Конспект фронтального логопедического занятия на тему: “Зима. Зимующие птицы” (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Лукашева Екатерина Владимировна

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: “Зима. Зимующие птицы” (старший дошкольный возраст)

Тема. Зимующие птицы.

Цель: Закрепление и обогащение представлений о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  • Формировать фразовую речь.
  • Совершенствовать грамматический строй речи. 
  • Совершенствовать слоговую структуру слова.       

Коррекционно-развивающие

  • Развитие зрительного и слухового внимания.
  • Развитие мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать чувство любви к природе, птицам; желание беречь и охранять их.

Оборудование: Предметные картинки “зима”, “зимующие птицы”; части картинок зимующих птиц; фланелеграф «Зима»; камешки Марблс; мнемотаблица “время года”, презентация «Зимующие птицы», зимняя видеозарядка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_zimuyushchie_ptitsy_lukasheva_ev.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект НОД на тему: “Зима. Зимующие птицы”

Учитель-логопед: Лукашева Е.В.

Санкт-Петербург

2021 год

Тема. Зимующие птицы.

Цель: Закрепление и обогащение представлений о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  • Формировать фразовую речь.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.  
  • Совершенствовать слоговую структуру слова.        

Коррекционно-развивающие

  • Развитие зрительного и слухового внимания.
  • Развитие мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать чувство любви к природе, птицам; желание беречь и охранять их.

Оборудование: Предметные картинки “зима”, “зимующие птицы”; части картинок зимующих птиц; фланелеграф «Зима»; камешки Марблс; мнемотаблица “время года”, презентация «Зимующие птицы», зимняя видеозарядка.

Ход занятия

I.  Организационный момент.

Дети садятся на стулья полукругом  и звучат звуки зимы.

Логопед: Ребята, Вы услышали какие-то звуки…Что вы услышали?

Дети:

Я услышал шаги по снегу.
Я услышала, как вьюга воет.
Я услышал треск деревьев.
Я услышал, пургу. И т.д.

Логопед: В какое время года можно услышать эти звуки?

Дети: Эти звуки можно услышать зимой.

Логопед: Давайте вспомним, что мы знаем о зиме. (Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу)

Дети: Зимой холодно. Солнце светит, но не греет. Зимой дует холодный ветер и часто идет снег. Реки покрыты льдом. Зимой деревья и кусты стоят голые. Ветки покрыты снегом. Зелеными остались только ели и сосны.

Зимой люди одеваются тепло. Зимой дети катаются на коньках, на санках, на лыжах. Дети лепят снеговиков и играют в снежки. Зимой люди мастерят кормушки для птиц.

Логопед: Вот о птицах мы сегодня и поговорим, а о каких птицах вы узнаете, если угадаете загадки:

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет. 
Хочет сделать шажок – 
Получается прыжок. (
Воробей.)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (
Синица.)

В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (
Дятел.)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют: 
Не боится он простуды – 
С первым снегом 
Тут как тут!        (
Снегирь.)

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она?           (
Ворона.)

Непоседа пестрая 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая. (
Сорока.)

Логопед: Скажите, какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Логопед: А сейчас давайте немного разомнемся и сделаем зимнюю зарядку (видео-зарядка). После зарядки дети садятся на стулья.

Логопед: Вот еще одна загадка: как птицы разговаривают друг с другом?

Игра «Кто как разговаривает?» - учить подбирать соответствующие

понятия и согласовать глаголы с существительными.

Голубь – воркует

Сорока – трещит, стрекочет

Ворона – каркает

Воробей - чирикает

Логопед: Ребята, а теперь давайте посчитаем, сколько слогов в словах, обозначающих зимних птиц.

Игра: «Прохлопай и посчитай слоги» - учить согласовывать числительные с существительными

Воробей, сова, сорока, голубь, синица, дятел, клест

Логопед: Смотрите, сколько птиц! Давайте посчитаем их.

Игра «Посчитай-ка»

Один воробей,  два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.

(Воробей, сова, сорока, голубь, синица, дятел)

Логопед: Ребята, посмотрите на картинки…

Речевая игра «Скажи наоборот» - учить образовывать слова – антонимы.

  Воробей маленький – ворона (большая)

  У синицы хвост короткий – а у сороки … длинный

  Голубь тяжелый - а воробей … легкий

  У синицы клюв тонкий – а у вороны …толстый

Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?

Дети: Потому что они могут найти себе корм.

Логопед: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Логопед: Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

Логопед: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

Логопед: Что для этого нужно сделать?

Дети: Кормушку.

Логопед:  Зимой птицам холодно и голодно. Люди помогают птицам пережить суровую зиму. Для этого они делают кормушки и подкармливают птиц. Давай смастерим кормушку для зимующих птиц.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка" (сл. Шестериковой)

Ребята дощечки пилили, пилили.
И дружно кормушку для птиц мастерили.
В нее мы насыплем для птиц угощенье:
Немного семян, и остатки печенья,
Сушеные фрукты и хлебные крошки
И сала на ветки развесим немножко. 
А чтобы на птичий обед посмотреть
Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь.

пилящие движения ребром ладони

стучать кулаком по ладони

растирание подушечек пальцев 

загибаем пальцы

"очки" подносим к глазам
"Пальчики шагают", указательный палец поднести к губам.

Логопед: Мы смастерили кормушку, а сейчас мы покормим птиц, ой… Приходила злая колдунья, она не смогла заколдовать птиц, но превратила их в отдельные части. Надо соединить эти частички  и  тогда  мы  освободим птиц. 

Переходим за столы

 Игра «Собери птичку» - закрепление представления о целом и части.

   Перед каждым ребенком  лежит 7-8 частей картинки, при соединении которых получается целое изображение птицы.

 - Каких птиц мы освободили? (воробей, ворона, снегирь, синица, сорока, голубь)

Логопед: Мы смастерили кормушку, освободили птиц, а сейчас мы их покормим (пальчиковая игра с камешками Марблс).

Пальчиковая игра «Накорми птиц»

На столе лежат картинки с кормушками, у каждого ребенка камешки марблс. Нужно переложить камешки (“семена”) в кормушку, используя только по одному пальцу каждой руки. Сначала 2 мизинца, потом 2 безымянных и т.д. Меняем по очереди пальцы, перекладывая “семена” в кормушку.

Логопед: Молодцы! Давайте теперь расскажем, кто чем накормил птиц.  

Речевая игра «Накорми птиц».

 Дети составляют предложения с опорой на картинки.

У каждого ребенка 2 картинки:

Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.

Сорока – семечки.

Дети: 
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.

– Я угощу сороку семечками.

Логопед: А сейчас немного отдохнем, встанем и поиграем с мячом в игру

Речевая игра «Назови ласково»

Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

Логопед: и напоследок  выполним упражнение  «Составь новое слово»

Логопед предлагает детям закончить предложения:

  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
  • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

   

Итог:

Логопед: Молодцы ребята, вы справились  со всеми заданиями. О ком мы говорили на нашем занятии? (Мы говорили о зимующих птицах). Вам понравилось наше занятие? Возьмите любое сердечко и поставьте “лайк” нашему занятию и скажите, что Вам понравилось, а что может быть было сложно?

   

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА» (в старшей группе для детей с ОНР III уровня)

Занятие предлагаемое логопедам для закрепления речевого материала по темам "Зима" и "Одежда".  Цели занятия: активизация словаря по предложенной теме, закрепление умения составлять предложения по...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Мои друзья – игрушки»

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Мои друзья – игрушки»...

План-конспект итогового занятия по теме "Зимушка-зима" для детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал содержит игры и задания, которые позволяют показать разносторонние знания детей по теме "Зимушка-зима"....

Конспект подгруппового логопедического занятия «Кто сказал «Мяу»? для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Данное занятие способствует развитию связной монологической речи у дошкольников,имеющих тяжелые нарушения речи. Это является одной из важнейших задач логопедической работы....

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания у ребёнка старшего дошкольного возраста

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания у ребёнка старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Домашние птицы". Воспитание навыка плавной речи в отраж...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения (постановка звука [Ш]), рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме "Поварята" для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Аннотация:   Данное занятие по развитию предметных представлений, восприятию сенсорных эталонов и развитию зрительно-моторной координации было разработано и апробировано с детьми с амблиопие...