Артикуляционная гимнастика
проект по логопедии (средняя группа)
Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Зачастую родители ошибочно считают, что правильное звукопроизношение сформируется самостоятельно, без специального воздействия взрослых, что ребенок постепенно сам овладеет правильным произношением. Это и является причиной, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, развивается самотеком, без особого внимания взрослых. Именно поэтому дети дошкольного возраста имеют недочеты в произношении. Эти недостатки, конечно же, сами собой уже не исправляются и впоследствии ведут к отставанию в развитии. Требуется квалифицированная помощь логопеда и востребована помощь родителей в виде домашних занятий.
Проблема формирования звуковой стороны речи никогда не теряет своей актуальности и практической значимости.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект: Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников.
Тема: Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников.
Авторы проекта: учитель – логопед Тришина К.С.
Тип проекта: краткосрочный
Возраст детей: дети средней группы
Участники: дети, родители, воспитатели, учитель-логопед
Актуальность проекта
Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Зачастую родители ошибочно считают, что правильное звукопроизношение сформируется самостоятельно, без специального воздействия взрослых, что ребенок постепенно сам овладеет правильным произношением. Это и является причиной, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, развивается самотеком, без особого внимания взрослых. Именно поэтому дети дошкольного возраста имеют недочеты в произношении. Эти недостатки, конечно же, сами собой уже не исправляются и впоследствии ведут к отставанию в развитии. Требуется квалифицированная помощь логопеда и востребована помощь родителей в виде домашних занятий.
Проблема формирования звуковой стороны речи никогда не теряет своей актуальности и практической значимости.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
Цель проекта: Сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков, посредством совершенствования совместной работы учителя – логопеда с воспитателями и родителями в корекционно – образовательном процессе для преодоления речевых нарушений у дошкольников.
Задачи:
1. Повысить компетентность родителей в оценке значимости артикуляционной гимнастики, о правилах ее выполнения с возможностью использования нетрадиционных, игровых приемов и методов, а также применения их в домашних условиях.
2. Сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.
3. Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей пяти – шести лет, через применение артикуляционной гимнастики.
4. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.
Гипотеза:
Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют как для воспитателей детских садов, так и для родителей значительные трудности, так как эта работа требует точного знания положения и движения речевых органов при произнесении того или иного звука. Кроме теоретических знаний нужно еще умение показать ребенку артикуляционные и подготовительные упражнения для губ и языка.
Описание проекта:
Участники проекта: учитель-логопед, дети 4-5 лет с речевыми нарушениями, родители воспитанников, воспитатель.
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей.
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Ведь от того насколько подготовленным придет ребенок в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче адаптируется к новым условиям и включается в процесс обучения, быстрее овладевает чтением и письмом.
Ожидаемый результат: Использование нетрадиционных и игровых приемов для развития артикуляционной моторики будет способствовать формированию правильного звукопроизношения дошкольников.
Этапы реализации :
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
I. Работа с воспитателями.
Беседа о значимости артикуляционной гимнастики, рекомендации по ее выполнению и проведению.
Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения артикуляционной гимнастики в педагогический процесс;
выработать практические навыки проведения артикуляционной гимнастики у воспитателей с детьми.
II. Работа с родителями.
1. Консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного звукопроизношения;
Цель: профилактика речевых нарушений.
2. Выступление на родительских собраниях «Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика»;
Цель: пропаганда логопедических знаний в целях профилактики речевых нарушений.
3. Создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий) ;
Цель: осуществление личностно-ориентированного подхода для коррекции речевых патологий.
III. Работа с детьми.
1.Разучивание артикуляционной гимнастики и ежедневное закрепление навыков на материале различных пособий.
Цель: сформировать и закрепить основные артикуляционные умения, необходимые для постановки звуков.
2.Создание презентаций (Артикуляционная гимнастика)
Цель: сформировать интерес к артикуляционной гимнастике.
Достигнутые результаты:
Подводя итоги работы по реализации проекта «Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.
В моей работе был представлен опыт взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми 4 - 5 лет с речевыми нарушениями. Показана система работы и раскрыто содержание основных форм взаимодействия. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены. Весь процесс взаимодействия логопеда и родителей строился с учетом особенностей семьи ребенка, педагогической наблюдательности родителей. Опыт данной работы показывает, что участие родителей в коррекционно - педагогическом процессе значительно помогают в преодолении нарушений в развитии речи ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...