Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук «Р» в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Михайловская Алина Михайловна

Цель: Автоматизация звука «Р» во фразах и стихотворениях.

Задачи:

  1. Закрепить правильное произношение звука «Р» в словах, фразах, стихотворениях.
  2. Развивать фонематический слух, моторику артикуляционного аппарата, внимание, память.
  3. Воспитывать самоконтроль за собственной речью, интерес к занятиям.

Материалы и оборудование: зеркала, предметные картинки со звуком «Р», иллюстрации к стихотворению (мнемотаблица), раскраски, игрушка «Тигр», конверт со стихотворением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_2_zvuk_r_zauchivanie.docx698.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук «Р»

Цель: Автоматизация звука «Р» во фразах и стихотворениях.

Задачи:

  1. Закрепить правильное произношение звука «Р» в словах, фразах, стихотворениях.
  2. Развивать фонематический слух, моторику артикуляционного аппарата, внимание, память.
  3. Воспитывать самоконтроль за собственной речью, интерес к занятиям.

Материалы и оборудование: зеркала, предметные картинки со звуком «Р», иллюстрации к стихотворению (мнемотаблица), раскраски, игрушка «Тигр», конверт со стихотворением.

Ход занятия:

Вводный этап:

  1. Организационный момент.

Логопед: Доброе утро, глазки!

Вы проснулись? (Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись? (Погладить ушки, приложить ладошки за ушками).

Доброе утро, ручки!

Вы проснулись? (Погладить рука об руку, похлопать в ладоши).

Доброе утро, ножки!

Вы проснулись? (Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру).

Доброе (имя ребенка)!

Мы проснулись! (Поднять руки вверх).

Ребенок: выполняет движение по тексту за логопедом.

  1. Отгадывание загадки.

Логопед: Отгадав загадку, ты узнаешь, кто к нам пришёл на занятие.

- Кто в тельняшке полосатой?

Кто клыкастый и усатый?

Это кошкина родня!

- Ой, его не знаю я!

- Он знаток весёлых игр

Только не котёнок - ... (Тигр).

- Правильно. К нам на занятие пришёл тигр.

Ребенок: отгадывает загадку.

Логопед: Скажи, каким звуком заканчивается слово «Тигр».

Ребенок: звуком «Р».

Логопед: Правильно. Тигр пришел к нам не просто так, он принес нам задания которые мы должны выполнить, чтобы получить подарок.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Давай перед тем как начать выполнять задания, сделаем зарядку для языка, возьми зеркало и повторяй за мной:

  1. «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  2. «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
  3. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  4. «Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  5. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
  6. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
  7. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Ребенок: делает артикуляционную гимнастику совместно с логопедом (использует зеркало).

Основной этап:

  1. Игра на фонематический слух.

Логопед: Первое задание от тигрёнка, сейчас я буду называть слова, если ты услышишь в этих словах звук «Р» хлопни в ладоши. Слова: кошка, шишка, рот, тигр, змея, ракета, сумка, тетрадь, роза, морковь, сердце, стул, ружьё.

Ребенок: хлопает в ладоши если в словах слышит звук «Р».

  1. Произношение изолированного звука «Р».

Логопед: Следующее задание, нужно порычать как тигр: «Р-р-р-р-р-р».

Ребенок: произносит звук «Р» как тигр.

  1. Автоматизация звука «Р» в словах.

Логопед: Молодец. А теперь повтори за тигром чистоговорки:

РА-РА-РА - гора.

РУ-РУ-РУ - кенгуру.

РО-РО-РО - перо.

РЫ-РЫ-РЫ -, ковры.

АР-АР-АР - Рома вышел на базар.

УР-УР-УР - Валера тянет шнур.

ОР-ОР-ОР - На полу лежит ковер.

ЫР-ЫР-ЫР - На кармане много дыр.

Ребенок: повторяет чистоговорки за логопедом.

  1. Чтение стихотворения без установки на запоминание.

Логопед: Тигренок принес нам конверт, давай посмотрим, что там внутри, это стихотворение.

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошёл.

Трава блестит,

В небе радуга стоит.

Ребенок: Внимательно случает стихотворение.

  1. Краткая беседа о стихотворении.

Логопед: О чем это стихотворение? Какие слова со звуком «Р» есть в этом стихотворении?

Ребенок: Отвечает на вопросы.

  1. Физминутка.

Логопед: Давай немного разомнемся:

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

1, 2, 3, 4, 5 – занятие будем продолжать.

Ребенок: повторяет движение физминутки за логопедом.

  1. Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.

Логопед: Что бы тебе было легче запомнить стихотворение тигр принес вот такую мнемотаблицу (показывает мнемотаблицу). Логопед читает стихотворение и показывает картинки на мнемотаблице соответствующие строчкам из стихотворения.

Ребенок: Внимательно случает стихотворение, старается запомнить, сопоставляет содержание рассказа с картинками из мнемотаблицы.

  1. Самостоятельный рассказ ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Логопед: А сейчас попробуй сам рассказать стихотворение, смотря на мнемотаблицу.

Ребёнок: Смотря на мнемотаблицу вспоминает содержание стихотворения.

Заключительный этап:

  1. Подведение итогов.

Логопед: Ты молодец, сегодня очень хорошо поработал, смог выполнить все задания тигра и рассказать стихотворения, за это тигр приготовил для тебя подарок, это раскраски.

  1. Рефлексия.

Логопед: У меня в руках есть микрофон, в этот микрофон ты можешь рассказать что ты думаешь о сегодняшнем занятии, что тебе больше всего понравилось, что получилось лучше всего, чтобы ты хотел исправить и т.д.

Ребенок: высказывает свои мысли и чувства о занятии.

Мнемотаблица к стихотворению «Радуга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА» (в старшей группе для детей с ОНР III уровня)

Занятие предлагаемое логопедам для закрепления речевого материала по темам "Зима" и "Одежда".  Цели занятия: активизация словаря по предложенной теме, закрепление умения составлять предложения по...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: Звук «Л»

Уточнить артикуляцию звука Л, поставить данный звук и закрепить правильную  артикуляцию в изолированном произношении....

Конспект фонетико-фонематического занятия по теме: «Звук «С»» в старшей группе

Тема: Звук «С»Цели:1.Закрепить правильную артикуляцию и произношение звука.2.Характеристика звука (согласный, глухой, твердый).3.Развивать фонематическое восприятие.4.0предилять позицию звука «с» в сл...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов»Учитель-логопед Трафимова Е.А.Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный ан...

Календарно - тематическое планирование фронтальных и индивидуальных логопедических занятий на тему "Деревья и кустарники" старшая группа

Календарно - тематическое планирование фронтальных и индивидуальных логопедических занятий на тему "Деревья и кустарники" старшая группа...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Звук [л]»

Тема: Звук [л].Этап: Автоматизация звука [л] в словах.Цель: Автоматизация звука [л] изолированно, в слогах и словах.Задачи:Образовательные: закрепить правильный уклад артикуляционного аппарата, учить ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Звук [Л]. Весна"

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха.Тема занятия: Звук [Л]. Весна.Цель занятия: Автоматизация звука [Л] в прямых слогах, в словах, в предложениях. Активиза...