"Автоматизация звука Ш"
консультация по логопедии (старшая группа)
Использование игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения звука Ш в слогах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 537 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16» г. Алейска
Эффективные приемы работы по
автоматизации шипящих звуков
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Работа заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
Часто этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Устают все: специалист, ребенок, родители. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Игровые методы обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Использование же следующих игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямые слоги, затем в обратные, далее в слоги, где звук находится между гласными, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка).
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я использую:
- Игра «Песенки». Змейка прекрасно умеет шипеть. Сегодня она решила научить тебя правильно произносить свой любимый звук Ш. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе со змейкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ш в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)
- Игра «Проведи слог по звуковой дорожке» одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко. МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЕНСОРНЫЕ ДОРОЖКИ.
- Игра «Пальчики здороваются».
Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.
- Игра «Игра на пианино», когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:
ША-ША-ША-ША-ША, ШО-ШО-ШО-ШО-ШО
ШУ-ШУ-ШУ-ШУ-ШУ, ШЫ-ШЫ-ШЫ-ШЫ-ШЫ
ША-ШО-ШУ-ШЭ-ШЫ.
- Аналогично выполняется игра «Цветочек», когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
- Игра «Поезд»
Цель игры: автоматизация звука [ш] в слогах и словах.
Ход игры: дети становятся друг за другом, изображая разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу (быстро), товарный – шшшу-шшшу (медленно).
Игра «Прокати мяч».
Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок. Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–15 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).
- Игра «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов. Образец: Шкаф какой? — Большой, вместительный, деревянный...
- Игра «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец: шина — шины. Какие слова не изменились?
- Игра «Мой, моя, мои, моё»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мой шиповник...)
- Игра «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется несколько раз.)
• «Рыбалка», в аквариуме находятся рыбки, на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав «рыбки» – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими «рыбками».
• «Построй домик» из кирпичиков, на которых предметные картинки с заданным звуком и со звуками близкими ему по артикуляции, позволяет проводить одновременно с автоматизацией заданного звука его дифференциацию с другими звуками. Ведь нужно выбирать только кирпичики с нужным звуком и объяснить, почему другие кирпичики не пригодились.
• «Собери цветочек» (выбирая лепестки с отрабатываемым звуком), • «Солнышко» (подбирая лучики со звуком Ш), • «Собери бусы» (нанизывая бусинки с отрабатываемым звуком), • «Собери грибы в корзинку» (со звуком Ж), • «Украсим ёлочку»,
• «Звукоед», который «похищает» звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: ма…ина… , …ук, …..апка. Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей. Если детям трудно справиться с этим заданием, тогда вначале мы играем в другую игру.
• «Живое слово» — где дети — это звуки, и найти пропавший звук намного легче.
• «Носики-хвостики», «Ёжик бежит по дорожке», «Пуговка», «Сигнальщики». Все эти игры позволяют определить место звука в составе слова: первый он, последний или в середине слова.
• «Волшебная карусель». Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символа звуков, ребёнку нужно придумать слова, начинающиеся на этот звук, слова в которых есть этот звук.
• «Магазин». В ходе игры дети «покупают» предметы (предметные картинка) на деньги-символы звуков.
• «Ворота». Дети руками перед грудью изображают закрытые ворота. Во «двор» можно «пропускать» только слова с заданным звуком. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор» и др.
- Игра «Разведчики»
Цель игры: автоматизация звука [щ] в словах и фразах.
Материал: щётка, игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи.
Ход игры: педагог усаживает детей полукругом и говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Для поисков выделяют группу разведчиков, которые должны найти предмет, принести его и назвать. Тот, кто отыскал и назвал предмет правильно, получает значок разведчика (По аналогии игра может быть организована для автоматизации любого звука).
Игра «Телеграмма».
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново.
Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.
- Заменить в словах первый (последний) звук на звук Ш:
тапки – дуб –
губы – идёт –
топот – поёт –
мыло – едет –
(пар) – дышит –
- Игра «Планшет»
Фишка стоит на букве Ш; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ш].
- ДИ «Волшебный куб»:
В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.
- ДИ «Ромашка»:
Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ш].
Очень помогают в работе по автоматизации слога и слова игры с предметами, шариками, лентами, колокольчиком, с мячами или колечками су-джок…
• Кнопочки. Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов.
• Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
• Шарик. Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
• Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
• Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
• Заборчик. Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
• Дорожка. Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.
• Узоры. Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.
• Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
• Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
• Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.
• Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
• Счеты. Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.
• Тихо-громко. Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.
• «Поющая веревочка» Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, тянем звук.
• «Ступеньки» 1в.: Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог 2в.: Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.
Работая над автоматизацией звука в предложениях, я часто использую эффективную и полезную игру «Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными». На этом этапе автоматизации «приходят» на занятия гости, чаще Весёлый арбуз, почтальон, попугай Кеша, которые становятся героями игр- путешествий, игр – драматизаций и т.д. Герои всё время ошибаются – в их предложениях слова не дружат, а детям всё приходится исправлять.
Проговаривать предложения:
Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено – второй абзац и т. д.)
У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.
У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка – вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки – мышата, у кошки – котята.
Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши – машинка, а у папы – машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.
20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашел Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
21. Проговаривать тексты:
Ландыши.
Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши.
22. Проговаривать чистоговорки и скороговорки в мнемотаблицах:
Мышонку шепчет мышь:
- Ты все шумишь, шумишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуметь я буду тише.
- Игра «Тише, тише: Мама пишет!»
Цель игры: автоматизация звука [ш] в предложениях.
Ход игры: дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя даётся любому выбранному ребёнку) и тихо говорят: «Тише, тише: Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет».
После этих слов дети бегут в домик (отведённое педагогом место), а тот, кого Маша поймает, должен придумать и сказать слово со звуком [ш]. Потом выбирают новую Машу (или Мишу).
- Игра «Кот на крыше»
Цель игры: автоматизация звука [ш] в связном тексте.
Ход игры: на стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он кот. Остальные дети – мышки. Они тихо подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:
Тише, мыши…
Тише мыши…
Кот сидит
На нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись…
После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой Мышкин дом – норку, куда кот не имеет права забегать. Игру можно проводить, пока все мышки, кроме одной, не будут пойманы. Мышка, которую кот не поймал, будет водить, т.е. она будет котом, и игра начинается сначала. Все мышки, которых поймали, должны произнести два-три слова со звуком [ш].
- Игра «Пирожок»
Цель игры: автоматизация звука [ж] в предложениях.
Ход игры: играющие встают друг за другом в один ряд, обхватив друг друга. Передний – булочник, все стоящие за ним – печь, кроме последнего, он пирожок.
Подходит водящий (покупатель) и спрашивает: «Где мой пирожок?» Булочник отвечает: «Он за печкой лежит». А пирожок кричит: «И бежит, и бежит!» с этими словами пирожок отрывается от общей цепи и бежит, старается встать перед булочником так, чтобы покупатель не успел его поймать. Булочник тоже старается помочь пирожку. Если пирожок успеет встать в начале цепи, он становится булочником, а если его поймают – покупателем, а покупатель – булочником.
Покупатель снова приходит за пирожком, а пирожком будет тот, кто оказался в цепи последним. Задерживать покупателя нельзя, и пирожку не разрешается убегать далеко от цепи.
- Игра «Колечко»
Цель игры: автоматизация звука [ч] во фразах.
Материал: колечко.
Ход игры: дети сидят, сложив руки лодочкой. У водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает колечко в руки. При этом он неторопливо рассказывает любой стишок. Когда водящий всех детей обойдёт, он должен сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» тот, у кого колечко, должен быстро встать и отбежать от своего места. Все дети внимательно следят за действиями водящего и после его конечных слов должны удержать обладателя колечка. Если ребёнку с колечком удаётся выбежать, он становится водящим.
Игры Мерсибо - это палочка-выручалочка для логопеда, т. к. они многофункциональны, занимательны и современны.
Мероприятия с использованием компьютерных игр проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:
- использование новых моделей компьютера;
- работа с компьютером не более 2х раз в неделю;
- проведение гимнастики для глаз:
- работа за компьютером не более 5-7 мин.
Игры для автоматизации «трудных» звуков. Они помогут заинтересовать детей и стимулировать их многократно повторять поставленный звук.
Использование в коррекционной работе новых информационных технологий, имеет ряд преимуществ:
- осуществляется повышение мотивации к логопедическим занятиям;
- предотвращается утомляемость детей на занятии;
- развиваются внимание, зрительномоторная координация, познавательная активность;
- осуществляется организация объективного контроля развития и деятельности детей;
- расширяется сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности;
- визуализируются акустические компоненты речи;
- происходит незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
- осуществляется быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Многие игры рассчитаны на конструирование педагогом индивидуальной трассы развития, обучения. Это отражается в настройке сложности учебных задач, что обеспечивает индивидуальный подход к работе с каждым ребёнком.
Для этого необходимо настроить количество и скорость заданий, время их выполнения, подключение (отключение) звукового сопровождения, микрофона, голоса диктора.
Игры отличаются разнообразием и неплохим дизайном.
Ребенок повторяет звуки изолированно, в слогах, словах и свободной речи. Задания разные: выговорить «трудный» звук отдельно, повторить чистоговорку, рассказать стишок, назвать антонимы к слову, образовать новое слово по образцу, ответить на вопрос по заданной схеме и другие упражнения. Такое разнообразие не даст ребенку заскучать на занятии, и он будет меньше отвлекаться.
У каждой игры есть сказочная задача — помочь Буратино убежать от Карабаса, выбрать жениха для капризной принцессы, познакомиться с инопланетянами и матрешками. Такая задача помогает заинтересовать ребенка и сфокусировать его внимание на упражнении.
Игры направлены на автоматизацию 15 звуков: [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ], [С], [СЬ], [З], [Ш], [Щ], [Ж], [Ц], [Ч], [К], [Г] и [Х].
Игры можно использовать на групповых и индивидуальных занятиях с детьми от четырех лет.
Приключения Буратино
Многоходовая игра-бродилка для детей, которые уже научились произносить звук Р. Чтобы дойти до финиша, Буратино должен преодолеть множество препятствий: отгадать загадки, повторить чистоговорки, назвать правильно слова.
Слогодэнс
Читая и повторяя слоги с «трудными» звуками, дети автоматизируют навык чтения слогов, а также вводят в активную речь поставленный звук.
Попугай
Автоматизация звуков в речи - процесс небыстрый и утомительный. С попугаем Дормидонтом слова повторять интереснее и веселей. Результат тоже значительно ускорится.
Машки-Матрешки
Игра на автоматизацию «шипящих» звуков.
Звуковые истории
Повторяя слова и фразы на «трудные» звуки, ребенок легко вводит в речь поставленные звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....
