливым, крепким, находчивым..). Кто был первым космонавтом? Правильно, это Ю.А. Гагарин. (демонстрация слайдов). 12 апреля 1961г. он впервые полетел в космос. В космической ракете, с названием «Восток».
- Какой праздник отмечает наша страна12 апреля?
- Почему именно 12 апреля? (Первый полёт человека в космос.)
- Что делают космонавты? (Космонавты изучают космос. Космонавты наблюдают за звёздами. Космонавты надевают скафандр. И т.д.)
- Что такое космос? Подняв голову к небу, мы часто задаем себе вопрос: «Где начало и где конец космоса?» Мир звезд богат и разнообразен. В безоблачный, ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные горячие, огненные шары, похожие на Солнце. Мы живем на планете, которая называется Земля. Вокруг нашего Солнца вращается еще 8 планет: Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это Солнечная система.
-Каким должен быть космонавт? (Сильным, отважным, здоровым, знающим, умным, мужественным, выносливым, крепким, находчивым..).
- А вы хотели бы стать космонавтами? Тогда я приглашаю вас в школу будущих космонавтов, где мы с вами пройдем специальную подготовку! Проходите в космический класс! (дети садятся за парты)
III Развитие мелкой моторики с помощью приборов Су–Джок.
- Космонавты каждый день закаляют свой организм - делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы. Давайте и мы начнем с подготовки наших мышц - с массажа. Откройте шары и достаньте кольца.
(Выполняют пальчиковую гимнастику с использованием кольца Су–Джок).
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий, (кольцо надевают на большой палец левой руки и массируют его)
Два — Венера, (кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его)
Три — Земля, (кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его)
Четыре — Марс, (кольцо надевают на безымянный палец левой руки и массируют его)
Пять — Юпитер, (кольцо надевают на мизинец левой руки и массируют его)
Шесть — Сатурн, (кольцо надевают на большой палец правой руки и массируют его)
Семь — Уран, (кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его)
За ним — Нептун, (кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его)
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом, (кольцо надевают на безымянный палец левой руки и массируют его)
И девятая планета
Под названием Плутон.
А. Хайт.
IV Игра с мячом «Скажи наоборот»
- Космонавты должны быть не только сильными, выносливыми, но и сообразительными, внимательными и много знать. Поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот». Начнем тренировку.
Далеко – близко
Высоко – низко
Темно – светло
Глубоко – мелко
Вход – выход
Вверх – вниз
Смелый – трусливый
Открыть – закрыть
Улетать – прилетать
Взлетать – опускаться
Удаляться - приближаться
Индивидуальное задание: бывает большая планета – и бывает…( маленькая планета)
V Игра «Исключение слова из ряда данных»
Послушайте, какие слова я придумала про ракету: ракета бывает реактивная, быстрая, подземная, космическая. Какое слово является лишним?
Планета бывает близкая, далекая, неизвестная, квадратная.
Скафандр бывает прочный, надежный, космический, картонный.
Звезды песочные, сверкающие, мерцающие, падающие.
Космонавт отважный, смелый, ленивый, умный.
Индивидуальное задание: солнце бывает яркое, огромное, ледяное, горячее.
VI Игра «Образуй слово» (образование сложных слов)
- А ещё необходимо обладать смекалкой. Попробуйте образовать из двух слов одно. Соедините два слова вместе. (Показ слайдов)
- Звезда падает (звездопад), снег падает (снегопад), камни падают (камнепад), листья падают (листопад), вода падает (водопад), по Луне ходит (луноход), по Марсу ходит (марсоход), везде ходит (вездеход).
VII Игра «Составь слово»
Предлагаю вам еще одно задание. Составить слова (ракета, планета) из предложенных букв, раскладывая их в определённом порядке: от самой маленькой буквы до самой большой.
Дети делятся на две команды и составляют слова, читают их.
Индивидуальное задание: разложить буквы в определённом порядке: от самой маленькой буквы до самой большой.
VIII Физкультминутка «Космическая зарядка»
Космонавты - это не только умные, но и сильные, здоровые люди. Предлагаю и вам космическую зарядку.
Вот из космоса зарядка,
Выполняй все по порядку!
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь не устали?
Надо всем свободней встать,
И спокойнее дышать.
IX Игра «Зашифрованное слово»
(Подобрать слово к звуковой схеме).
-Посмотрите, на экране планеты: Уран и Марс, звуковая схема слова. Догадайтесь, название какой планеты здесь зашифровано. К какой схеме подходит слово.
- На экране командный пункт управления космическими полётами и звуковая схема слова. Догадайтесь, какую команду дали космонавту перед вылетом в космос: старт или пуск? Индивидуальное задание: «Собери разрезную картинку».
XI Игра «Еда космонавтов» Развитие тактильных ощущений и словообразование
-Хорошо мы с вами потренировались в школе будущих космонавтов. Пора нам подкрепиться. А знаете, как на космической станции питаются космонавты? Пища у космонавтов специальная — «космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, выдавливают прямо в рот мясное пюре, фруктовое, кашу или суп. (Демонстрация слайда).
- Как вы думаете, почему именно так?
- Пройдите к столу, потрогайте тюбики и определите, что находится внутри.
- Какой будет суп? (Рисовый, фасолевый, гороховый) Какая каша в тюбике? (Манная, пшённая, рисовая, гречневая)
XII Игра «Построй ракету»
- Теперь я предлагаю вам стать инженерами-строителями и потренироваться в умении строить летательный аппарат.
(Дети выкладывают из предложенных геометрических фигур ракету, следуя словесной инструкции).
- Садитесь за столы, возьмите конверты, достаньте геометрические фигуры.
- Будьте внимательны, выполняйте мои команды.
- Возьмите синий прямоугольник и положите на стол короткой стороной к себе.
- К нижнему правому углу прямоугольника положите чёрный треугольник.
- К левому нижнему углу прямоугольника положите чёрный треугольник так же, как лежит треугольник справа.
- На нижнюю часть прямоугольника положите жёлтый круг.
- Над жёлтым кругом на прямоугольник положите красный круг.
- К верхней части синего прямоугольника положите зелёный треугольник так, чтобы угол смотрел вверх.
- Что у вас получилось? (Ракета)
Индивидуальное задание: выкладывает из предложенных геометрических фигур ракету, следуя образцу.
XIII Рефлексия
- Вам понравилась тренировка в школе будущих космонавтов? Вспомните, чем мы занимались? Что было сложным? Какое задание было самым интересным?
- Я считаю, что вы отлично прошли подготовку в космической школе. Приобрели много разных умений и знаний.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Занятие «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Творческий отчёт по долгосрочному проекту «Знакомство с архитектурой» в подготовительной школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи №8 «Речецветик»
Творческий отчётпо долгосрочному проекту «Знакомство с архитектурой»в подготовительной школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи №8 «Речец...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям «Речевое развитие», «Познание», «Художественно-эстетическое» подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушения
Интеграция образовательных областей. «Речевое развитие» – развитие компонентов устной речи: лексика, грамматический строй, связная речь, произносительная сторона.&l...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Весна"....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Зима»
Занятие составлено с использованием интерактивных технологий: «дерево решений», проблемного обучения и ТРИЗ, что несомненно способствует развитию образного и логического мышления старших д...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Сказочное путешествие по морским островам»
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с ТНР....
