Обогащаем словарный запас (картотека)
картотека по логопедии

Шерстнева Татьяна Юрьевна

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – овладеть нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возрастного периода, и развить коммуникативные способности. Проблема формирования словарного запаса у детей с речевыми нарушениями, в частности с ОНР, остается актуальной. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии детей: чем богаче словарь ребенка, тем лучше развита его речь. Поэтому формирование словаря необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Как развивать словарь ребенка?

Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

  • обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
  • уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
  • активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);

Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Стимулируйте развитие словаря посредством:

  • наблюдения (наблюдайте за каким-​нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
  • рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
  • показа фильмов и последующего обсуждения;
  • чтения художественных произведений;
  • дидактических игр, словесно-​логических упражнений.

Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

Игры и упражнения для развития словаря

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchaem_slovarnyy_zapas_kartoteka.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Играем с пальчиками

5 раз повтори начало каждого предложения и дополни его пятью разными словами. Считай получившиеся предложения, загибая пальцы на руке.

За домом росли (что?) …

Мама купила в магазине (что?) …

Петя нёс в портфеле (что?) …

Катя нашла в лесу (кого? что?) …

Около дороги стоял (кто? что?) …

Собака залаяла на (кого? что?) …

Петя увидел в комнате (кого? что?) …

Катя взяла со стола (что?) …

Мама разогревала на плите (что?) …

Миша поднял голову и увидел (кого?что?)..

Счетные флажки

Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала. Если назовешь больше пяти слов, ты – победитель!

Мясо                         Пластмасса

Дерево                      Резина

Металл                     Мрамор

Кирпич                     Бревно

Стекло                      Доска

Бумага                      Камень

Кожа                         Картофель

Шоколад                  Снег

Шагайка – называйка

Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и одновременно делай шаги вперед.

Я знаю молочные продукты…

Я знаю комнатные растения…

Я знаю перелетных птиц…

Я знаю луговые цветы…

Я знаю лиственные деревья…

Я знаю умывальные принадлежности…

Я знаю головные уборы…

Я знаю явления природы…

Я знаю виды спорта…

Я знаю кондитерские изделия…

Я знаю опасные профессии…

Я знаю музыкальные инструменты…

Я знаю животных жарких стран…

Ошибки Незнайки

Исправь ошибки Незнайки.

Уборщица шьет головные уборы.

Плотник делает плоты.

Машинист чинит машины.

Водитель водит хороводы.

Секретарь хранит секреты.

Пожарный обжаривает продукты.

Часовой чинит часы.

Строитель учит ходить строем.

Садовник заведует детским садом.

Портной работает в порту.

Парикмахер – тот, кто делает парики.

Курьер – тот, кто ухаживает за курами.

Оператор – то, кто делает операции.

Журналист продает журналы.

Переводчик переводит людей через улицы.

Пять действий

Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом. Если назовешь больше пяти слов, ты – победитель!

шоколад   карандаш   гвоздь

книга   компьютер  простыня   линейка   миксер   вилка  лимон   краска  

огурец      бумажная салфетка

клей   кисточка 

Законченное предложение

Пять раз повтори пару слов и каждый раз дополни её новым словом.

Быстро бегает…

Ловко плавает…

Важно ходит…

Высоко прыгает…

Тихо ползает…

В небе летает…

В лесу растет…

На полу валяется…

По полю мчится…

В цирке выступает…

К  хозяину спешит…

Сладко спит…

Громко кричит…

В саду спеет…

В воде тонет…

По дороге едет…

В корзине лежит…

Вот так магазины!

Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.

«Лакомка»               «Всё для душа»

«Каблучок»              «На старт!»

«Свет»                      «Мотор»

«Школьник»            «Золотая рыбка»

«Три толстяка»        «Мелодия»

«Верный друг»        «Шкатулка»

«Океан»

«Твой дом»

Пуговки – помощницы

К каждому слову – действию подбери названия пяти предметов. Считай слова с помощью пуговок.

Можно стирать…

Можно пить…

Можно жарить…

Можно рисовать…

Можно мыть…

Можно гладить…

Можно фотографировать…

Можно дарить…

Можно надевать…

Можно отодвигать…

Можно вешать…

Можно измерять…

Три  части

Назови по три части указанных предметов. Если назовешь пять частей, ты – победитель!

Я знаю 3 части машины…

Я  знаю 3 части дома…

Я знаю 3 части вертолета…

Я знаю 3 части телевизора…

Я знаю 3 части компьютера…

Я знаю 3 части дивана…

Я знаю 3 части часов…

Я знаю 3 части стиральной машины…

Я знаю 3 части велосипеда…

Я знаю 3 части корабля…

Я знаю 3 части грузовика…

Главное действие

Перечисли другие действия, входящие в состав главного (пример: главное действие – выращивать овощи, другие действия в составе главного: сеять, накрывать, поливать, рыхлить, окучивать, полоть, прореживать, выкапывать, собирать).

Выращивать овощи…

Отдыхать на море…

Учиться в школе…

Убирать двор…

Гулять по парку…

Покупать продукты…

Шить костюм…

Пылесосить комнату…

Готовить борщ…

Принимать гостей…

Собирать грибы…

Мыть руки…

Рисовать цветы…

Строить дом…

Все работы хороши

По предметам назови профессии. Если подберешь  5 слов, ты – победитель!

С билетами работают…

С весами работают…

В халате работают…

С карандашом работают…

На компьютере работают…

В шлеме работают…

На сцене работают…

С ножницами работают…

Цвет и ответ

Подбери названия трех предметов такого  же цвета. Если подберешь 5 слов, ты – победитель!

Монета такого же цвета, как…

Больничный халат такого же цвета, как…

Помидор такого же цвета, как…

Елка такого же цвета, как…

Вишня такого же цвета, как…

Ствол дерева такого же цвета, как…

Цыпленок такого же цвета, как…

Облако такого же цвета, как…

Кирпич такого же цвета, как…

Мир животных

Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела.

Рога есть у…

Лапы есть у…

Копыта есть у…

Когти есть у…

Перья  есть у…

Чешуя есть у…

Ноги есть у…

Грива есть у…

Длинная шерсть есть у…

Крылья есть у…

Клыки есть у…

Клюв есть у…

Много действий

Перечисли как можно больше действий, которые происходят в указанном месте:

В цирке…

В лесу…

В школе…

В детском саду…

На катке…

В гостях…

На пляже…

В поезде…

В самолете…

На поляне…

На рынке…

В огороде…

Во дворе…

В библиотеке…

В кабинете врача…

В кафе…

На поверхности

Назови предметы, которые могут находиться на указанной поверхности.

На ковре можно увидеть…

На корабле можно увидеть…

На стене можно увидеть…

На столе можно увидеть…

На дороге можно увидеть…

На тарелке можно увидеть…

На море можно увидеть…

Каждый знает

Пять раз повтори начало предложения, и каждый раз добавляй новое слово.

Каждый знает, что желтым бывает…

Каждый знает, что сильным бывает…

Каждый знает, что старым бывает…

Каждый знает, что жарким бывает…

Каждый знает, что белым бывает…

Каждый знает, что хрупким бывает…

Каждый знает, что умным бывает…

Каждый знает, что легким бывает…

Каждый знает, что новым бывает…

 Каждый знает, что нужным бывает…

Каждый знает, что сладким бывает…

Каждый знает, что острым бывает…

Забавные превращения

Назови – в кого превратится обычный человек, если окажется:

На переходе улицы…

На собственных именинах…

В школе…

На рынке…

В седле…

В походе…

На стадионе…

В бассейне…

От норы до горы

Назови как можно больше животных (рыб, птиц, зверей, насекомых), живущих в указанных местах.

В траве живут…

В клетке живут…

В норе живут…

В сарае живут…

В море живут…

В гнезде живут…

В пруду живут…

В дупле живут…

В реке живут…

В квартире живут…

В земле живут…

Разные действия

Перечисли слова – действия для каждого времени.

Отпуск…                    

Осень…                    

Вечер…                    

8 Марта…                

Зима                          

Ночь…

Каникулы…            

Детство…

Весна…

Утро…

Лето…

Выходной…

День рождения…

Новый год…

Самые, самые

Вспомни сказки и назови подходящих героев.

Самый знаменитый долгожитель…

Самый добрый врач…

Самая уродливая царевна…

Самая маленькая девочка…

Самый высокий мужчина…

Самый некрасивый птенец…

Самый большой сладкоежка…

Самый длинноносый человечек…

Самая злая старуха…

Самый маленький мальчик…

Самая печальная царевна…

Самая холодная королева…

Самый длиннобородый человек…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащаем словарный запас дошкольника

Рекомендации родителям по формированию, обогащению, активизации словаря....

Обогащаем словарный запас детей

Консультация для родителей...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Обогащаем словарный запас детей дома»

Рекомендации для родителей: "обогащаем словарный запас дома"....

Обогащаем словарный запас детей

В консультации вы сможете найти пару дельных советов о том как сделать процесс обучения интересный и не утомительным для ребенка, а так же узнаете несколько приемов, которые можно использовать для обо...

Обогащаем словарный запас детей дома (рекомендации для родителей)

Обогащаем словарный запас детей дома(рекомендации для родителей)...