Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА» (в старшей группе для детей с ОНР III уровня)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Тоболич Ольга Сергеевна

Занятие предлагаемое логопедам для закрепления речевого материала по темам "Зима" и "Одежда".  Цели занятия: активизация словаря по предложенной теме, закрепление умения составлять предложения по картинкам, развитие грамматического строя  речи (закрепление умения правильно употреблять в речи относительные прилагательные и  их согласование с существительными; закрепление умения правильно образовывать и употреблять в речи приставочные глаголы), развитие фонематического восприятия, в частности, умения выделять звук на фоне слова, развитие мелкой моторики, а также психоэмоциональной сферы детей.

-
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimnyaya_odezhda.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА»

 в старшей группе для детей с ОНР III уровня)

Для составления конспекта использовалась следующая литература:

1. Нищева  Н.Н. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.  СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 
2. Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006 
3.Крупенчук О.И. "Научите меня говорить правильно!" . СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 

                                                                                 Тема: 
«Зимняя одежда, головные уборы, обувь».

Цель: 
1. Коррекция психоэмоциональной  сферы детей с помощью мимических упражнений. 
Активизация активного словаря по теме. 
2.Закрепление в речи детей  относительных прилагательных и приставочных глаголов.
3.Развитие фонематических процессов, мелкой моторики, общей моторики и координации движений, памяти, внимания. 
4. Закрепление навыка составления предложений с опорой на картинку. 
5. Формирование самоконтроля за речью с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. 

                                                                 Предварительная словарная работа: 
Существительные:

 -мороз, холод, ветер, снег, лед, снежинка, снегопад, льдинка, вьюга, узор, иней, метель, стужа, оттепель, шуба, пальто, дубленка, пуховик, ушанка, шапка, воротник, сапоги, рукавицы, перчатки, варежки.

Глаголы:

-  одеваться, идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, развязывать, завязывать, расстегивать, застегивать, расшнуровывать, зашнуровывать, раздевать, одевать, надевать, кружиться, обметать.

Прилагательные:

- белый, легкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жесткий, шерстяной, меховой, пуховый, трескучий, жестокий, суровый.

Используемый материал: 
Наборное полотно, комплект картинок по теме: «Зимняя одежда, головные уборы, обувь», куклы Маша и Саша, предметы зимней одежды: варежка, шапка, сапоги, картинки с изображением зимней одежды и обуви.

План:

1. Организационный момент. 
2. Сообщение темы занятия. 
3. Составление предложений по картинкам с изображением предметов одежды. 
4. Динамическая пауза. 
5. Развитие грамматического строя речи. 
- Словообразование относительных прилагательных. 
- Дидактическая игра «Скажи наоборот». Закрепление в речи приставочных глаголов.
6. Развитие мелкой моторики. 
7. Развитие фонематического восприятия. 
8. Итог занятия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.  Коррекция эмоциональной сферы детей.
    Угадайте, что я делаю? 
    Имитация одевания: одевание сапог, шапки, шарфа, шубы. Дети повторяют движения. 
    Мы с вами уже оделись и пошли гулять. На улице вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Вы боитесь съезжать с горы – покажите, как вам страшно. Скатились с горы, не упали, нам весело, радостно. Завьюжило, стало холодно – мы недовольны вьюгой. 
    Дети имитируют эмоции мимикой, позами, движениями.

2. Сообщение темы занятия. Отгадывание загадок.

 
Чтоб не мерзнуть, пять ребят 
В печке вязаной сидят.

                                     (Варежка) 

Сижу верхом 
Не знаю на ком.

                                     (Шапка)

Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года. (Ответ детей - зима). Какая погода зимой? (Ответ детей – на улице холодно, морозно, идет снег, дует холодный ветер, может быть метель,

 … ). Правильно. Для того чтобы нам не было холодно на улице мы надеваем теплую одежду, головные уборы, обувь. Вспомните, какую зимнюю одежду вы знаете? (Ответ детей - варежки, шапка, шарф, пуховик, шуба, … ). 
На наборное полотно выставляются картинки с изображением зимней одежды: варежки, шапки, шарфа, шубы, пуховика, зимних  сапог, валенок. Педагог рассказывает детям о назначении зимней одежды.

3. Составление предложений по картинкам с изображением предметов одежды. Закрепление в речи предлогов (В, НА, БЕЗ). Закрепление употребления имён существительных в косвенных падежах.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Продолжи предложения». Вы сейчас будите договаривать предложения. Слушайте друг друга внимательно и не повторяйтесь. 
Зимой люди ходят в .. (ответы детей: шапках, шубах, … ).

Зимой мы надеваем на ноги ..(ответы детей: сапоги, дутики, валенки,…)

Зимой нельзя выходить на улицу без.. (ответы детей: сапог, варежек, пуховиков,….)

4. Динамическая пауза. Речь с движением.


Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.               (шагают, высоко поднимая колени)
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу. 
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.                    (наклоняются, поглаживают колени)
Сейчас сядем, отдохнём, а опять гулять пойдём.

                                                                                                              (садятся, затем встают и опять шагают)

На прогулке они встречают Сашу и Машу.

5. Развитие грамматического строя речи. 
а) Словообразование относительных прилагательных.  
- Здравствуйте ребята!  (Дети здороваются) 
- Давайте познакомимся? Меня зовут Маша. А я –Саша. (Дети представляются). 
- А у нас  для вас подарок. Достают и открывают  коробку с зимними вещами (в ней: рукавица, шапка, сапоги). Посмотрите ребята, что это? (Ответ детей - варежка). Варежка связанна из шерсти, варежка какая? (Ответ детей- шерстяная. А это, что? (Ответ детей- шапка. Шапка сшита из меха, шапка какая? (Ответ детей – меховая). Посмотрите ребята, а что это такое? (Ответ детей- это сапоги). Сапоги сделаны из кожи, значит сапоги какие? (Ответ детей- кожаные).

б)Дидактическая игра «Скажи наоборот». Закрепление правильного употребления в речи приставочных глаголов.
Саша и Маша все делают наоборот. Ребята, скажите, что делает Маша? 
Саша обувается - (Ответ детей - Маша разулась) 
Саша упал – (Ответ детей – Маша…поднялась) 
Саша уехал – (Ответ детей – Маша…приехала) 
Саша ушел – (Ответ детей – Маша… пришла) 
Саша замерз - (Ответ детей – Маша… согрелась)

6. Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики. 

 Маша варежку надела:                                  (ритмично сжимаем пальцы в кулачок и разжимаем) 
«Ой, куда я пальчик дела?                              (разводим руки в стороны, пожимаем плечами)
Нету пальчика, пропал,                                    ( разжать все пальцы,  кроме одного)
В свой домишко не попал». 
Маша варежку сняла:                                       (демонстрация действия)
«Погодите – кА нашла!                                     (разогнуть оставшийся согнутым пальчик) 
Ищешь, ищешь и найдешь Сжать пальцы в кулачек. 
Здравствуй, пальчик,                                        (ритмично сжимаем и разжимаем “потерявшийся“

 Как живешь?»                                                      пальчик)

7. Развитие фонематического восприятия. Игра  “Назови звук”. 
Дети, ориентируясь на картинки на наборном полотне, называют первый и последний звук в названии каждой картинки и характеризуют его. На наборном полотне предметные картинки с изображением одежды (шапки, варежек, сапог, куртки)
(Ответы детей - Это шапка. В слове шапка первый звук «Ш». Этот звук согласный, твёрдый …)

8. Итог занятия. 
Наше занятие подошло к концу. Пришло время прощаться нам с нашими друзьями Сашей и Машей. 
- Нам у вас очень понравилось, вы молодцы ребята, все были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Спасибо вам. 
- До свидания ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы....

Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Волшебница-вода" (старшая группа)

Цель: повышение интереса и познавательной активности в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности детей....

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Осень. Осенняя одежда» для детей 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня

Занятие по теме «Осень. Осенняя одежда»  направлено на развитие лексико – грамматических категорий речи и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, посещающих логопедичес...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: “Зима. Зимующие птицы” (старший дошкольный возраст)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: “Зима. Зимующие птицы” (старший дошкольный возраст)Тема. Зимующие птицы.Цель: Закрепление и обогащение представлений о зимующих птица...

Конспект подгруппового логопедического занятия «В гостях у сказки», в старшей группе для детей с ОНР

Цели: совершенствовать лексико-грамматические строй речи, звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия, выразительности, развивать диалогическую и монологическую речь...

Конспект подгруппового логопедического занятия «У бабушки в деревне», в старшей группе для детей с ОНР с использованием программы «Мимио»

Обогащать, уточнять, активизировать лексика – грамматический словарь по теме «Домашние животные и их детеныши».Совершенствовать умение составлять рассказы-описания по картинке с опор...