«Рекомендации к составлению ИОМ для ребенка с ОВЗ в ДОУ»
консультация по логопедии (старшая группа)
МАДОУ Малоязовский детский сад №1 «Солнышко»
Выступление на тему:
«Рекомендации к составлению ИОМ для ребенка с ОВЗ в ДОУ»
Пояснительная записка
Проблема проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на современном этапе является одной из актуальных проблем, это связано с изменившимися социально-экономическими условиями развития общества, с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые предполагают новые требования к системе образования.
Для решения этой задачи от современного педагога требуется ведение различных новых форм документации, одной из которых является Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). В современной литературе, к сожалению, крайне недостаточно литературы, описывающей подходы к составлению этого документа. И те немногочисленные источники, которые представлены, относятся к школьному образованию. В данном методическом пособии мы раскрыли собственный опыт составления Индивидуальных образовательных маршрутов, опираясь на ФГОС ДО, адаптируя школьный опыт составления ИОМ, а также используя свой практический опыт.
Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий,в том числе и разработка Индивидуальных образовательных маршрутов(ИОМ). Маршрут составлен на основе комплексирования программ
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под редакциейН.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В работе с ребенком использованы образовательные технологии:
- Технология игрового обучения
- Компьютерные
- Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, зрительная, логоритмика)
- Технология развития связной речи
- Технология развития мелкой моторики (биоэнергопластика,су-джок терапия, пальчиковая гимнастика)
По заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР.
ИОМ для ребенка составлена с опорой на 1годобучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения
Основным способом деятельности являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Ф.И ребенка Дата рождения
Речевое заключение
Возрастная группа
Цель:выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, вусловиях компенсирующей группы.
Общие сведения Ф.И.О. родителей (законных представителей)
Ф.И.О. воспитателей
Ф.И.О.специалистов сопровождения
Заключение и Рекомендации ПМПК | Рекомендации для реализации права на образование: Нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, а также Адаптированной основной образовательной программы дошкольного Образования для детей с ТНР |
Общие задачи на период реализации ИОМ | Создание коррекционно-педагогических условий для Обучения и воспитания с целью устранения и уменьшения недостатков речевой деятельности, речемыслительной |
| деятельности, коммуникативной деятельности, познавательной деятельности, организации эмоционально- волевой сферы, двигательной деятельности икомпенсации нарушений в развитии. |
Режим пребывания Ребенка в ОУ | Группа полного дня |
Взаимодействие специалистов ОУ | Воспитатель Педагог-психолог Учитель-логопед Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре |
Соматическое состояние | Группа здоровья |
Характеристика проблем ребенка.
Согласно заключению ПМПК и диагностическим данным специалистов ДОУ у воспитанника встречаются следующие затруднения:
Психологическая диагностика показала, что отсутствует мотивация к познавательной деятельности:
- Темп выполнения заданий очень низкий;
- Нуждается в постоянной помощи взрослого;
- Низкий уровень развития познавательных процессов:
- восприятия(цвет,форма,величина);
- внимания(устойчивость,концентрация,переключение,объем);
- мышления(обобщение,классификация,аналогия,анализ-синтез);
- памяти(зрительная,слуховая);
- низкий уровень развития речи (номинативная, семантическая, коммуникативная).
Логопедическое обследование дало следующий результат:
- Нарушения речи носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта,
Педагогическая диагностика показала, что у ребенка низкий уровень познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития и средний уровень физического и художественно-эстетического развития.
Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР Мониторинговые:
- Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом
- Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно- развивающей программы
Воспитательные:
- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка
- Становления нравственных ориентиров деятельности и поведении
- Воспитание положительных личностных качеств
Коррекционно-развивающие:
- Установление эмоционального контакта
- Развивать навыки коммуникации
- Сенсорное развитие
- Уточнение, обогащение и систематизация словаря (бытовые моменты, обобщающие понятия, окружающий мир)
- Стимулирование познавательной активности
- Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка
- Развиватьграмматическиекатегории(прилагательные,глаголы,предлоги)
- Формировать фразу(разные типы конструкций).
- Развивать артикуляционную моторику,дыхание, ритм
- Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров – создать ситуацию успеха
Образовательные:
- Развитие познавательной активности ребенка
- Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.
- Развитие всех сторонречи.
- Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.
Организация образовательной деятельности
специалист | Раздел программы | Основные направление Логокоррекционной работы | Содержание работы в семье |
Речевоеразвитие Коррекциянарушений | |||
Логопед | Развитие артикуляционной моторики | Общие артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Почистим верхние и нижние зубы» Самомассаж языка, губ:
«Расческа». Дыхательнаягимнастика. | Выполнение артикуляционной гимнастики |
| Формирование звукопроизношения | Уточнить произношение гласных звуков: А, У, О, И, Ы | Закрепление произношения звуков |
Развитие фонематического слуха | Развивать фонематическое восприятие. Обучать идентификации предмета (опознавать предмет по характерному звуку, Издаваемому этим предметом). | Знакомить с играми, показ занятий | |
Развитие слоговой структуры слова | Учить воспринимать и воспроизводить неречевые ритмические структуры (отстукивание, отхлопывание). | Познакомить со словарём. Совместный подбор иллюстративного материала | |
Обогащение словаря | Развивать импрессивную речь. Расширять пассивный словарь по лексической теме:Овощи, Фрукты,Сад-огород,Посуда, Обувь, Дикие животные существительные: название предметов, их части прилагательные: большой, маленький, твёрдый, мягкий, цвет: синий, красный, зелёный, желтый,мохнатый,деревянная, чайная… форма:круг,квадрат величина:большой,маленький; высокий-низкий… | Знакомить с играми. Показ занятий с ребёнком Совместный подбор иллюстративного материала | |
Формирование грамматических конструкций |
«Овощи»,«Фрукты»,«Сад. Огород»,«Осень»,«Одежда», «Обувь», «Посуда», «Дикие животные»,«Зима»;уточнитьи закрепить обобщающие понятия;
предлогами:в,на,под; | Знакомить с играми. Показ занятий с ребёнком Совместныйподбор иллюстративного материала |
| Развитие связной речи | Введение в речь слов- указателей(тут,там,вот,это) Обучение согласованию существительных с прилагательными, существительных с местоимениями(Даймяч.На мяч. Тут мяч. Вот мяч. Там мяч.).Учить обращаться с просьбамиковзрослым:дай, на. | Знакомить с играми. Показ занятий с ребёнком |
Развитие психологической базы речи | «Угадайктосказал?» «Чегоне стало?», —расширение объема зрительной памяти; Классификация картинного материала (Тема «Фрукты») по признаку:круглые,овальныеи др. | Знакомство с играми | |
Психолого-педагогическое сопровождение | |||
Педагог-психолог | Эмоционально- личностное развитие |
| «Песочнаятерапия» «Сказкотерапия» «Музыкотерапия» (релаксация, рисование под музыку,музыкально- подвижные игры, пластическая драматизация под музыку) |
Развитие психических процессов |
внимания. | «Найди домик для животного» («Коробка форм») «Поставь матрешек по росту» (Матрешка 4- составная) «Покажи и назови» | |
Воспитатель | Ознакомление с окружающим миром:
|
| «Волшебное зеркало» «Овощи», «Фрукты», «Что где растет?», «Чьи детки», «Животные» «Фиолетовый лес» |
|
| овощи,фрукты, ягоды -расширить кругозор натему «осень»; расширять представления о диких животных и их детенышах (особенности их поведения, передвижения; питание); |
|
РЭМП | - учить находить один несколько, мало и много предметов, использовать в речи. -учить согласовывать числительное«один» и наречие «много» «мало» «несколько» с существительными в роде, числе и падеже. -учить сравнивать предметы по величине (широкий- узкий высокий- низкий, большой- маленький) _ -учить различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. -учить понимать смысл обозначений: вверху-внизу; впереди –сзади; слева-справа; на, над, под; перед, за, между, верхняя, нижняя полоска. -временная ориентировка (утро, день, вечер, ночь) | «Один–много» «Найди в комнате много одинаковых предметов» «Принеси несколько предметов» «Покажи несколько предметов» «БлокиДьенеша» «Цвети форма» «Геометрическое лото» «Сравнииподбери» «Палочки Кюизенер» «Сравниваем противоположности» «Куда укатился мяч» «Куда спрятался мишка» «Чудесный мешочек» с геометрически фигурами, мелким раздаточным материалом. | |
Развитие мелкой моторики | Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук и кистей рук. Развивать силу пальцев рук. Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием. Учить правильно держать карандаш,обводить предмет по внутреннему и наружному контуру. Освоение разных видов движения, как прием рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, отрывочные),не поворачивая Лист бумаги. | Пальчиковые игры на тему: «Наше тело» «Овощи» «Фрукты» «Осень». «Сортировка пуговиц», «Собери бусы», «Камешки Марблс», «Моталки», «Прищепки», «Кистевые эспандеры»,Коврик «Травка», Упражнения с рифленым мячиком. «Волшебный мешочек с мелкими предметами» |
|
|
| Пальчиковый театр посказке«Колобок», «Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) |
Музыкальныйруководитель | Развитие ритма и ритмического слуха |
| «Солнышко и дождик», «Высоко и низко», «Что за звук?» и т.д. Детские музыкальные инструменты:бубен, маракас,металлофон, колокольчик, треугольникит.д. |
Логоритмика |
движениями и музыкой. |
координацией и переключаемостью движений. | |
Инструктор по физическойкультуре | Развитие основных движений |
| Корригирующая ходьба; «Перешагнигрибы», «Проползи по мостиком», «Полоса препятствий» и т.д. |
Развитие физических качеств |
| Подвижные игры и упражнения. |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями дошкольника (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
Разработка ИОМ дошкольника Корректировка ИОМ Организационно-педагогические условия
Педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме.
При разработке индивидуального маршрута дошкольника, мы опираемся на следующие принципы:
При разработке индивидуального маршрута дошкольника, мы опираемся на следующие принципы:
Виды трудностей ИОМ в рамках образовательных областей.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка старшего дошкольного возраста. ПРИМЕР ФИО ребенка ________________________________________ Дата рождения _______________________________________ Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование ________________________________________________________ Дата начала ИОМ: _____________________________________ Проблема: не усвоение ребёнком образовательной программы ДОУ. Возраст на начало развивающей работы: _______________ Цель (ИОМ): создание в группе условий, способствующих позитивной социализации ребёнка, его социально-личностного развития;
Задачи: осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку, способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования, обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей, оказать методическую помощь родителям. Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю при наличии необходимого материала. Работа ведется индивидуально. Форма проведения : игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа. Ожидаемый результат : развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом, посещение кружков в ДОУ . Динамика развития: каждые 3 месяца Ответственные:_______________________________________________
Виды трудностей (педагогическая симптоматика) Причины трудностей Содержание развивающей работы (деятельность воспитателя) ОО «Познавательное развитие» - снижена познавательная активность об окружающем мире, - кругозор ограничен - испытывает трудность длительно, целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени. - социальные представления о социальном мире, жизни людей ограничены, поверхностны. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся». Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя» Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где?» -не проявляет особого интереса к цифрам, как знакам чисел, к их написанию. - испытывает трудности при решение логических задач. - нет усидчивости; - слабо развито воображение; - отвлекаемость; - частая смена объектов внимания; Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Психогимнастика Упражнение «Я не могу - я могу - я сумею». Дидактические игры: «Квадрат Воскобовича»; «Торопись, да не ошибись», «Игровизор», «Волшебная восьмёрка», Не тающие льдинки», «Установи последовательность», «Логика и цифры», «Составь фигуру», «На золотом крыльце сидели»( игры с палочками Кюизинера). Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика)
ОО «Речевое развитие» - не проявляет интерес к речевому творчеству. - Речь грамматически неправильная, проблемы со звуковым анализом слов. - допускает грамматические ошибки в разговорной речи, в выполнении звукового анализа слов; - при пересказе текста нарушает последовательность событий, требует помощи взрослого; - описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов; - не проявляет словотворчества; Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости». Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры на обогащение словаря. «Из каких мы сказок». Посещение театрализованного кружка в ДОУ.
ОО «Социально – коммуникативное развитие» - слабо проявляет свою активность в сюжетных играх; - в играх с правилами не точно выполняет нормативные требования, не может объяснить содержание и правила игры другим детям; - знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. При попытках объяснить не заботится о том, чтобы быть понятным партнеру. Создание ситуации успеха. Разработка системы пошагового поощрения (фишки, баллы и др.) Использование невербальных рефлексивных методик. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний) Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». Упражнение «Послушай, ответь и расскажи». ОО «Художественно-эстетическое развитие» - невысокий уровень творческой активности; - частично сформированы КГН. - создает изображения примитивными однообразными способами; - затрудняется в планировании работы; - плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой; Игры и хороводы с диалогами ситуаций «Этикет наоборот», «Нарисуйте в паре с..», тематическое рисование с учетом трудностей ребенка «Игры с кляксами», «Волшебная палитра», дидактическая игра «Укрась салфетку так, как я скажу», упражнение «Найди и обведи». Посещение кружка по хореографии в ДОУ.
Виды трудностей (педагогическая симптоматика) Причины трудностей Содержание развивающей работы (деятельность воспитателя, инструктора по физической культуре ) ОО «Физическое развитие» - двигательный опыт ребенка не богат, самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях. - стремится к лучшему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в движении. Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности. Игра «Быстро возьми, быстро положи», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Кто самый меткий», «Ловишка, бери лен-ту», «Тюлени», «На одной ножке по дорожке», «Попади в корзину», «Прокати мяч в ворота», «Вниз – вверх» «Перебрось через планку», «Кто прыг-нет?» Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности «Успей первым», «Через бревно», «Прыгаем по кругу», «Поймай мяч», «Ловишка с приседанием».
Периоды диагностики по реализации ИОМ Сентябрь – начальная диагностика октябрь, ноябрь, декабрь – работа в соответствии с ИОМ Январь – контрольный срез, отслеживание динамики развития ребёнка, рекомендации родителям, корректировка содержания ИОМ. февраль, март, апрель – работа в соответствии с ИОМ Май – итоговый срез, отслеживание динамики развития ребёнка, рекомендации родителям, направление на ТПМПК
Ожидаемые результаты
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка. Несомненно, такая работа потребует от воспитателя профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации к составлению плана работы с детьми в I половину дня
Даются рекомендации по проведению режимных моментов в детском саду в I половину дня...
Методические рекомендации по составлению рассказа детьми с общим недоразвитием речи
Аннотация: В настоящее время разрабатываются новые подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Логопедическое занятие «Составление рассказа о весне» для детей старшего до...
Консультация для педагогов "Требования и рекомендации к составлению образовательного проекта."
Образовательный проект создается в том случае, когда у автора существует отличная идея по улучшению системы образования....
Рекомендации к составлению плана работы с детьми в детском саду по проведению режимных моментов в первой половине дня.
Рекомендации к составлению плана работы с детьми в детском саду по проведению режимных моментов в первой половине дня....

Равный доступ детей к качественному образованию: от интеграции – к инклюзии. Методические рекомендации к составлению адаптированной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
1 слайдОдной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от...

Рекомендации по составлению психолого-педагогического представления на ребенка дошкольного возраста для обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Психолого-педагогическое представление - этот документ, который заполняется педагогом дошкольного учреждения, некоторые пункты представления могут, при наличии специалиста, заполнять...
