Конспект индивидуального коррекционного занятия старший дошкольный возраст Тема: «Постановка звука [л]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Лаврова Екатерина Владимировна

Цель: обучение произношению звука [л]

Задачи:

- развитие артикуляторного аппарата ребенка

- учить ребенка показывать правильный артикуляционный уклад звука [л]

- учить различать звук [л] на слух в изолированной позиции, в слогах, в словах

- развивать координацию речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

Материал: картинка горки, лампы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu_postanovka_zvuka_l.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального коррекционного занятия

 старший дошкольный возраст

Тема: «Постановка звука [л]»

Подготовила: Воробьева Е.В.

Учитель-логопед

МКДОУ Сортавальского МО РК

ДС№ 23, корпус № 4

Цель: обучение произношению звука [л]

Задачи:

- развитие артикуляторного аппарата ребенка

- учить ребенка показывать правильный артикуляционный уклад звука [л]

- учить различать звук [л] на слух в изолированной позиции, в слогах, в словах

- развивать координацию речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

Материал: картинка горки, лампы

Ход занятия:

1 Артикуляционная гимнастика.

Логопед:

1)«Улыбка» - широко улыбнуться, удерживать улыбку 5 – 7 сек.

2) Открыть широко рот, как при произнесении звука «А». Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.

3) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка» («ковшик»).

Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.

4) «Маляр» - рот приоткрыт, кончиком языка проводим вперед – назад по нёбу («красим кисточкой»).  

5) «Болтушка». Напряжённым загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.

6) Как в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука [Л].

2. Постановка звука [Л]

Сказка «Как маленький пароходик научился гудеть»

Логопед: «Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л_______», он выводил что-то невнятное и тихое, кажется: «в______». Маленький пароходик решил во что бы то ни стало научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У_______! О_______! Нет, явно не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы______…». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы______…», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Мало того, все большие пароходы, услышав голос маленького пароходика, начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л_____!», «Л______!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно».

(Автор сказки: Е. Г. Карельская)

 Они прикусывают кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы_______]. При этом должен прозвучать звук [Л]. Хотя, возможно, и не с первого раза. Ведь это только в сказке всё получается быстро, - как по волшебству! Когда гудок (звук [Л]), наконец, приобретёт нужное звучание, любой ребёнок будет переполнен гордостью и представит себя маленьким пароходиком. Проведите с ребёнком игру «Пароходы здороваются». Кто будет большим океанским лайнером, а кто маленьким пароходиком, - решать вам!

3. Фонематическое развитие

Логопед: Я буду произносить звуки, а ты топни ножкой, если услышишь звук [л].

Звуковой ряд: Л, Б, М, Н, Л, П, Р, К, Л, З, Л.

4. Логопед: Горки» Скатываясь с каждой горки (проводя пальчиком), произноси: А-ЛЛ, А-ЛЛ, А-ЛЛ. Теперь повторяй слоги ОЛ, УЛ, ИЛ (по три раза).

Теперь надо «затянуть» санки на горку. «Тяни» санки вверх (веди пальчи­ком) и медленно произноси: ЛЛЛА, ЛЛА, ЛЛА, затем ЛЛЫ, ЛЛЫ, ЛЛЫ. Осо­бенно тщательно надо проговаривать слоги ЛО и ЛУ: на Л губы в улыбке, на О, У — вытягиваются вперёд.

5. Логопед: Посмотри на картинку и внимательно послушай, как взрослый по нескольку раз произносит ее название. Если картинка названа верно, подними руку вверх, скажи к, Если картинка названа неверно, отрицательно покачай головой и скажи нет

Это вампа? Это уампа? Это лампа? Это йампа? Это лямпа? Это гампа? Это лапма? Это зампа?

Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста: Тема: «Автоматизация звука [Л] в прямых и обратных слогах».

Формировать  практические умения и навыки  пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,грамматически правильной) речью.  Воспитывать интерес к логопедическим заня...

Конспект индивидуального занятия для воспитанника подготовительной группы «Постановка звука [Ш]. Этап подготовительный»

Тема: Подготовительный этап к постановке звука [Ш] (занятие 2)Цель: подготовить органы артикуляции к постановке звука [Ш]Задачи:1. Развить органы артикуляции для постановки звука [Ш] и для постановки ...

Конспект индивидуального занятия «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:Укреплять слабый кончик языкаОпускать напряженный корень языкаПеремещать язык в более передние отделы ротовой полости...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш. Тема «Играем с Мишкой».

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш в середине слова....

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе "Постановка звука С"

Конспект индивидуального занятия "Постановка звука С" будет полезен педагогам детского сада, логопедам и родителям детей с нарушением звукопроизношения свистящих звуков. Конспект позволяет к...