Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [C] у ребёнка старшей группы с дислалией (ОНР)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кузнецова Оксана Андреевна

 

 

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [C] у  ребёнка старшей группы с дислалией (ОНР)

Цель: постановка звука С

Задачи:

1) формировать у ребенка правильно произносить звук С

2. Познакомить ребенка с правильной артикуляцией звука С

3. учить ребенка произносить звук С изолированно, в слогах, словах, предложениях.

4. развивать у ребенка артикуляционный аппарат, фонематический слух

5. развивать у ребенка внимание, память, мышление.

Коррекционно-образовательные задачи: развивать правильную артикуляцию звука путём применения разнообразных методов и приёмов.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и мелкую моторику пальцев.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, умение следить за собственной речью.

Оборудование: игрушка слона, картинки с артикуляционной гимнастикой – «Лопатка», «Почистим зубки», «Катушка», профиль звука  [С], трафарет с лисой.

 

Ход занятия:

1.Организационный момент.

– Посмотри, кто приехал к нам сегодня на занятие пришел в гости?

-Слон

– Правильно, к нам приехал слон-Сэм. Но что-то он, какой-то грустный, видимо у него что-то случилось? (У слоника спустились колёса на велосипеде) А чем можно накачать колёса?

- насосом.

– Послушай я тебе спою песенку насоса: с-с-с-с.

– Что мне помогает петь эту песенку?

-губы, зубы, язычок.

–Что нам нужно сделать, чтобы песенка насоса пелась легко и красиво?

-зарядку для язычка

– Правильно, молодец! Нужно сделать упражнения для губ и язычка.

 

2.Артикуляционные упражнения: под счет до 5

«Улыбка»- «Заборчик» - наши губки улыбнулись, прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй И-И-И-И скажи, свой заборчик покажи.

– «Лопатка»: улыбнись, приоткрой ротик. Положи широкий, расслабленный язычок на нижнюю губу.

– «Блинчик» - утром рано мы встаём, вкусные блины печём, ручейком по сковородке тесто растекается, посмотри, какой красивый блинчик получается. А теперь занеси широкий блинчик (язычок) в ротик, опусти свой язычок за нижние зубы, постарайся, чтобы язычок лежал расслабленно и не шевелился.

«Чистим зубки»: улыбнись, приоткрой рот, почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; а теперь почисти нижние зубы с внутренней стороны.

– «Катушечка»:  Открой ротик. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние зубы. Кончиком языка слегка нажать на зубы (нижние резцы, подуть на язык.

2.1. Голосовые и дыхательные упражнения:

– надувание щек одновременно и поочередно;

–выдыхание воздуха посередине широкого языка на ватку на ладони;

– поём гласные долго (а, о, ы, у, э) песенка гласных (слитно), затем ИЭ---------

3. Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнение “Замок -Кулак-кольцо”

4. Тема занятия

Сегодня мы с тобой будем  изучать звук [C] и учится красиво, петь песенку насоса.

Послушай я тебе её спою (С-С-С-С-С).

Давайте узнаем, когда произносишь звук [С], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки?

[С] – губы в улыбке, зубы сжаты, язык широкий, лежит на дне рта, кончик упирается в нижние зубки. Посередине языка - желобок, по которому проходит воздух, струя тонкая и холодная.

- А какой ветерок дует у тебя?

-холодный.

- А голосок спит или звенит?

- спит.

- Молодец! А теперь давай правильно поставим губы в улыбке, язычок за нижними зубками, и вместе споём песенку насоса. Хорошо.

5. Постановка звука (Катушечка)

Произнести звук [С] - длинно. (Ссссссс)

Теперь споём песенку насоса: С – С – С.

Чайник кипит С-С-С, ветер свистит С-С-С

 

- А теперь ты один спой мне её. (Молодец!)

- Вот теперь давай поможем и накачаем слонику колёса на самокате:

Переднее колёсо накачаем вместе, а заднее ты сам. ( ребёнок по игровой дорожке поёт песенку насоса). Молодец!

6. Игра «Назови словечко». С тобой хочет поиграть слоненок Сэм. Он спрашивает: «с какого звука начинается слово «слон»?» Давай попробуем, произнести слово, потянув первый звук – СССлон. Какой звук ты услышал? Звук [С]. Это начало слова.

А теперь приготовься слушать конец слова. Какой звук ты слышишь в середине слова «велосипед»? Произнеси медленно, выделяя звук[C] . Приготовься внимательно слушать звуки, стоящие в этом  слова. Произнеси, прислушиваясь: в-е-л-о-с-и-п-е-д. Есть ли в этом слове звук «о»? Где он стоит?

Давай произнесем имя слоненка и послушаем, какой звук в начале, середине, конце. (СЭМ)

7.1. Игра «Услышь звук» А теперь давай с тобой поиграем. Я, буду тебе называть разные звуки, как - услышишь песенку насоса хлопни в ладоши. (П, С, Д, С, Н, Х, С, М, С). Молодец!

7.2. Игра «Услышь слог» А теперь я буду называть тебе слоги, как услышишь слог со звуком [С] – встань со стула и присядь на корточки.

са, на, су, му, до, со, ны, сы, вы, то, со, хэ, сэ. Молодец!

7.3.  Игра «Услышь слово»: А теперь поиграем со словами, если услышишь слово, в котором есть звук [С] встань и подпрыгни. Сад, дом, сом, бумага, сало, сук, шуба, дочка, сытый, бочка, совок.

8. Закрепляем звук С в слогах

СА-СА-СА,     АС-АС-АС      СКА-СКО-СКУ

СО-СО-СО,     ОС-ОС-ОС      СТА-СТО-СТУ

СУ-СУ-СУ,     УС-УС-УС      СНА-СНЫ-СНУ

СЫ-СЫ-СЫ,    ЫС-ЫС-ЫС   СПА-СПЫ-СПУ

9. Закрепляем звук С в словах: бусы, собака, суп, лес, носок, самокат, стол, маски, пастух, скамейка

Са-са-са – сад, сани, самокат

Со-со-со – сок, сом

Су-су-су – сук, суп

Сы-сы-сы – сын, сыпать и т.д.

10. Закрепляем звук С в предложениях:

У Сани сад. Саня идёт в сад.

У Сони сок. Соня пьёт сок.

11. Домашнее задание. (обводка трафарета)

- Давай обведем слона, а дома ты заштрихуешь ее вот такими линиями.(начертить пару линий для примера)

Итог: - Какую песенку мы с тобой сегодня учились петь?

-песенку насоса,

- Давай ещё раз вспомним, как у нас расположены губы, зубы и язычок?

- Молодец! Ты очень хорошо занимался, старался.

- Что тебе больше всего понравилось на занятии?

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Составила:

Кузнецова Оксана Андреевна

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [C] у  ребёнка старшей группы с дислалией (ОНР)

Цель: постановка звука С

Задачи:

1) формировать у ребенка правильно произносить звук С

2. Познакомить ребенка с правильной артикуляцией звука С

3. учить ребенка произносить звук С изолированно, в слогах, словах, предложениях.

4. развивать у ребенка артикуляционный аппарат, фонематический слух

5. развивать у ребенка внимание, память, мышление.

Коррекционно-образовательные задачи: развивать правильную артикуляцию звука путём применения разнообразных методов и приёмов.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и мелкую моторику пальцев.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, умение следить за собственной речью.

Оборудование: игрушка слона, картинки с артикуляционной гимнастикой – «Лопатка», «Почистим зубки», «Катушка», профиль звука  [С], трафарет с лисой.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

– Посмотри, кто приехал к нам сегодня на занятие пришел в гости?

-Слон

– Правильно, к нам приехал слон-Сэм. Но что-то он, какой-то грустный, видимо у него что-то случилось? (У слоника спустились колёса на велосипеде) А чем можно накачать колёса?

- насосом.

– Послушай я тебе спою песенку насоса: с-с-с-с.

– Что мне помогает петь эту песенку?

-губы, зубы, язычок.

–Что нам нужно сделать, чтобы песенка насоса пелась легко и красиво?

-зарядку для язычка

– Правильно, молодец! Нужно сделать упражнения для губ и язычка.

2.Артикуляционные упражнения: под счет до 5

«Улыбка»- «Заборчик» - наши губки улыбнулись, прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй И-И-И-И скажи, свой заборчик покажи.

– «Лопатка»: улыбнись, приоткрой ротик. Положи широкий, расслабленный язычок на нижнюю губу.

– «Блинчик» - утром рано мы встаём, вкусные блины печём, ручейком по сковородке тесто растекается, посмотри, какой красивый блинчик получается. А теперь занеси широкий блинчик (язычок) в ротик, опусти свой язычок за нижние зубы, постарайся, чтобы язычок лежал расслабленно и не шевелился.

«Чистим зубки»: улыбнись, приоткрой рот, почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; а теперь почисти нижние зубы с внутренней стороны.

– «Катушечка»:  Открой ротик. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние зубы. Кончиком языка слегка нажать на зубы (нижние резцы, подуть на язык.

2.1. Голосовые и дыхательные упражнения:

– надувание щек одновременно и поочередно;

–выдыхание воздуха посередине широкого языка на ватку на ладони;

– поём гласные долго (а, о, ы, у, э) песенка гласных (слитно), затем ИЭ---------

3. Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнение “Замок -Кулак-кольцо”

4. Тема занятия

Сегодня мы с тобой будем  изучать звук [C] и учится красиво, петь песенку насоса.

Послушай я тебе её спою (С-С-С-С-С).

Давайте узнаем, когда произносишь звук [С], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки?

[С] – губы в улыбке, зубы сжаты, язык широкий, лежит на дне рта, кончик упирается в нижние зубки. Посередине языка - желобок, по которому проходит воздух, струя тонкая и холодная.

- А какой ветерок дует у тебя?

-холодный.

- А голосок спит или звенит?

- спит.

- Молодец! А теперь давай правильно поставим губы в улыбке, язычок за нижними зубками, и вместе споём песенку насоса. Хорошо.

5. Постановка звука (Катушечка)

Произнести звук [С] - длинно. (Ссссссс)

Теперь споём песенку насоса: С – С – С.

Чайник кипит С-С-С, ветер свистит С-С-С

- А теперь ты один спой мне её. (Молодец!)

- Вот теперь давай поможем и накачаем слонику колёса на самокате:

Переднее колёсо накачаем вместе, а заднее ты сам. ( ребёнок по игровой дорожке поёт песенку насоса). Молодец!

6. Игра «Назови словечко». С тобой хочет поиграть слоненок Сэм. Он спрашивает: «с какого звука начинается слово «слон»?» Давай попробуем, произнести слово, потянув первый звук – СССлон. Какой звук ты услышал? Звук [С]. Это начало слова.

А теперь приготовься слушать конец слова. Какой звук ты слышишь в середине слова «велосипед»? Произнеси медленно, выделяя звук[C] . Приготовься внимательно слушать звуки, стоящие в этом  слова. Произнеси, прислушиваясь: в-е-л-о-с-и-п-е-д. Есть ли в этом слове звук «о»? Где он стоит?

Давай произнесем имя слоненка и послушаем, какой звук в начале, середине, конце. (СЭМ)

7.1. Игра «Услышь звук» А теперь давай с тобой поиграем. Я, буду тебе называть разные звуки, как - услышишь песенку насоса хлопни в ладоши. (П, С, Д, С, Н, Х, С, М, С). Молодец!

7.2. Игра «Услышь слог» А теперь я буду называть тебе слоги, как услышишь слог со звуком [С] – встань со стула и присядь на корточки.

са, на, су, му, до, со, ны, сы, вы, то, со, хэ, сэ. Молодец!

7.3.  Игра «Услышь слово»: А теперь поиграем со словами, если услышишь слово, в котором есть звук [С] встань и подпрыгни. Сад, дом, сом, бумага, сало, сук, шуба, дочка, сытый, бочка, совок.

8. Закрепляем звук С в слогах 

СА-СА-СА,     АС-АС-АС      СКА-СКО-СКУ

СО-СО-СО,     ОС-ОС-ОС      СТА-СТО-СТУ

СУ-СУ-СУ,     УС-УС-УС      СНА-СНЫ-СНУ

СЫ-СЫ-СЫ,    ЫС-ЫС-ЫС   СПА-СПЫ-СПУ

9. Закрепляем звук С в словах: бусы, собака, суп, лес, носок, самокат, стол, маски, пастух, скамейка

Са-са-са – сад, сани, самокат

Со-со-со – сок, сом

Су-су-су – сук, суп

Сы-сы-сы – сын, сыпать и т.д.

10. Закрепляем звук С в предложениях:

У Сани сад. Саня идёт в сад.

У Сони сок. Соня пьёт сок.

11. Домашнее задание. (обводка трафарета)

- Давай обведем слона, а дома ты заштрихуешь ее вот такими линиями.(начертить пару линий для примера)

Итог: - Какую песенку мы с тобой сегодня учились петь?

-песенку насоса,

- Давай ещё раз вспомним, как у нас расположены губы, зубы и язычок?

- Молодец! Ты очень хорошо занимался, старался.

- Что тебе больше всего понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]...

Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука "Р"

Тема: звук "р".Цель занятия: постановка звука "Р".Задачи:- развитие артикуляционной моторики;- развитие фонематического восприятия;- развитие зрительно пространственных представлен...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ц]»

ЦЕЛИ1.Закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.2.Продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.3.Учить правильно произносить звук [ц] с механической по­мощью и по...

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука на тему: "Овощи. Звук и бука [С]"

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука на тему: "Овощи. Звук и бука [С]"...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук «Р» в старшей группе

Цель: Автоматизация звука «Р» во фразах и стихотворениях.Задачи:Закрепить правильное произношение звука «Р» в словах, фразах, стихотворениях.Развивать фонематический слух, мото...