Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Осень. Осенняя одежда» для детей 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кабанова Екатерина Александровна

Занятие по теме «Осень. Осенняя одежда»  направлено на развитие лексико – грамматических категорий речи и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, посещающих логопедическую группу второй год. Занятие состоит из трех частей: организационный момент и актуализация предварительных знаний детей, основная часть, заключительная часть. В конспекте все слова идут от имени логопеда. Предполагаемые ответы детей обозначены в скобках. Во время занятия решаются коррекционные, развивающие и воспитательные задачи. Конспект занятия может быть полезным для логопедов, дефектологов, воспитателей детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Осень. Осенняя одежда» для детей 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня

Цели занятия:

  • учить детей подбирать существительные к прилагательным;
  • учить согласовывать в речи глаголы с существительными;
  • обогащать словарный запас детей;
  • учить словообразованию;
  • учить употреблять существительные в родительном падеже;
  • учить обобщать слова по единому признаку;
  • развивать связную речь детей;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать общин речевые навыки, речевое дыхание;
  • развивать познавательные процессы у детей;
  • развивать фонематический слух;
  • воспитывать бережливость и аккуратность по отношению к предметам одежды.

Оборудование:

- пиктограммы;

- предметные картинки осенней одежды;

- предметная картинка платяного шкафа;

- образцы тканей ;

- самоклеющаяся бумага;

- кукла;

- игрушечная кровать.

Ход занятия

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто скажет у кого зеленые шорты, красное платье, джинсовая юбка, серые колготы…

Дети отвечают: « У меня красное платье». После садятся. И т. д.

2. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний.

- Что я только что перечисляла? (Одежду). А какое сейчас время года? (Осень). Назовите осенние месяцы. Какое сейчас месяц осени?

Ответы детей.

- Соедините слова осень и одежда, какое словосочетание получилось? (Осенняя одежда).

- Сегодня мы поговорим об осенней одежде.

3. Развитие мелкой моторики – упражнение «Прогулка».

- Отправим наши пальчики на прогулку по осеннему парку.

Пошли пальчики гулять,            Пальцы обеих рук сжаты в кулаки,

                                                        большие пальцы опущены вниз и как бы

                                                        прыжками двигаются по столу.

А вторые догонять.                        Ритмичные движения по столу

                                                           указательными пальцами

Третьи пальчики бегом,                Движения средних пальцев в быстром

                                                          темпе.

А четвертые пешком,                    Медленное движение безымянных

                                                          пальцев

                                                           по поверхности стола.

Пятый пальчик поскакал              Ритмичное касание поверхности стола

                                                         обоими мизинцами.

И в конце пути упал.                     Хлопок обоими кулаками по

                                                        поверхности стола.

4. Развитие общих речевых навыков (речевого дыхания, силы голоса, восприятия и воспроизведения ритмических структур, мимики) – игра «Осень».

- Осенью дует сильные ветер: «У-у-у-у-у».

Сделать вдох, на выдохе длительно произносить звук У с усилением голоса, подражая завыванию ветра.

- А еще пошел дождь. Он стучит по крышам. Послушайте, как стучат капли дождя, и попробуйте повторить.

Детям предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и «прохлопать» предложенный ритм:

//       ///;        //      //;        //       //       //;       ///       //.

- Когда идет дождь, мы не гуляем на улице. Жаль, что прогулка отменяется! Какое настроение бывает в плохую погоду? Выберите соответствующее настроение:

5. Развитие мышления – загадки.

- А сейчас отгадайте загадки об осенней одежде:

Я как зонт – не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое (Плащ)

Пять чуланов, одна дверь.

Чтоб не мерзнуть пять ребят

По чуланчикам сидят. (Перчатки).

По дороге я шел,

Две дороги нашел,

По обеим пошел. (Штаны).

- А какие еще вещи мы носим осенью?

Ответы детей.

По мере ответов выставляются предметные картинки осенней одежды

6. Развитие фонематического слуха (деление слов на слоги) – игра «Телеграф».

- А теперь нужно срочно передать названия осенней одежды по телеграфу в другой детский сад.

7. Подбор существительных к прилагательным – игра «Подбери слова».

- На какую одежду можно сказать осенняя? (куртка, шапка, кофта, …) А на что можно сказать осенний? (плащ, костюм, пиджак, шарф, …) Подставьте названия одежду к слову осеннее (пальто). А теперь к слову осенние (перчатки, рукавички, брюки, джинсы, …).

8. Согласование глаголов с существительными – игра «Назови действие».

- Как появляется одежда? (Люди ткут ткань, придумывают, выкраивают, шьют, вяжут, режут…). Что можно сделать с одеждой? (Постирать, погладить, надеть, зашить, почистить, высушить, снять, покупать, продавать, …) Что дети могут делать с одеждой? (Испачкать, намочить, почистить, потрусить, одеть, снять, потерять, расстегнуть, застегнуть …)

9. Обогащение словарного запаса – игра «Осенние ткани».

Выставляются образцы тканей.

- Посмотрите и скажите, что это? (Ткань) Сколько видов ткани здесь лежит? Какие виды тканей вам известны? Назовите их.

Логопед называет все виды тканей. Дети повторяют хором, индивидуально.

- Что можно пошить из этих тканей?

Ответы детей.

10. Физкультминутка «Ожившие вещи» - развитие воображения.

Дети выходят на середину комнаты и выполняют инструкцию логопеда

- Представить себя поношенным плащом; потерянной перчаткой; и перчаткой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

- Представьте, что пояс — это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

11. Словообразование отглагольных прилагательных – игра «Как назвать вещь?».

- Как назвать кофту, которую связали? (Вязаная кофта). А блузку, которую вышили? (Вышитая блузка) Пальто, которое сшили? (Сшитое пальто) Плащ, который погладили? (Поглаженный плащ) Куртку, которую почистили? (Почищенная куртка). (И т. Д.)

12. Классификация предметов по признаку, словообразование – игра «Положи – повесь», «Назови ласково».

Выставляется картинка платяного шкафа.

- Где лежат вещи? (в шкафу) Как выглядит шкаф изнутри, что в нем есть? (полки, вешалки) Какую одежду мы положим в шкаф? (свитер, джинсы…) А какую повесим? (пальто, плащ, куртка, блузки, кофты, костюм…)

- Вещам стало совсем грустно в шкафу. Давайте назовем одежду ласково, чтобы ей стало немного веселей.

Образование детьми существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

13. Образование существительных в родительном падеже – игра «Чего не хватает?»

- Наш шкаф оказался не простым, а чудесным. Достаем от туда одежду, а в ней чего-то не хватает.

На предметных картинках заклеиваются части одежды: рукав, карман, штанина, воротник…

Логопед задает детям вопрос: Чего не хватает?

Дети должны ответить полным предложением. (У рубашки не хватает рукава) И т. д.

14. Выделение общего признака в словах, развитие умения обобщать – игра «Помоги кукле».

- К нам пришла в гости кукла Алина. Она очень неряшливая девочка – вся ее одежда в шкафу смешалась. Алина просит помочь ей отсортировать одежду. Как вы понимаете это слово?

Ответы детей.

- В ее ящичках лежит все подряд. Нужно найти лишнюю вещь в каждом ящике.

Пальто, куртка, плащ, валенки.

Брюки, штаны, кофта, джинсы.

Кофта, свитер, блузка, юбка.

Ботинки, костюм, юбка, пижама.

15. Развитие связной речи – игра «Уложи куклу спать».

- Кукла Алина хочет спать. Что нужно сделать, когда ложишься спать? (Снять одежду). Помогите Алине.

Один ребенок выходит к доске, раздевает куклу, укладывает ее спать, при этом комментируя свои действия.

- Алина проснулась. Что нужно ей одеть сначала, а что потом?

Вызывается другой ребенок. Одевает куклу, комментирует свои действия.

16. Итог занятия.

- Алине пора бежать по своим кукольным делам, а мы с вами подведем итоги нашего занятия.

- О чем мы сегодня разговаривали? Вам понравилось наше занятие? Какие можно сделать выводы? Как нужно обращаться с одеждой?

Логопед поощряет детей наклейками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА» (в старшей группе для детей с ОНР III уровня)

Занятие предлагаемое логопедам для закрепления речевого материала по темам "Зима" и "Одежда".  Цели занятия: активизация словаря по предложенной теме, закрепление умения составлять предложения по...

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Осень»

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Осень»...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Осень» в старшей группе для дошкольников с ОНР

Материал данного конспекта направлен на закрепление знаний и представлений  воспитанников с ОНР о времени года  осень и её приметах,  способствует активизации словаря по заданной теме, ...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Деревья осенью. Лес»

 Задачи:развитие фантазии и воображения;совершенствование общей и мелкой моторики;развитие пространственной ориентации;активизация словаря по лексическим темам: «Осень», «...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состои...