«Рекомендации к составлению ИОМ для ребенка с ОВЗ в ДОУ»
консультация по логопедии (старшая группа)

МАДОУ Малоязовский детский сад №1 «Солнышко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на тему:

«Рекомендации к составлению ИОМ  для ребенка с ОВЗ в ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Проблема проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на современном этапе является одной из актуальных проблем, это связано с изменившимися социально-экономическими условиями развития общества, с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые предполагают новые требования к системе образования.

Для решения этой задачи от современного педагога требуется ведение различных новых форм документации, одной из которых является Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). В современной литературе, к сожалению, крайне недостаточно литературы, описывающей подходы к составлению этого документа. И те немногочисленные источники, которые представлены, относятся к школьному образованию. В данном методическом пособии мы раскрыли собственный опыт составления Индивидуальных образовательных маршрутов, опираясь на ФГОС ДО, адаптируя школьный опыт составления ИОМ, а также используя свой практический опыт.

Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий,в том числе и разработка Индивидуальных образовательных маршрутов(ИОМ). Маршрут составлен на основе комплексирования программ

  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под редакциейН.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
  • Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В работе с ребенком использованы образовательные технологии:

  • Технология игрового обучения
  • Компьютерные
  • Здоровьесберегающие      технологии      (дыхательная      гимнастика, зрительная, логоритмика)
  • Технология развития связной речи
  • Технология развития мелкой моторики (биоэнергопластика,су-джок терапия, пальчиковая гимнастика)

По    заключению    ПМПК    ребенку         рекомендовано    обучение    по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР.

ИОМ для ребенка составлена с опорой на 1годобучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения

Основным способом деятельности являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Ф.И ребенка                                                                                                Дата рождения                                                         

Речевое заключение                                         

Возрастная группа                                           

Цель:выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ,  вусловиях компенсирующей группы.

Общие сведения Ф.И.О. родителей (законных представителей)

 

 

Ф.И.О. воспитателей                                                                                      

Ф.И.О.специалистов сопровождения

 

 

Заключение                и

Рекомендации ПМПК

Рекомендации для реализации права на образование:

Нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, а также Адаптированной основной образовательной программы дошкольного

Образования для детей с ТНР

Общие задачи на период реализации ИОМ

Создание   коррекционно-педагогических                  условий                                  для

Обучения и воспитания с целью устранения и уменьшения недостатков                    речевой                     деятельности,                     речемыслительной

 

 

деятельности,        коммуникативной                               деятельности, познавательной деятельности, организации эмоционально- волевой сферы, двигательной деятельности  икомпенсации

нарушений в развитии.

Режим                     пребывания

Ребенка в ОУ

Группа полного дня

Взаимодействие специалистов ОУ

Воспитатель

Педагог-психолог Учитель-логопед

Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре

Соматическое состояние

                           Группа здоровья

 

Характеристика проблем ребенка.

 

Согласно  заключению ПМПК и диагностическим данным специалистов ДОУ у воспитанника встречаются следующие затруднения:

Психологическая   диагностика    показала,    что    отсутствует    мотивация    к познавательной деятельности:

  • Темп выполнения заданий очень низкий;
  • Нуждается в постоянной помощи взрослого;
  • Низкий уровень развития познавательных процессов:
    • восприятия(цвет,форма,величина);
    • внимания(устойчивость,концентрация,переключение,объем);
    • мышления(обобщение,классификация,аналогия,анализ-синтез);
    • памяти(зрительная,слуховая);
  • низкий     уровень    развития     речи     (номинативная,     семантическая, коммуникативная).

Логопедическое обследование дало следующий результат:

  • Нарушения речи носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта,

Педагогическая диагностика показала, что у ребенка низкий уровень познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития и средний уровень физического и художественно-эстетического развития.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР Мониторинговые:

  • Организация комплексного психолого-педагогического  изучения ребёнка в целом
  • Мониторинг  эффективности   реализации   индивидуальной  коррекционно- развивающей программы

Воспитательные:

  • Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка
  • Становления нравственных ориентиров деятельности и поведении
  • Воспитание положительных личностных качеств

Коррекционно-развивающие:

  • Установление эмоционального контакта
  • Развивать навыки коммуникации
  • Сенсорное развитие
  • Уточнение,   обогащение  и   систематизация   словаря   (бытовые   моменты, обобщающие понятия, окружающий мир)
  • Стимулирование познавательной активности
  • Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка
  • Развиватьграмматическиекатегории(прилагательные,глаголы,предлоги)
  • Формировать фразу(разные типы конструкций).
  • Развивать артикуляционную моторику,дыхание, ритм
  • Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров – создать ситуацию успеха

Образовательные:

  • Развитие познавательной активности ребенка
  • Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.
  • Развитие всех сторонречи.
  • Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.

 

Организация  образовательной деятельности

 

специалист

Раздел программы

Основные направление

Логокоррекционной работы

Содержание

работы

в семье

Речевоеразвитие Коррекциянарушений

Логопед

Развитие артикуляционной моторики

Общие        артикуляционные упражнения:                            «Улыбка»,

«Трубочка»,      «Заборчик»,

«Лопаточка»,      «Почистим верхние и нижние зубы» Самомассаж языка, губ:

  • «Накажемнепослушный язычок»;
  • «Покусаемверхнююи нижнюю губы»;
  • артикуляционноеупражнение

«Расческа».

Дыхательнаягимнастика.

Выполнение артикуляционной гимнастики

 

 

 

 

Формирование звукопроизношения

Уточнить        произношение гласных звуков: А, У, О, И, Ы

Закрепление

произношения звуков

Развитие фонематического слуха

Развивать фонематическое восприятие.

Обучать         идентификации предмета (опознавать предмет по характерному звуку,

Издаваемому этим предметом).

Знакомить с играми, показ занятий

Развитие слоговой структуры слова

Учить воспринимать и воспроизводить неречевые ритмические         структуры (отстукивание, отхлопывание).

Познакомить     со словарём.

Совместный подбор иллюстративного материала

Обогащение словаря

Развивать импрессивную речь. Расширять пассивный словарь по лексической теме:Овощи, Фрукты,Сад-огород,Посуда, Обувь,    Дикие     животные существительные:  название предметов, их части

прилагательные:    большой, маленький, твёрдый, мягкий, цвет: синий, красный, зелёный, желтый,мохнатый,деревянная, чайная…

форма:круг,квадрат

величина:большой,маленький; высокий-низкий…

Знакомить с играми. Показ             занятий   с ребёнком Совместный подбор иллюстративного материала

Формирование грамматических конструкций

  • уточнение и расширение словарного запаса по лексическим темам:

«Овощи»,«Фрукты»,«Сад.

Огород»,«Осень»,«Одежда»,

«Обувь», «Посуда», «Дикие животные»,«Зима»;уточнитьи закрепить         обобщающие понятия;

  • учить различать и выделять признаки предметов по их назначению (какой? какая? какое? какие?);
  • учить понимать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласование существительных              с прилагательными;
  • учить         различать пространственное отношение предметов,        выраженных

предлогами:в,на,под;

Знакомить с играми. Показ             занятий   с ребёнком Совместныйподбор иллюстративного материала

 

 

 

Развитие связной речи

Введение в речь слов- указателей(тут,там,вот,это) Обучение согласованию существительных с

прилагательными, существительных с местоимениями(Даймяч.На мяч. Тут мяч. Вот мяч. Там мяч.).Учить обращаться с

просьбамиковзрослым:дай, на.

Знакомить с играми. Показ   занятий   с ребёнком

Развитие психологической базы речи

«Угадайктосказал?»

«Чегоне стало?»,

—расширение объема зрительной памяти;

Классификация картинного материала (Тема «Фрукты») по признаку:круглые,овальныеи

др.

Знакомство с играми

Психолого-педагогическое сопровождение

Педагог-психолог

Эмоционально- личностное

развитие

  • формировать навыки уверенного поведения (учить владеть        собой    в травматических ситуациях), повышать самооценку;
  • учить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

«Песочнаятерапия»

«Сказкотерапия»

«Музыкотерапия» (релаксация,

рисование        под музыку,музыкально- подвижные игры, пластическая

драматизация под музыку)

Развитие психических процессов

  • формировать восприятие формы и пространственных отношений на основе зрительного       соотнесения фигур;
  • развивать целостность восприятия, способность к зрительному синтезу;
  • развивать умение понимать инструкцию, устойчивость, концентрацию и объем

внимания.

«Найди домик для животного» («Коробка форм»)

«Поставь матрешек по                росту»

(Матрешка         4-

составная)

«Покажи и назови»

Воспитатель

Ознакомление с окружающим миром:

  1. ребенку о самом себе и окружающих людях;

 

  1. ребенок         и окружающий мир
  • закреплять знания о своем имени, фамилии, возрасте;
  • продолжать знакомить с собственным телом, называть части тела, знать их назначение, функциональные возможности; учить наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало;
  • учить различать  и называть

«Волшебное зеркало»

«Овощи», «Фрукты»,

«Что где растет?»,

«Чьи           детки»,

«Животные»

«Фиолетовый лес»

 

 

 

 

овощи,фрукты, ягоды

-расширить кругозор  натему

«осень»;                          расширять представления о диких животных и их детенышах

(особенности их поведения, передвижения; питание);

 

РЭМП

- учить находить один несколько, мало и много предметов, использовать в речи.

-учить                    согласовывать числительное«один» и наречие

«много» «мало» «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.

-учить сравнивать предметы по величине (широкий- узкий высокий- низкий, большой- маленький) _

-учить различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

-учить понимать смысл обозначений: вверху-внизу; впереди –сзади; слева-справа; на, над, под; перед, за, между, верхняя, нижняя полоска.

-временная                     ориентировка (утро, день, вечер, ночь)

«Один–много»

«Найди в комнате много одинаковых предметов»

«Принеси несколько предметов»

«Покажи несколько предметов»

«БлокиДьенеша»

«Цвети форма»

«Геометрическое лото»

«Сравнииподбери»

«Палочки Кюизенер»

«Сравниваем противоположности»

«Куда      укатился мяч»

«Куда      спрятался мишка»

«Чудесный мешочек»            с геометрически

фигурами,  мелким раздаточным

материалом.

Развитие                  мелкой моторики

Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук и кистей рук.

Развивать силу пальцев рук. Развивать                           способность координированной работы рук со зрительным восприятием.

Учить правильно держать карандаш,обводить предмет по внутреннему и наружному контуру.

Освоение разных видов движения, как прием рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, отрывочные),не поворачивая

Лист  бумаги.

Пальчиковые игры на тему: «Наше тело»       «Овощи»

«Фрукты» «Осень».

«Сортировка пуговиц»,                 «Собери бусы»,    «Камешки Марблс»,

«Моталки»,

«Прищепки»,

«Кистевые

эспандеры»,Коврик

«Травка»,

Упражнения        с рифленым мячиком.

«Волшебный мешочек с мелкими

предметами»

 

 

 

 

 

Пальчиковый                      театр посказке«Колобок»,

«Изобразительная деятельность (рисование,  лепка,

аппликация)

Музыкальныйруководитель

Развитие ритма и ритмического слуха

  • вызвать интерес к разным вида    музыкальной деятельности;
  • формировать культуру слушания музыка;
  • формировать музыкально- ритмические умения и навыки.

«Солнышко        и дождик», «Высоко и низко», «Что за звук?» и т.д.

Детские  музыкальные инструменты:бубен, маракас,металлофон, колокольчик,

треугольникит.д.

Логоритмика

  • воспитывать чувство ритма;
  • вырабатывать    точность        и четкость движений;
  • нормализация     мышечного тонуса;
  • координировать                          речь   с

движениями и музыкой.

  • Ходьба со сменой ритма;
  • работа     над

координацией     и переключаемостью движений.

Инструктор по физическойкультуре

Развитие основных движений

  • формировать правильную осанку;
  • развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног;
  • учить ползать, подлезать, перелезать через предметы.

Корригирующая ходьба;

«Перешагнигрибы»,

«Проползи        по мостиком», «Полоса препятствий» и т.д.

Развитие физических качеств

  • развивать активность, быстроту,        выносливость, ловкость;
  • развивать пространственную ориентировку.

Подвижные игры и упражнения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon iom.ppt2.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Слайд 2

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями дошкольника (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Слайд 3

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

Слайд 4

Разработка ИОМ дошкольника Корректировка ИОМ Организационно-педагогические условия

Слайд 5

Педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме.

Слайд 6

При разработке индивидуального маршрута дошкольника, мы опираемся на следующие принципы:

Слайд 7

При разработке индивидуального маршрута дошкольника, мы опираемся на следующие принципы:

Слайд 8

Виды трудностей ИОМ в рамках образовательных областей.

Слайд 9

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка старшего дошкольного возраста. ПРИМЕР ФИО ребенка ________________________________________ Дата рождения _______________________________________ Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование ________________________________________________________ Дата начала ИОМ: _____________________________________ Проблема: не усвоение ребёнком образовательной программы ДОУ. Возраст на начало развивающей работы: _______________ Цель (ИОМ): создание в группе условий, способствующих позитивной социализации ребёнка, его социально-личностного развития;

Слайд 10

Задачи: осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку, способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования, обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей, оказать методическую помощь родителям. Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю при наличии необходимого материала. Работа ведется индивидуально. Форма проведения : игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа. Ожидаемый результат : развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом, посещение кружков в ДОУ . Динамика развития: каждые 3 месяца Ответственные:_______________________________________________

Слайд 11

Виды трудностей (педагогическая симптоматика) Причины трудностей Содержание развивающей работы (деятельность воспитателя) ОО «Познавательное развитие» - снижена познавательная активность об окружающем мире, - кругозор ограничен - испытывает трудность длительно, целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени. - социальные представления о социальном мире, жизни людей ограничены, поверхностны. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся». Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя» Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где?» -не проявляет особого интереса к цифрам, как знакам чисел, к их написанию. - испытывает трудности при решение логических задач. - нет усидчивости; - слабо развито воображение; - отвлекаемость; - частая смена объектов внимания; Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Психогимнастика Упражнение «Я не могу - я могу - я сумею». Дидактические игры: «Квадрат Воскобовича»; «Торопись, да не ошибись», «Игровизор», «Волшебная восьмёрка», Не тающие льдинки», «Установи последовательность», «Логика и цифры», «Составь фигуру», «На золотом крыльце сидели»( игры с палочками Кюизинера). Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика)

Слайд 12

ОО «Речевое развитие» - не проявляет интерес к речевому творчеству. - Речь грамматически неправильная, проблемы со звуковым анализом слов. - допускает грамматические ошибки в разговорной речи, в выполнении звукового анализа слов; - при пересказе текста нарушает последовательность событий, требует помощи взрослого; - описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов; - не проявляет словотворчества; Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости». Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры на обогащение словаря. «Из каких мы сказок». Посещение театрализованного кружка в ДОУ.

Слайд 13

ОО «Социально – коммуникативное развитие» - слабо проявляет свою активность в сюжетных играх; - в играх с правилами не точно выполняет нормативные требования, не может объяснить содержание и правила игры другим детям; - знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. При попытках объяснить не заботится о том, чтобы быть понятным партнеру. Создание ситуации успеха. Разработка системы пошагового поощрения (фишки, баллы и др.) Использование невербальных рефлексивных методик. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний) Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». Упражнение «Послушай, ответь и расскажи». ОО «Художественно-эстетическое развитие» - невысокий уровень творческой активности; - частично сформированы КГН. - создает изображения примитивными однообразными способами; - затрудняется в планировании работы; - плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой; Игры и хороводы с диалогами ситуаций «Этикет наоборот», «Нарисуйте в паре с..», тематическое рисование с учетом трудностей ребенка «Игры с кляксами», «Волшебная палитра», дидактическая игра «Укрась салфетку так, как я скажу», упражнение «Найди и обведи». Посещение кружка по хореографии в ДОУ.

Слайд 14

Виды трудностей (педагогическая симптоматика) Причины трудностей Содержание развивающей работы (деятельность воспитателя, инструктора по физической культуре ) ОО «Физическое развитие» - двигательный опыт ребенка не богат, самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях. - стремится к лучшему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в движении. Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности. Игра «Быстро возьми, быстро положи», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Кто самый меткий», «Ловишка, бери лен-ту», «Тюлени», «На одной ножке по дорожке», «Попади в корзину», «Прокати мяч в ворота», «Вниз – вверх» «Перебрось через планку», «Кто прыг-нет?» Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности «Успей первым», «Через бревно», «Прыгаем по кругу», «Поймай мяч», «Ловишка с приседанием».

Слайд 15

Периоды диагностики по реализации ИОМ Сентябрь – начальная диагностика октябрь, ноябрь, декабрь – работа в соответствии с ИОМ Январь – контрольный срез, отслеживание динамики развития ребёнка, рекомендации родителям, корректировка содержания ИОМ. февраль, март, апрель – работа в соответствии с ИОМ Май – итоговый срез, отслеживание динамики развития ребёнка, рекомендации родителям, направление на ТПМПК

Слайд 16

Ожидаемые результаты

Слайд 17

Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка. Несомненно, такая работа потребует от воспитателя профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

Слайд 18

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к составлению плана работы с детьми в I половину дня

Даются рекомендации по проведению режимных моментов в детском саду в I половину дня...

Методические рекомендации по составлению рассказа детьми с общим недоразвитием речи

Аннотация: В настоящее время разрабатываются новые подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.  Логопедическое занятие «Составление рассказа о весне» для детей старшего до...

Консультация для педагогов "Требования и рекомендации к составлению образовательного проекта."

Образовательный проект создается  в том случае, когда у автора существует отличная идея по улучшению системы образования....

Рекомендации к составлению плана работы с детьми в детском саду по проведению режимных моментов в первой половине дня.

Рекомендации к составлению плана работы с детьми в детском саду по проведению режимных моментов в первой половине дня....

Равный доступ детей к качественному образованию: от интеграции – к инклюзии. Методические рекомендации к составлению адаптированной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

1 слайдОдной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от...

Рекомендации по составлению психолого-педагогического представления на ребенка дошкольного возраста для обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

Психолого-педагогическое представление - этот документ, который  заполняется  педагогом дошкольного учреждения, некоторые пункты представления могут, при наличии специалиста,  заполнять...