Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Комнатные растения»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

hk.k.41@mail.ru

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Комнатные растения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Комнатные растения»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Комнатные растения».

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и активизировать словарь детей по теме «Комнатные растения».
  • уточнить и расширить представления об уходе за комнатными растениями.
  • закреплять умение согласовывать глаголы с местоимениями.
  • развивать навык согласования существительных с числительными.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
  • воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Организационный момент

Первым сядет тот, чье имя начинается на звук С,К М,

Для того, чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно отгадать загадку.

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Из нашей лейки пьют (комнатные растения).

Ребята почему растения называются комнатными? (ответы детей). Зачем человеку комнатные растения? С ними в доме красиво, уютно. В зимнюю пору они напоминают нам о лете. Они очищают воздух в квартире.

Сегодня на занятии мы будем разговаривать о комнатных растениях и цветах.

Комнатные растения называют «зелеными друзьями» дома. Среди них имеются деревья, кустарники и травянистые растения. Одни мы ценим за красивые и вечнозеленые листья (пальмы, фикусы), другие за великолепные цветки (азалии, цикламены, орхидеи, фиалки).. Растения очищают воздух от вредных веществ и микробов.

Упражнение «Закончи предложение». А сейчас мы с вами поиграем в одну игру.

Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ со слов для того чтобы.

-Комнатные растения необходимо поливать…. (для того, чтобы они не завяли).

-Листья на комнатных растениях нужно протирать…. (для того, чтобы они могли дышать).

-Комнатным растениям нужен солнечный свет (для того, чтобы они могли хорошо расти).

-Комнатные растения нужны человек (для того чтобы украшать его дом).

-А для чего ещё комнатные растения нужны человек (для того чтобы очищать воздух).

-Комнатные растения нужно удобрять (для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми

Я хочу прочитать вам рассказ об одном из этих растений. Но прежде чем вы начнете слушать, давайте разомнем все наши активные точки на лице и выполним артикуляционную гимнастику.

II. Основная часть. Массаж биологически активных точек

На окне цветок колючий (Постучать пальцами по лбу)

Смотрит за околицу. (Круговые движения пальцами вокруг глаз)

Вы его не троньте лучше, (Постучать пальцами по щекам)

Очень больно колется. (Пощипать щеки)

Не подушка для иголок,

И не ёжик, и не ёлка, (Пожать уши)

Но не даст себя в обиду,

Потому что весь в иголках. (Похлопать по щекам)

2. Артикуляционная гимнастика Сейчас буду показывать артикуляционную гимнастик на картинках, ваша задача делать ее до тех пор, пока не поменяю картинк на другу.

На окошке у Язычка цветут разные комнатные растения.

«Окошко»

За окном давно зима, и на холодном подоконнике стала замерзать вечнозеленая азалия. Она скрутила свои листья в трубочку. Язычок заметил это и переставил ее в теплое место.

«Трубочка»

А вот любитель холодов декабрист приготовился зацвести и широко раскинул свои побеги.

«Заборчик»

В большущем горшке гордо стоит фикус с широкими и плоскими, как лопата, листьями.

«Лопатка»

А в маленьком горшочке, выставив во все стороны смешные колючки, сидит круглый кактус.

«Иголочка»

Язычок взял тряпочку и стал бережно протирать листики своим растениям.

«Варенье»

Затем он осторожно полил их из небольшой лейки.

«Ручеек»

А недотрогу-кактус Язычок побрызгал водой из опрыскивателя.

«Пузырьки»

За окном снежная зима, а у Язычка на окошке настоящее зеленое лето!

3. Чтение логопедом рассказа «Спор растений» (рис 1)

Жила-была девочка Маша. У нее на подоконнике было много комнатных цветов. Однажды цветы стали между собой хвастаться и спорить, кто из них лучше:

Кактус сказал: Я могу обходиться без воды очень долго, я лучше всех!

Фикус ему ответил: А я могу за раз выпить целое ведро воды, как верблюд, вот я какой!

Фиалка пропела: А у меня, зато, самые нарядные цветочки, полюбуйтесь!

Кактус гордо ответил: Ну и что! А у меня вместо листочков колючки.

Фикус пошелестел листьями и говорит: А мои листья похожи на большие ладошки.

Фиалка встряхнулась: А мои листья мягкие и пушистые.

Кактус задрал нос: Зато меня можно не поливать, а только опрыскивать.

Фикус ответил: А меня можно поливать редко, но обильно.

Фиалка сказала: А вот меня поливают под самый корешок.

Вдруг в комнату зашла девочка Маша. Она стала ухаживать за своими растениями и каждое из них похвалила за то, какое оно красивое и как здорово растет. Когда Маша ушла, комнатные цветы поняли, что каждое из них очень важное, полезное и хорошее, и помирились друг с другом.

4. Вопросы по рассказу:

Чем хвастался кактус? (Тем, что он может долго обходиться без воды. Тем, что у него вместо листьев иголки. Тем, что его можно опрыскивать)

Чем хвастался фикус? (Тем, что он может выпить ведро воды. Тем, что его листья похожи на ладошки. Тем, что ему нужен обильный полив)

Чем хвасталась фиалка? (Тем, что у нее самые нарядные цветы. Тем, что у нее пушистые мягкие листья. Тем, что ее поливают под самый корешок)

За что Маша похвалила свои растения? (За то, что они красивые и хорошо растут)

Почему растения помирились? (Они поняли, что каждое из них полезное, хорошее и важное)

Физкультминутка

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок». (поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку, (шаг на месте)

Да притопни ножкой. (высоко поднимая колени)

Утром солнышко встречай

Ему головкой покачай (вращение головой)

Стебель наклони слегка – (наклоны)

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся. (встряхивание)

Наконец, готовы все

День встречать во всей красе. (похлопать)

#1055;вторное чтение рассказа логопедом.

#1050;оллективное составление плана пересказа

#1057; чего вы начнете рассказ? О чем будете рассказывать дальше? Как продолжите рассказ? Что следует рассказать дальше? Чем вы закончите рассказ?

Отлично. Вот и составили план рассказа.

Тетрадь. 1 ребус (ГЕРАНЬ- разбор согласных и мягких) 2. КРОССВОРД

1. Фиалка родом из Восточной Африки. Впервые эти цветы 120 лет назад обнаружил немецкий барон. Он гулял со своей невестой и, спасаясь от жары в тени деревьев, заметил неизвестные фиолетовые цветы. Барон отправил цветы в Германию своему отцу-цветоводу. Это растение стали называть «Узамбарская фиалка».

2. Бальзамин родом из тропиков Восточной Африки. В природе он растёт в тропических лесах Южной Америки, Африки и Азии

3. Родиной кактусов являются Южная и Северная Америка. Некоторые виды кактусов — выходцы из тропических лесов Африки, Мадагаскара и Шри-Ланки. 13

Впервые кактусы увидели мореплаватели, вступившие на Американский материк. Их очень поразили растения, имеющие толстые и сочные листья, покрытые колючками. Моряки взяли эти необычные растения в Европу, показывая их всем как «диковины природы». На территории СНГ кактусы появились в 16 веке, первым кто завёз их был Пётр I.

4. Антириум. Происходит из тропических и субтропических районов Центральной и Южной Америки

#1040;спарагус. Известно, что аспарагусы в диком состоянии произрастают в Европе, Азии и на африканском континенте. В природе существует около 300 видов аспарагуса, они встречаются на всех континентах кроме Антарктиды

5. Игра «Ухаживаем за растениями вместе»

Ребята, что нам нужно делать, чтобы комнатные цветы были красивые и хорошо росли? (Их нужно поливать, рыхлить, протирать листья, опрыскивать, пересаживать). Отлично, теперь к каждому местоимению (Я, ОН,ОНИ,МЫ,ТЫ,ВЫ) называем действие которое отвечает на заданный вопрос.

Я поливаю, он поливает, они поливают, мы поливаем, ты поливаешь, вы поливаете.

Я рыхлю, он рыхлит, они рыхлят, мы рыхлим, ты рыхлишь, вы рыхлите.

Я протираю, он протирает, они протирают, мы протираем, ты протираешь, вы протираете.

Я опрыскиваю, он опрыскивает, они опрыскивают, мы опрыскиваем, ты опрыскиваешь, вы опрыскиваете.

Я пересаживаю, он пересаживает, они пересаживают, мы пересаживаем, ты пересаживаешь, вы пересаживаете.

6. Игра «Назови ласково» Давайте подумаем и назовем слова как можно назвать ласково

Лист – листок, листочек, стебель – стебелек, корень – корешок, цветок – цветочек, горшок – горшочек, фиалка – фиалочка, пальма – пальмочка, растение – растеньице, лейка – леечка.

7. Игра «Посчитаем растения на подоконнике»

Один кактус, два кактуса, пять кактусов.

Одно алоэ, два алоэ, пять алоэ.

Одна герань, две герани, пять гераней.

Один лист, два листа, пять листьев.

Одна бегония, две бегонии, пять бегоний.

Одна фиалка, две фиалки, пять фиалок.

Один корень, два корня, пять корней.

Один фикус, два фикуса, пять фикусов.

Одна орхидея, две орхидеи, пять орхидей.

Один цветок, два цветка, пять цветков.

Одна азалия, две азалии, пять азалий.

Одна пальма, две пальмы, пять пальм.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грибы Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Цель:- Уточнить знания детей об осени, грибах;Задачи:- Обобщить полученные ранее знания по теме;- Активизировать словарь по данной теме- Развитие связной речи по теме- стимулировать речевую ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи "Домашние животные"

задача: продолжать знакомить детей с домашними животными, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к до...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Дикие животные наших лесов и их детеныши»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №6 «Звездочка» с. Обильного»            Ко...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Осень. Осенние месяцы»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Осень. Осенние месяцы»Цель: Обогащение и активизация актив...

«Дикие животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий

Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Дикие животные и их детеныши»....