Постановка звуков.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Занятие 1.
Тема. Знакомство с частями артикуляционного аппарата. Подготовительные упражнения к воспитанию звука С. Развитие слухового внимания на речевых и неречевых звуках. Выделение 1-го гласного звука в слове. Анализ и синтез слогов типа: ау, уа.
Цели:
- познакомить обучающихся со строением артикуляционного (речевого) аппарата, развивать умение ощущать их положение, воспроизводить отдельные движения по инструкции;
- формирование знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
- развивать дифференцированные движения артикуляционного аппарата;
- развивать и тренировать слуховое внимание и фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа слогов, наблюдательность, логическое мышление.
Этапы | Содержание | Оборудование |
2. Развитие слухового внимания на неречевых звуках 3. Постановка целей занятия (объявление темы). #1047;накомство с артикуляционным аппаратом. Работа со схемой органов артикуляционного аппарата. 5. Подготовительные упражнения к воспитанию звука С. 6. Наблюдение за артикуляцией гласных звуков. Выделение первого гласного из слов. 7. Анализ и синтез слогов типа ау, уа. 8. Подведение итогов Занятия и оценка работы детей. 9. Домашнее задание. | Приветствие. Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие. А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям? А у кого бывает речь? А для чего нужна речь? Человека окружает множество звуков. Предлагаю вам прислушаться к шуму улиц, школьного коридора и т.д. Попробуйте назвать источник звука. Игра «Узнай по звукам». На столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа. Уточняю, что эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это – неречевые звуки. Игра «Звукоподражания». Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана). Можно ли считать это речью? Нет. Эти звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания. А теперь для сравнения произнесём: а-а-а, у-у-у, ч-ч-ч, ш-ш-ш, р-р-р. Это речевые звуки. Речью владеет только человек. Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга. А сейчас мы познакомимся, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов. Попробуйте сами назвать их. Показывается схема артикуляционного аппарата и называются его части: - органы дыхания (лёгкие, бронхи). Произносим звуки А, Ю Ж, С (тыльная сторона ладони к губам) - голосовые складки. На пути движения к гортани выдыхаемая струя заставляет дрожать две натянутые струны – голосовые складки. Здесь рождается голос. (руку на горло – произносим звонкие звуки, затем глухие. Сравниваем.) - ротовая полость: язык (кончик, спинка, корень), твёрдое и мягкое нёбо, губы, зубы – верхние и нижние: Прошу детей отыскать тот или иной орган, показать на себе. Прикасаюсь шпателем к арт. органам, дети называют. Показ на схеме артикуляции детьми. Чтобы правильно, красиво произносить звук С, нужно, чтобы нас хорошо слушался язык. Сейчас мы будем делать упражнения и посмотрим, у кого послушнее язык. Смотрите в зеркало и повторяйте за мной упражнения. - улыбка, затем хоботок - лопатка, затем накажем непослушный язычок: бя-бя-бя, пя-пя - облизнуть нижнюю губу - блинчик на сковородке - лодочка, затем задувать на лодочку (посередине языка) - язык-силач -произносим ИИИИ, объясняем свои ощущения от положения языка Предлагаю вам внимательно посмотреть на мой рот и запомнить, как меняется положение губ при произнесении гласных звуков: а, о, у, ы, э, и (дети объясняют) Поиграем в игру «Что я хочу произнести» (беззвучно) – а, о, ы, у, и, ау, ао, э, уа. Какие звуки я произносила? (гласные). Как они произносятся, почему так называются? (с голосом). Запомните: Без гласных не бывает слов, слогов.
На наборном полотне картинки. В каждом слове-ответе выделяется первый звук.
Отгадайте загадки, назовите первый звук:
Как кричат в лесу, когда заблудятся? (ау) Какой первый звук в этом слове? (а) Запишите в тетрадь. Какой второй звук в этом слове? (у) Запишите в тетрадь. Прочтите, что получилось. (ау) Как плачет ребёнок? (уа) (аналогично анализируется, записывается, читается) Д\З № 1: повторять названия частей артикуляционного аппарата. Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. | Зеркало, стакан, карандаш, книга, газета, ключи, ножницы. Схема, зеркала Спирт, вата, шпатели Инд. зеркала Показ на табличке на стенде. Наборное полотно с картинками На наборное полотно букву А, затем У |
Занятие № 2-4
Тема: Постановка звука [С]
Цели:
1. Образовательные:
- формирование знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
2. Коррекционные:
- развитие моторики артикуляционного аппарата, пальчиковой моторики;
- формирование правильной голосовыдыхаемой струи, кинестетических ощущений;
- развитие фонематического слуха, навыков звуко-буквенного анализа слов;
- закрепление звука в изолированном виде, в слогах, в начале слов.
3. Воспитательные.
- воспитание контроля за своей речью; развитие чувства товарищества.
Ход занятия:
Этапы занятия | Содержание занятия |
1. Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл слонёнок. Он хочет посмотреть, как вы занимаетесь! Но у него одна проблема: пока он ехал на самокат |
2. Постановка целей занятия (объявление темы) | Но у него одна проблема: пока он ехал на самокате, у него спустилось колесо. Вы хотите ему помочь? Для этого нужно будет накачать насосом колесо. Но песенка насоса непростая: С – С – С. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [С]. А вы хотите научиться песенке насоса? Вы будете стараться на занятии? Молодцы! |
3. Артикуляционная гимнастика | 1)Массаж: Давайте начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза). 2) Артикуляционная разминка: - улыбка, затем хоботок - лопатка, затем накажем непослушный язычок: бя-бя-бя, пя-пя - облизнуть нижнюю губу - блинчик на сковородке (распластанный язык на дне рата) - лодочка - язык-силач - горочка (большая и маленькая), покатаем зубки с горочки, выгибает кошка спинку. -произносим И, объясняем свои ощущения от положения языка 3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнение «Кулак-кольцо» 4) Голосовые и дыхательные упражнения: - надувание щек одновременно и поочередно; -губы трубочкой, выдох тонкой, длиной струёй, задувание на картинки, мелкие предметы; -выдыхание воздуха посередине языка (лодочка), в колпачок от ручки, фломастера; |
Характеристика звука | Давайте узнаем, когда произносишь звук [С], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки? С – губы в улыбке, зубы сжаты, язык широкий, лежит на дне рта, кончик упирается в нижние зубки. Посередине языка - желобок, по которому проходит воздух, струя тонкая и холодная. (показ профиля артикуляции, схема на руке, выдох на тыльную сторону ладони) Звук С – согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? (дети объясняют) Запомните: С – согласный, глухой, бывает твёрдым и мягким (это зависит от последующего гласного). Сначала мы будем учиться произносить твёрдый звук С. |
5. Постановка звука | Произнести звук С------- длинно. Теперь споём песенку насоса: С – С – С. |
6. Закрепление изолированного звука 7. Связь звука и буквы | Звукоподражание: С чем ещё можно сравнить звук С? Чайник кипит, ветер свистит… Мы сейчас произносили звук, слышали его. А какой буквой он обозначается? (С – похожа на месяц «Полумесяц в небе звёздном буквой С повис над домом; С – откусанный бублик, сушка «Села мышка в уголок, съела бублика кусок»; на отпечатки копыт – «Шёл конь копытами звеня, как буквы С следы коня»; на телефонную трубку …) |
8. Развитие фонематического слуха | Сейчас я буду называть вам звуки, когда услышишь С – хлопни ладошками: С, м, н, г, С, ш, р, в, с, ж, С, у, з, ч, х, С, щ. Сейчас я буду называть вам слоги, когда услышишь Л – хлопни ладошками: на. Са, Су, ну, до, Со, ра, Са, жи, ны, Сы, вы, кэ, то, хэ, Сэ, Со Сейчас я буду называть вам слова, когда услышишь слово со звуком [С] поднимите букву С. (БУКВЫ С) Сад, дом, бумага, сало, сук, шуба, дочка, сытый, бочка, жук, самолёт, домик, гном, совок, сковорода. |
9. Закрепление звука в слогах | Игра «Буква ходит в гости» - составление прямых слогов с гласными а, ы, о, у, э С ---- --- А С ---- --Ы С---- О С---- ---Э С ---- ----У (обращается внимание детей на положение губ, языка на С, затем на то, как меняется положение губ на гласные) Многократное повторение слогов СА, СЫ, СО, СУ, СЭ |
10. Закрепление звука в словах | Если получились слоги, переходим к словам. Произнесём слова, тянем длинно С: С---- а-д, С-----ало, С------обака, С-----амолёт С-----орока С-----поги (картинки из альбома Грамматика в картинках. Трудные звуки. Звук С. Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина «Говори правильно. Звуки С З Ц» Задание «Рыбак» Нужно поймать те рыбки, на которых изображены картинки со звуком [С] (картинки: |
11. Выделение первого, хорошо произносимого согласного звука в слове. Звуковой анализ слов: ус, он, ох, ах 12. Домашнее задание | На наборном полотне картинки: стол, мак, хлеб, крот, звезда и .т.д С какого звука начинаются названия этих картинок? Затем определяется место этих звуков: в начале какого слова звук К? (звук К на первом месте в этом слове, то есть в начале) С? и т.д.
Это усы, а как скажем про один? Ус.
Про женщину мы говорим – она, а про мужчину? Он (разбирается аналогично). Когда кто-то чем-то огорчён, что он произносит? Ох. (анализ) Когда мы удивляемся, какое короткое слово мы произносим? Ах (анализ) Закрепить слоги и слова, которые мы произносили на занятии. Раскрасить букву, нарисовать, на что ещё похожа буква Л. (Д/задание № 2, 3). |
13. Итог занятия | Сегодня мы учились правильно произносить звук [С], помогли слонёнку накачать колесо насосом, «ловили» слова со звуком [С], вы повторяли за мной слоги и слова. |
14. Оценка | Вы очень хорошо работали на занятии, у многих из вас уже отлично получается, а если вы будете заниматься дома, то у нас это получиться намного лучше и быстрее. Молодцы! |
Группа № 1-2 (свистящие звуки) Занятие № 5 (6)
Тема: Автоматизация звука [С] в прямых слогах, в начале и середине слов.
Цели:
1. Образовательные:
а) закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
б) закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;
в) закрепление знаний о животных.
2. Коррекционные:
а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;
б) развитие фонетического слуха;
в) формирование навыков звуко-слогового анализа;
г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;
д) закрепление звука в изолированном виде, в прямых слогах, в начале и середине слов, развитие связной речи.
3. Воспитательные.
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- поддержание интереса к занятиям;
- воспитание доброжелательности, чувства товарищества;
- воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.
Этапы занятия | Содержание занятия |
Организационный момент. Постановка целей занятия (объявление темы) 3. Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Ориентация в пространстве #1040;нализ артикуляции по плану Характеристика звука 6. Закрепление изолированного звука и произношение в слогах. 7. Связь звука и буквы 8. 1) Определение места согласного звука в конце слова. Знакомство с понятием «место звука в слове». 2) Определение места согласного звука в середине слова. Закрепление понятия «место звука в слове». Работа со звуковыми линейками. 9. Развитие фонематического слуха 11. Закрепление звука в словах 12. 1) Звуко-слоговой анализ слов САД СОМ СУП. 2) Звуко-слоговой анализ слов НОС – НОСЫ, РОС – РОСЫ. 13. Закрепление звука в предложениях, стихах, тексте. 13. Итог занятия. Оценка работы детей. 14. Домашнее задание | Приветствие. К нам на занятие пришла собачка Солли, она будет наблюдать за вами и учиться произносить звук С так же чётко, как вы. На этом занятии мы будем учиться произносить звук С твёрдый в начале и середине слов. Давайте приготовим к работе наше лицо, язычок и губы. (зеркала, картинки) 1)Массаж: Давай начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза). 2) Артикуляционная разминка: упражнение «Лягушка»-«Хоботок», «Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами», «Лопаточка», «Чистим нижние зубки изнутри», «Блинчик»,«Язык-силач», «Горочка», «Лодочка (ч выдохом)»,«Выгибает кошка спинку», «Покатаем зубки с горочки» 3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнение «Колечки», «Флажок», «Лодочка», «Пароход». 4) Голосовые и дыхательные упражнения: - надувание щек одновременно и поочередно; -выдыхание воздуха посередине широкого языка на ватку на ладони; - поём гласные долго (а, о, ы, у, э) песенка гласных (слитно), затем ИЭ---------
Покажите свою правую руку. Теперь левую (ногу, щёку, глаз, ухо). А теперь назовите, с какой стороны сидит ваш сосед (ка). Теперь назовите по 2 предмета в классе, которые находятся с правой стороны (с левой стороны). Давайте вспомним, когда произносишь звук [С], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки? (дети объясняют) С – губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, между зубами небольшая щель, спинка языка горочкой, посередине желобок, по которому проходит воздушная струя – холодная и узкая, голосовые складки не работают (звук глухой) С – согласный, глухой, бывает твёрдым и мягким (это зависит от последующего гласного). Сейчас мы учимся произносить твёрдый звук С. Произнесение изолированного звука хором и индивидуально. Слоговые таблицы «Буква ходит в гости», чтение слоговых дорожек Что вы произносили? Звук. Что ещё можно делать со звуком? Слышать. А чем обозначается звук на письме? Буквой. Давайте вспомним, на что похожа буква С? (бублик, месяц, подкова, телефонная трубка…) Сейчас мы вылепим контур буквы С из пластилина и приклеим на картон. В какую сторону разорвано колечко? (вправо)
1 занятие: Звук, который мы загадаем, в слове может быть в начале, в конце слова и в середине. а) Я называю слова, а вы определите последний звук в словах: сад, дом, мост, ключ, клюв, петух, кот, жук, мак. б) раздаю картинки, каждый ребёнок определяет последний звук. Дом, мак, автобус, мох, сыр, кран, грач. Повторим, какое место звука в слове мы определяли? (в конце слова) Выставляются картинки с подписями: ЖУК МУХА ГУСЕНИЦА Что здесь нарисовано? Как можно назвать одним словом? Сколько букв в слове ЖУК? Какая буква стоит в начале? В конце? А где стоит буква У? (в середине слова) В слове МУХА сколько букв в середине слова, назовите их? (у, х – 2) В слове ГУСЕНИЦА сколько букв в середине слова? (6 или много) ВЫВОД: В начале слова может стоять только 1 буква, в конце – только одна буква, а в середине может стоять 1, 2 или больше букв. 2 занятие: Вы знаете, что слова состоят из звуков. Каждый звук имеет своё место. (строю детей в ряд). Ты – первый звук. Он может быть в слове только один. Ты – последний звук. Ты тоже один в слове. А в середине может стоять много звуков. На доске написаны слова: СОК НОСОК КОСЫНКА ПАЛАС - назвать первую и последнюю букву и посчитать, сколько букв находится в середине слова. Сейчас я буду говорить слова, а вы должны определить, где находится звук С: (ЗВУКОВЫЕ ЛИНЕЙКИ) САМА МОСТЫ ПАСТА ВЫНЕС РУССКИЙ КВАС САЛО КОЛБАСА бАРБОС КАПУСТА СУДНО ВОПРОС ВЫСТАВКА СЫРОЙ МАТРОС ОСТРОВ ВКУС 1 занятие: Сейчас я буду называть тебе слова, когда услышишь слово со звуком [С] хлопни ладошками. Сом, ком, дом, Сук, лук, тюк, мука, Сыр, рука, Сова, ложка, дыра, Сахар, нитки, совок, лото, каток, коты, шуба, Суп, хобот, робот, солнце, лампа. Определяй наличие звука С в конце слова: подними букву С, когда услышишь звук С в конце слова: нос, кот, лом, дал, плюс, мина, насос, лапша, поднос, пол, кактус, лапа, платок, игла, нёс, щука, робот, откос. 2 занятие: Игра «Маленькая хозяйка». На наборном полотне картинки. Дети покупают только те предметы, в названии которых звук С стоит в начале слова: сумка, помидор, сухари, чай, сок, коньки, сыр, дом, катер, сосиски, шапка, шар, сушки, сапоги) Дополнить предложения логопеда этими картинками: У Сони в руках … (сумка). В сумке лежат … С сырую погоду на ноги я обую … Надо сварить … Картинки из альбомов: Грамматика в картинках. Трудные звуки. Звук С. Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина «Говори правильно. Звуки С З Ц»
1 занятие: Ответьте на вопрос, где растут фруктовые деревья? ( в саду). Как скажем про один? (Сад). Назовите первый звук. (С) Какой он? (согласный, твёрдый) Как ещё можно сказать про его место? (звук С в начале слова). Назовите звук, который стоит в конце слова? (Т, а пишем букву Д). А какая буква стоит в середине слова? (А) Какой это звук? (гласный). А может быть слово без гласного? (нет). Сколько в слове звуков, произнесём их? (3). А Букв? (Тоже 3). А слогов? (1). Почему? (потому что в слове 1 гласный). Аналогично разбираются слова СОМ, СУП. 2 занятие: НОС – НОСЫ, РОС – РОСЫ (Анализ; Влияет ли одна буква на смысл слова?) 1) Используются сюжетные картинки из альбома «Грамматика в картинках. Трудный звук С». Самостоятельное составление предложений по предметным картинкам. 2) Отражённое повторение предложений и словосочетаний. Соня смотрит сладкий сон. Саня сыплет соль в суп. Соня собирает сор в совок. Слава смотрит в свой сотовый телефон. Сом с усами. У Сони бусы. У Алисы русые косы.
(сначала отхлопывается детьми наличие звука С в стихотворении. Подсчитывается количество звуков С в тексте) 4) Текст «В саду». У дома сад. В саду под сосной стоит скамейка. На скамейке Соня. У Сони собака Солли. Соня даёт собаке вкусный сухарик. Все ребята старались. Обращается внимание на детей с межзубным произношением (учится контролировать положение губ в улыбке и языка за зубами перед зеркалом). Чему учились на занятии? Как надо следить за языком? Делать а.г. перед зеркалом, знать правильную артикуляцию звука. Тренировать правильное произношение звука С в начале и середине слов. Выучить стихи про слонов, нарисовать к ним картинки. Пересказывать текст «В саду». |
Группа № 1-2 (свистящие звуки) Занятие № 7-8
Тема: Автоматизация звука [С] в закрытом слоге, в середине и конце слов.
Цели:
1. Образовательные:
а) закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
б) закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;
в) закрепление знаний о животном и растительном мире.
2. Коррекционные:
а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;
б) развитие фонетического слуха;
в) формирование навыков звуко-слогового анализа;
г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;
д) закрепление звука в изолированном виде, в закрытых слогах, в середине и конце слов.
е) развитие связной речи.
3. Воспитательные.
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- поддержание интереса к занятиям;
- воспитание доброжелательности, чувства товарищества.
- воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.
Этапы занятия | Содержание занятия |
Организационный момент. Постановка целей занятия (объявление темы) 3. Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Ориентация в пространстве #1040;нализ артикуляции по плану Характеристика звука 6. Закрепление изолированного звука и произношение в слогах, чистоговорках 7. Связь звука и буквы 8. 1 Определение места согласного звука в конце и середине слова. Закрепление понятия «место звука в слове». Работа со звуковыми линейками. 9. Развитие фонематического восприятия, произношение С в словах. 10. Звуко-слоговой анализ слов СТУЛ СТОЛ 11. Закрепление звука в предложениях, стихах, тексте, играх 12. Итог занятия. Оценка работы детей. 13. Домашнее задание | Приветствие. У нас в гостях сегодня Лиса , она будет наблюдать за вами и учиться произносить звук С и если вы будете стараться, то она пригласит вас к себе в гости.. На этом занятии мы продолжим учиться произносить твёрдый звук С в середине и на конце слов. Давайте приготовим к работе наше лицо, язычок и губы. (зеркала, картинки) 1)Массаж: Давай начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза). 2) Артикуляционная разминка: упражнение «Лягушка»-«Хоботок», «Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами», «Лопаточка», «Чистим нижние зубки изнутри», «Блинчик», «Язык-силач», «Горочка», «Лодочка (с выдохом)», «Выгибает кошка спинку», «Покатаем зубки с горочки» 3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнение «Перчатки», «Колечки», «Флажок», «Лодочка», «Пароход». 4) Голосовые и дыхательные упражнения: - надувание щек одновременно и поочередно; -выдыхание воздуха посередине широкого языка на ватку на ладони; - поём гласные долго (а, о, ы, у, э) песенка гласных (слитно), затем ИЭ---------
Покажите свою правую руку. Теперь левую (ногу, щёку, глаз, ухо). А теперь назовите соседа справа (слева). Теперь посмотрите на ряд картинок. (сначала дети перечисляют их). Назовите их слева направо. А теперь справа налево. Назовите самую левую картинку в ряду, какая она по счёту? (первая) Самую правую? Что находится справа от собаки? Слева от санок? И т.д. Давайте вспомним, когда произносишь звук [С], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки? (дети объясняют) (см. предыдущие зан.) С – согласный, глухой, переднеязычный, щелевой, бывает твёрдым и мягким. Произнесение изолированного звука хором и индивидуально. Чтение слоговых дорожек и слоговых таблиц (прямые, а затем обратные слоги) СА – СА – СА – вот бежит лиса со – со- со - лиса катит колесо Су – су – су – лиса живёт в норе , в лесу сы – сы – сы – у лисы усы Ос – ос – ос – у Буратино острый нос ас – ас – ас – свежий квас ус – ус – ус – у кваса кислый вкус ыс – ыс – ыс – старик пил кумыс ис – ис – ис – сварили рис ЕС – ЕС – ЕС – сосновый лес ёс – ёс – ёс – сварливый пёс со – со – со – у автобуса спустилось колесо Чем обозначается звук на письме? Буквой. На что похожа буква С? (бублик, месяц....) Сейчас мы выложим по пластилиновому контуру букву С из фасоли. В какую сторону разорвано колечко? (вправо)
1 занятие: Звук, который мы загадаем, в слове может быть в начале, в конце слова и в середине. а) Я называю слова, а вы определите первый и последний звук в словах: сад, дом, мост, ключ, клюв, петух, кот, жук, мак. б)Услышать и назвать 2-й звук в словах: крот флаг стог скот слово блокнот 3) На звуковых линейках «выложить» место звука С в словах: стопка часовой час старик космонавт рос куст абрикос солёный астра кросс интересный 2 занятие: 1) Повторите слова, назовите гласный звук, который находится в середине слова: МОСТ КВАС КУСТ БАС МЫС КРОСС ВКУС ЛЕС РИС ТРЯС ЛИСТ 2) Определите, где находится звук С: (ЗВУКОВЫЕ ЛИНЕЙКИ) (ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛОВА ИЗ ЗАД. 1))
1 занятие: Игра «Лиса приглашает к себе в гости» - назвать все картинки, в которых есть звук С 2 занятие: Игра «Овощной магазин» - мы пришли в магазин и будем выбирать из картинок только те, в названии которых есть звук С (слива, капуста, абрикос, арбуз, салат, ананас, редис, патиссоны, свёкла, фасоль, персик, кокос…) Составить словосочетания и предложения: спелый абрикос, синяя слива, косматый кокос, свежий салат, сладкий арбуз, салат из редиса… Картинки из альбомов: «Грамматика в картинках. Трудные звуки. Звук С». Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина «Говори правильно. Звуки С З Ц»
1) Используются сюжетные картинки из альбома «Грамматика в картинках. Трудный звук С». Самостоятельное составление предложений по предметным картинкам.
2) Отражённое повторение предложений и словосочетаний. У нас сторожевой пёс. В саду на клумбе астры. У дятла острый нос. В миске кислая капуста. Редиска растёт быстро. Водитель остановил автобус у моста. Береги свой нос в сильный мороз. Усталый Тарас быстро уснул. Ястреб унёс у лесника утёнка. На месте пустыря вырос раскидистый кустарник. Остатки доски сгорели на костре. Кто-то поёт грустную песню. Какой чудесный голос у артиста. Солёное масло. Солёная капуста. Сладкий арбуз. Кисло-сладкий квас. Спелый абрикос. Колбаса с чесноком. Миска с рисом. Высокая берёзка. Густые леса. Пустой сарай. Пёстрая собака. Старый костюм, узкие сапоги. Чистая посуда. Вкусный суп. Соня устала. Слава в кустах. Саня уснул. У Ларисы коляска. Сыпь песок, Настя. Выучить скороговорки: СУХОЙ СУК НЁС БАРСУК. СМЕЛЫЙ СУРОК СЫПАЛ САХАР И СОЛЬ В СОВОК. 3) Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Лиса и гуси». 4) Пересказ рассказа «Обед»: Мама поставила на стол миски, кастрюлю с супом, солонку с солью. Принесла хлеб и ложки. Соня и Настя садятся на стулья. Сначала ели салат из редиски со сметаной. Салат вкусный, сочный. Потом ели мясной суп с фасолью. Суп солили по вкусу. Суп тоже был вкусный. После супа ели арбуз. Арбуз был красный и сладкий. Обед был чудесный. 4) Игры «Что без чего не бывает?», «Что сделал Саня?», «Что с чем?». Стихи: Ест киска суп из миски. Соня, посмотри в окно, Пуста миска – сыта киска. Сколько снегу нанесло. И в лесу, и в саду, Сосны, ели – все в снегу. Семь суток сорока старалась, спешила, Себе сапоги сыромятные сшила. Сказала со смехом соседка-синица: - Стать самой скрипучей сорока стремится! Сорок сорок для своих сорочат, Сорок сорочек, не ссорясь, строчат. Сорок сорочек прострочены в срок Сразу поссорились сорок сорок.
Все ребята старались. Обращается внимание на детей с межзубным произношением (учится контролировать положение губ в улыбке и языка за зубами перед зеркалом). Чему учились на занятии? Как надо следить за языком? Для чего мы учимся? Делать а.г. перед зеркалом, знать правильную артикуляцию звука. Произносить правильно звук С в словах, словосочетаниях, предложениях из Д/з № 7 . Выучить стихи, скороговорки. Пересказывать текст «Обед». |
Группа № 1-2 (свистящие звуки) Занятие № 9
Тема: Автоматизация звука [С] в слогах со стечением согласных и в словах с ними.
Цели:
1. Образовательные:
а) закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
б) закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;
в) обогащение словаря словами со звуком С.
2. Коррекционные:
а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;
б) развитие фонетического слуха;
в) формирование навыков звуко-слогового анализа;
г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;
д) закрепление звука в изолированном виде, в слогах со стечением согласных и в словах с ними.
3. Воспитательные.
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- поддержание интереса к занятиям;
- воспитание доброжелательности, чувства товарищества.
- воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.
Этапы занятия | Содержание занятия |
Организационный момент. Постановка целей занятия (объявление темы) 3. Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Ориентация в пространстве #1040;нализ артикуляции по плану Характеристика звука 6. Закрепление изолированного звука и произношение в слогах, чистоговорках 7. 1 Определение места звука С в слове. Закрепление понятия «место звука в слове». Работа со звуковыми линейками. 9. Развитие фонематического восприятия, произношение С в словах. Проговаривание слов, расширение словарного запаса. 10. Звуко-слоговой анализ слов типа: МИСКА МАСКА 11. Закрепление звука в предложениях, стихах, играх. 12. Итог занятия. Оценка работы детей. 13. Домашнее задание | Приветствие. У нас в гостях гном Саня. Можно он будет наблюдать за вами и учиться, ведь в тои месте, где живёт он нет логопедических занятий. А вам нравится посещать логопедические занятия? Мы продолжаем учиться произносить твёрдый звук С в словах, чистоговорках, предложениях и стихах. Давайте приготовим к работе наше лицо, язычок и губы. (зеркала, картинки) 1)Массаж: Давай начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза). 2) Артикуляционная разминка: упражнение «Лягушка»-«Хоботок», «Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами», «Лопаточка», «Чистим нижние зубки изнутри», «Блинчик»,«Язык-силач», «Горочка», «Лодочка (с выдохом)»,«Выгибает кошка спинку», «Покатаем зубки с горочки» 3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнение «Перчатки», «Коза», «Зайчик», «Петушки», «Курочки», «Колечки», («Флажок», «Лодочка», «Пароход») «Ребро – кулак – ладонь» (на переключаемость). 4) Голосовые и дыхательные упражнения: - надувание щек одновременно и поочередно; -выдыхание воздуха посередине широкого языка на ватку на ладони; - поём гласные долго (а, о, ы, у, э) песенка гласных (слитно), затем ИЭ---------
Покажите свою правую руку. Теперь левую (ногу, щёку, глаз, ухо). А теперь назовите соседа справа (слева). Теперь посмотрите на ряд картинок. (сначала дети перечисляют их). Назовите их слева направо. А теперь справа налево. Назовите самую левую картинку в ряду, какая она по счёту? (первая) Самую правую? Что находится справа от собаки? Слева от санок? И т.д. Давайте вспомним, когда произносишь звук [С], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки? (дети объясняют) (см. предыдущие зан.) С – согласный, глухой, переднеязычный, щелевой, бывает твёрдым и мягким. Произнесение изолированного звука хором и индивидуально. Чтение слоговых дорожек и слоговых таблиц (прямые, а затем обратные слоги) Ска – ска – ска – через ручеёк доска спи – спи – спи – ты, слонёнок крепко спи Сту – сту – сту – у нас сломался стул сна – сна – сна - в саду у нс сосна
На звуковых линейках «выложить» место звука С в словах: стадион косточка час мастер стройка костюм кокос мост паста космос
НАБОРНОЕ ПОЛОТНО – работа с картинками.
Картинки из альбомов: «Грамматика в картинках. Трудные звуки. Звук С». Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина «Говори правильно. Звуки С З Ц» Проверка д/з – чтение наизусть стихотворений. 1) Анализ слов МИСКА МАСКА: «обратный» анализ: (буквы закрыты белыми карточками) - в этом слове первый звук, как в словах мороженое, мороз, море (открывается буква М), последняя буква, как в слове караван – она повторяется в нём 3 раза (открывается А), третья буква, как в словах сосна, соска, сосиска, (С), 4-я – последняя буква из слов стук, мак, жук, а 2-ю букву вы выберете из гласных букв (дети называют варианты – если подставить А – получится МАСКА, если подставить И - получится МИСКА). Составляются предложения с этими словами.
ЛАВА – СЛАВА ТОК - СТОК ТОН – СТОН ЛОГ - СЛОГ ТОЛ – СТОЛ ТУК - СТУК ВОЙ – СВОЙ КОТ – СКОТ
1) Используются сюжетные картинки из альбома «Грамматика в картинках. Трудный звук С». Самостоятельное составление предложений по предметным картинкам.
2) Отражённое повторение предложений и словосочетаний. У Бориса с Ларисой русые волосы. Собака своих не кусает. Собери мусор совком. Я упал из санок в сугроб. На рисунке русские солдаты. Судно встало на якорь у скалы. Самолёт летит высоко над лесом. Собака видит на суку сороку и лает. Скотину кормят сухой соломой. В саду сладкие абрикосы. На улице сыро, обувай сапоги. Соня, смотри – сом! У сома усы. Лариса, клади в суп фасоль и мясо. На скатерти стоит стакан со сливками. Самосвал ссыпает песок. Выучить скороговорки: ОСА БОСА, ДА БЕЗ ПОЯСА. СЫПЬ, СЫПЬ СНЕГ, СНЕГ, ПОСЫПАЙ ВСЕХ, ВСЕХ. 3) ИГРА Подскажи словечко. Грушу, яблоко, айву на деревьях я найду. Приглашает всех ребят урожай отведать … (сад). Два братишки-близнеца примостились у крыльца. Их забыли, сняв с ноги. Что же это? (сапоги). Взяв на борт людей, багаж, отправляется в вояж. Совершает перелёт серебристый … (самолёт). Изнывает от жары… он – любимец детворы. Добродушен и умён, лопоухий этот …(слон). По ночам она не спит, очень зорко в даль глядит. Словно тыква голова. Это хищная …(сова). Он весну встречает песней, нету песни той чудесней. Лучший среди птиц певец. Называется … (скворец). Все зовут её хитрющей, рыжей, хищной и жаднющей. У неё есть хвост-краса. Имя же её …(лиса). Кочерыжка вся в листочках, словно бабушка в платочке. Ты не съешь её без хруста, ведь на то она …(капуста). Робин Бобин ест весь день, и жевать ему не лень! Скушав спелый абрикос, очищать он стал …(кокос). Принесла Маруся в дом эту шишку с хохолком. И разрезала для нас ароматный …(ананас). Пчёлы жадными вдруг стали, мёд весь быстренько убрали. Не хотят делиться с мишкой. Вход в дупло закрыли шишкой. Косолапый с липы слез и побрёл, печальный, в …(лес). 4) Игры «Что без чего не бывает?», «Что сделал Саня?», «Что с чем?». Все ребята старались. Обращается внимание на детей с межзубным произношением (учится контролировать положение губ в улыбке и языка за зубами перед зеркалом). Чему учились на занятии? Как надо следить за языком? Для чего мы учимся? Делать а.г. перед зеркалом, знать правильную артикуляцию звука. Произносить правильно звук С в словах, словосочетаниях, предложениях из Д/з № 5, 6, 7 (повторение) . Учить стихи, скороговорки. Работа с карточками-раскрасками. |
Группа № 1-2 (свистящие звуки) Занятие № 10
Тема: Автоматизация звука [СЬ] в слогах, словах, предложениях, стихах.
Цели:
1. Образовательные:
а) закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
б) закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;
в) обогащение словаря словами со звуком СЬ.
2. Коррекционные:
а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;
б) развитие фонетического слуха;
в) формирование навыков звуко-слогового анализа;
г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;
д) закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.
3. Воспитательные.
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- поддержание интереса к занятиям;
- воспитание доброжелательности, чувства товарищества.
- воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.
Этапы занятия | Содержание занятия |
Организационный момент. Постановка целей занятия (объявление темы) 3. Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Ориентация в пространстве #1040;нализ артикуляции по плану Характеристика звука 6. Закрепление изолированного звука и произношение в слогах, чистоговорках 7. 1 Определение места звука Сь в слове. Закрепление понятия «место звука в слове». Работа со звуковыми линейками. 9. Развитие фонематического восприятия, произношение С в словах. Проговаривание слов, расширение словарного запаса. 10. Звуко-слоговой анализ слов типа: гусь лось рысь 11. Закрепление звука в предложениях, стихах, играх. 12. Итог занятия. Оценка работы детей. 13. Домашнее задание | Приветствие. У нас в гостях Сегодня мы будем учиться произносить мягкий звук СЬ в словах, чистоговорках, предложениях и стихах. Давайте приготовим к работе наше лицо, язычок и губы. (зеркала, картинки) 1)Массаж: Давай начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза). 2) Артикуляционная разминка: упражнение «Лягушка»-«Хоботок», «Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами», «Лопаточка», «Чистим нижние зубки изнутри», «Блинчик»,«Язык-силач», «Горочка», «Лодочка (с выдохом)»,«Выгибает кошка спинку», «Покатаем зубки с горочки» 3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнение «Перчатки», «Коза», «Зайчик», «Петушки», «Курочки», «Колечки», («Флажок», «Лодочка», «Пароход») «Ребро – кулак – ладонь» (на переключаемость). 4) Голосовые и дыхательные упражнения: - надувание щек одновременно и поочередно; -выдыхание воздуха посередине широкого языка на ватку на ладони; - поём гласные долго (а, о, ы, у, э) песенка гласных (слитно), затем ИЭ---------
Работа по книге «Левое – правое» Давайте вспомним, когда произносишь звук [С], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки? (дети объясняют) (см. предыдущие зан.) А произнесение мягкого звука СЬ отличается от твёрдого тем, что спинка языка выгнулась более крутой горочкой и больше напряжена С – согласный, глухой, переднеязычный, щелевой, бывает твёрдым и мягким. Произнесение изолированного звука – звук похож на песенку водички, которая течёт из под крана тоненькой струёй – СЬ – СЬ – СЬ. ( хором и индивидуально). Песенка водички. В море плещется вода. Слышишь, как поёт она? Эту песенку водички, капли, звонкие сестрички, Исполняют в тишине, примостившись на волне. СЬ-СЬ - шуршат они песком, камешком на дне морском. СЬ-СЬ - дробятся о скалу, СЬ-СЬ - стекают по стеклу, СЬ-СЬ - и спрятались в ракушку. Мы её приложим к ушку И услышим шум воды, набегающей волны. Чтение слоговых дорожек и слоговых таблиц (прямые, а затем обратные слоги) Табличка «Ступеньки» СЯ – СЯ – СЯ – ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ СИ – СИ – СИ – У ВАСИ КАРАСИ СЁ – СЁ – СЁ – НЮСЯ ГУСЕЙ ПАСЁТ СЯ – СЯ – СЯ – СПЕТА ПЕСЕНКА ВСЯ ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – В ЛЕСУ ЛОСЬ АСЬ – АСЬ – АСЬ – В СКОВОРОДЕ КАРАСЬ
На звуковых линейках «выложить» место звука Сь – СЕВЕР КИСЕЛЬ СЕТИ ГУСЬ СИНИЙ ВАСИЛЁК СИРЕНЬ ПАСЁТ ЛОСЬ СПАСИБО РЫСЬ СЮДА
НАБОРНОЕ ПОЛОТНО – работа с картинками.
Картинки из альбомов: Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина «Говори правильно. Звуки С З Ц», Н.В. Новоторцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки С СЬ», Свистящие скороговорки (С СЬ З ЗЬ Ц), Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылёва, О. П. Солошенко «Логопедия для дошкольников. Звуки С З Ц» Проверка д/з – чтение наизусть стихотворений. 1) Анализ слов ГУСЬ ЛОСЬ РЫСЬ - схема слов
1) Используются сюжетные картинки с предложениями на карточках. Самостоятельное составление предложений по предметным картинкам.
2) Отражённое повторение предложений и словосочетаний. Сеялкой сеют семена. Косилкой косят, а на носилках носят. Синей синькой синят. Синька синяя, а сирень сиреневая. На сиденье сидят. Сел в седло. Синий синяк. Сильный силён, а бессильный бессилен. Синие васильки. Сиреневая сирень. Весенний сев. Северное сияние. Красивый лось. У осины листья осиновые. Серьги из серебра – серебряные. Всегда силён, да не всегда умён. Стихи:
Ведь есть у сирени сила, той силой сильна сирень.
И мы сами спать пойдём, только песенку споём.
Апельсины, персик, сливки, и сосиски есть с подливкой.
Носит хвостик он крючком, носит носик пятачком! Клюв – гусиный носик – гуси гордо носят. Если дразнишь гуся – берегись: укусит! Выучить скороговорки:
ИГРА Подскажи словечко. Эта птица забияка, где она – там часто драка. Но её я не боюсь. Это наш домашний …(гусь). Все ребята старались. Обращается внимание на детей с межзубным произношением (учится контролировать положение губ в улыбке и языка за зубами перед зеркалом). Чему учились на занятии? Для чего необходимо следить за языком? Для чего мы учимся произносить звуки правильно? Делать а.г. перед зеркалом, знать правильную артикуляцию звука. Произносить правильно звук СЬ в словах, словосочетаниях, предложениях. Д/з № 6, 7 (повторение). Учить стихи, скороговорки. Работа с карточкой-раскраской № 5.. |
Группа № 1-2 (свистящие звуки) Занятие № 11-12
Тема: Постановка и автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях, стихах, играх.
Цели:
1. Образовательные:
а) закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
б) закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;
в) обогащение словаря словами со звуком З, закрепление знаний о животных.
2. Коррекционные:
а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;
б) развитие фонетического слуха, фонематического восприятия;
в) формирование навыков звуко-слогового анализа;
г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;
д) закрепление звука в изолированном виде, в слогах, в разных позициях слов.
3. Воспитательные.
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- поддержание интереса к занятиям;
- воспитание доброжелательности, чувства товарищества;
- воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.
Этапы занятия | Содержание занятия |
Организационный момент. Постановка целей занятия (объявление темы) 3. Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Ориентация в пространстве #1040;нализ артикуляции по плану Характеристика звука 6. Закрепление изолированного звука и произношение в слогах, чистоговорках 7. Связь звука и буквы 8. Развитие фонематических процессов - определение наличия звука З в слове и места звука в начале и середине слова. Работа со звуковыми линейками. 9. Закрепление звука в словах. Игры со словами. 10. Звуко-слоговой анализ слов ЗУБЫЗОНТ - РОЗА 11. Закрепление звука в играх, загадках, стихах, предложениях. 12. Итог занятия. Оценка работы детей. 13. Домашнее задание | Приветствие. На этом занятии мы будем знакомиться с новым звуком из группы свистящих и поучимся его произносить. А поможет узнать его загадка. Этот звонкий звук звенит, нас с тобою веселит. Он согласный, это ясно, а звучит он просто классно! Ведь недаром утром нас он зовёт за парты в класс.
2) Зимой белый, летом серый. В гору прыжком, а с горы кувырком (заяц) Давайте приготовим к работе наше лицо, язычок и губы. (зеркала, картинки) 1)Массаж: Давай начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза). 2) Артикуляционная разминка: упражнение «Лягушка»-«Хоботок», «Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами», «Лопаточка», «Чистим нижние зубки изнутри», «Блинчик», «Язык-силач», «Горочка», «Лодочка (с выдохом)», «Выгибает кошка спинку», «Покатаем зубки с горочки» 3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнения – «Перчатки», «Колечки», «Флажок», «Пальчик – пальчик», «Цепочки» (по 2 упражнения). 4) Голосовые и дыхательные упражнения: - задувание на бабочек из бумаги - поём песенку гласных (слитно). Игра «Электронная муха» (заводная машинка) З – губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, между зубами небольшая щель, спинка языка горочкой, посередине желобок, по которому проходит воздушная струя – холодная и узкая, голосовые складки работают (звук звонкий) – контроль ладонью на горлышко) З – согласный, звонкий, бывает твёрдым и мягким (это зависит от последующего гласного). Он является парным согласным к звуку С по звонкости-глухости. Сегодня мы будем учиться произносить твёрдый звук З. Звук З будем сравнивать с песенкой большого комара, а мягкий звук ЗЬ – с песенкой маленького комарика. Твёрдый звук З дружит с гласными А О Ы У Э (он стоит перед ними и они указывают на его твёрдость) Произнесение изолированного звука хором и индивидуально. Слоговые таблицы «Звёздочка», слоговые дорожки: ЗА – ЗЫ – ЗУ ЗО – ЗУ – ЗЫ ЗА – ЗО – ЗА ЗУ – ЗЭ – ЗО АЗА – ОЗО – УЗУ ЫЗЫ – УЗЫ – АЗЫ УЗО – АЗО – ЫЗО… За – за – за – закрой глаза зо – зо – зо – у Зои зонт Зу – зу – зу – привязали козу к возу зы – зы – зы – к стройке подъехали КамАЗы А чем обозначается звук на письме? Буквой. Давайте посмотрим, на что похожа буква З? (завитки, комарик, цифра 3, змея…) Сейчас мы вылепим контур буквы З из пластилина и приклеим на картон. В какую сторону смотрят завитки? (влево) Проговорить: З – завиток на завиток, З – закрывается замок, З – в зарослях змея ползёт, З – заинька морковь грызёт
1 занятие: Звук, который мы изучаем, может слышаться звонко только в начале и середине слова, в конце слова все звонкие звуки оглушаются и наш звук З слышится на конце слов как С.. Послушайте стишок:
ЗУБЫ, ЗОНТ, ЗАБОР, ЗАМОК, ЗУБР, ЗЕВОТА, ЗОВ, ЗВОНОК, с этим звуком нет забот! Если он в начале слова, говорит нам всем, «Здорово!» Слышим мы его прекрасно! Это даже зайцу ясно! В середине - не проблема! СТРЕКОЗА, КОЗА, ЭКЗЕМА, БЕЛИЗНА, КОЗЁЛ, ГЛАЗА, БЕЗДНА, ВАЗА. ВАЗЕЛИН, ВЗРЫВ. ВОКЗАЛ, ГРОЗА, БЕНЗИН. Что же будет с ним в конце? Изменились мы в лице! Звонкий звук вдруг стал глухим! Ну, совсем, совсем другим! ДИКОБРАЗ, ОТРЕЗ и ГЛАЗ, ЗАВЯЗЬ, ГАЗ, КАРНИЗ, КАВКАЗ. а) Я называю слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук З : ЗАЯЦ ЗУБЫ КОЗА ЛАПА РЫБА МАЗАЛ ЗАБОР ТОРМОЗА УЛЫБКА МИМОЗА ДОБРОТА 2 занятие: б) ВЫБРАТЬ картинки по наличию звука З и назвать его место в слове (начало, середина, конец). Повторим, какое место звука З в слове мы определяли? (в начале и середине слова) Картинки из альбомов: «Грамматика в картинках. Трудные звуки З ЗЬ Ц». Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина «Говори правильно. Звуки С З Ц», рабочая тетрадь Новоторцевой. 1) Игра «Договори слово». (добавить ЗА). БА… , ВА… , РО… , ЛУ… , ПО… , ФА… , ФРА… , БРОН… , ЛИН… , ПРО… , ГИЛЬ… , ПОЛЬ… , ГЛА… , СЛЕ… , ГРО… , КО… , ВИ… , 2) (добавить ЗЫ). ГА… , КО… , ВА… , БЛУ… , ГРО… , ГИЛЬ… , БЕРЁ… , АРБУ… , МОРО… , ЗАНО… , АЛМА… , МИМО… , СЕРВИ… , КАРНИ… . Игра «Доскажи словечко». Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Мчится, что есть духу, хвост короче уха. Живо угадай-ка, кто же это?.. (зайка). Крыша в шапке меховой, белый дым над головой. Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла… (зима). Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку, быстро делаю … (зарядку). Наказанья срок всё длился: Олег в углу стоял и … (злился). Выпив кваса, треть бидона, рисовал Семён …(бизона). Михаил залез на дуб, чтобы врач не вырвал …(зуб). Бил Андрей ногою в дверь, а Сергей ревел, как …(зверь). Я сижу, едва не плача, очень трудная… (задача). В коридоре топот ног, это в класс зовёт… (звонок).
1) Игра «Измени слово». В слове ГУБЫ нужно заменить одну букву буквой З. Какое слово получится? ЗУБЫ. Замените 3 букву в слове РОСЫ буквой З, какое слово получится? 2) Игра «Замени звук». Я назову слово, а вы замените в нём первый звук на звук З или ЗЬ и назовёте новое слово: ГУБЫ – ЗУБЫ, НАБОР, НАМОК, НАКАТ, ДВЕРИ, ГНАТЬ, ТРЕНИЕ, НАРЯД, ВАГОН, ДУБ, РОВ, ГОРЬКО, ЛОБ, ВАЛ, СМЕЙ, КЛЮКА, КЕФИР, ПЕЛЁНКА.
1) Игра «Животные». Послушайте, как звучат названия животных и птиц. В каких словах твёрдый звук – З? В каких – мягкий ЗЬ? ЗУБР, ЗАЯЦ, ЗЯБЛИК, ИЗЮБР, ФАЗАН, ЗИМОРОДОК, ЗЕБРА, КОЗЁЛ, ОБЕЗЬЯНА, БИЗОН. Подумайте, кто лишний в этой группе? ЗУБР, БИЗОН, ФАЗАН, ЗАЯЦ. КОЗЁЛ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА, ЗЯБЛИК. 2) ЗАГАДКИ о животных. Пёстрой лентой притворяясь, в зелени травы скользя, Извиваясь, изгибаясь по земле ползёт… (змея). С визгом прыгают по веткам и резвятся, словно детки, на качелях из лианы ввысь взлетают …(обезьяны). Он в заповеднике пасётся, как вихрь по прерии несётся, Могуч, отважен, грозен он, зовётся этот зверь… (бизон). Этот зверь раскрашен броско в чёрно-белую полоску. Под степным, высоким небом в Африке пасутся …(зебры). 5) Ответы на вопросы одним словом: Если сильный, то мороз, а если слабый, то? (морозец) Кто щиплет за нос? (мороз) Если снег стал таять, то на улице нет чего? (мороза) Нна новый год везде нарисованы Снегурочки и деды … (кто?) (Морозы) На Новый год дети заказывают подарки кому? (Деду Морозу) 6) Игра «Один – много». МОРОЗ – МОРОЗЫ, АРБУЗ, КАРНИЗ, РАССКАЗ, ПАРОВОЗ, ВОДОЛАЗ, ГАЗ, ДЖАЗ, ГРУЗ, ВЯЗ, ШЛЮЗ, ВОЗ. 7) Разучивание скороговорок с картинками: 8) Составление предложений по картинкам (предметным и сюжетным) 9) Игра «Незнайкины предложения» Зонт забыл Зою на газоне. Значок стоит за Зоей и держит сосну. У зубов заболел зайка. Розовую вазу поставили в розу. Урок прозвенел со звонка. Забор перелез через Зину. 10) Повтори слова, скажи, что не подходит к остальным: Клён тополь, роза, сосна коза, медведь, волк, тигр Шуба, зонт, лосины, джинсы гусь, курица, заяц, индюк. Все ребята старались. Обращается внимание на детей с межзубным произношением (учится контролировать положение губ в улыбке и языка за зубами перед зеркалом). Чему учились на занятии? Как надо следить за языком? Делать а.г. перед зеркалом, знать правильную артикуляцию звука. Тренировать правильное произношение звука З в начале и середине слов. Д/з № карточка-раскраска № |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*.
Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*....




