Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста: Тема: «Автоматизация звука [Л] в прямых и обратных слогах».
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Формировать  практические умения и навыки  пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,грамматически правильной) речью.  Воспитывать интерес к логопедическим занятиям  через применение игровых приёмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_l_v_slogah.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

«Умка»

муниципального образования г. Ноябрьск

Конспект  индивидуального занятия

по формированию звукопроизношения

 у детей дошкольного возраста:

Тема: «Автоматизация звука [Л] в прямых и обратных слогах».

Составила: учитель-логопед МАДОУ «Умка»

Г.Ноябрьск

Гусакова Любовь Ивановна

 

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ.

Задачи:

 КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  •          Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].

  • Продолжать учить правильно, произносить звук [л] в слогах.
  • Учить определять наличие звука [л] в словах.
  • Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
  • Учить понимать и выбирать из набора слов однокоренные слова.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
  • Развивать умение понимать обращенную речь;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  • Развивать общую и мелкую моторику.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки к артикуляционной гимнастике, схема характеристики звука,  картинки или игрушки «Корабль»,  счетные палочки;  ракушки; пунктирное изображение «Разные волны»    ; картинки для игры «Найди отличия» ;карандаши; ; картинки к игре «Договори словечко  ; картинки фруктов и ягод; пальчиковые  массажёры, модуль I.

Ход занятия. 

1.        Организационный момент.                                               

Логопед. Сегодня мы с тобой продолжим путешествие с Язычком. Язычок решил отнести подарок – книжку Волку.  

Волк живет за рекой. Через реку можно  переправиться на корабле

2   Артикуляционная гимнастика. «Лопатка», «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк», «Почистим зубки», «Бочки».

-Однако к путешествию нужно как следует подготовиться. Давай напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнение «Блинчик» или «Лопата»). К блинам возьмем с собой вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»). Перед выходом в плаванье  давай проверим, как перенесем качку (упражнение «Качели»). Качка нам не страшна! Однако нам
нужно поторопиться. Бегом на причал!
(Упражнение «Индюк».) Посмотри, на нашем корабле флаг развевается (упражнение «Почистим верхние зубки»). Послушай, как шумит, хлюпает вода (упражнение «Бочки»). У причала  гудит корабль: л-л-л.

Вспомним, как мы произносим гудок корабля?

3  Характеристика звука.(по схеме)

- В каком положении губы?

-В каком положении зубы?

-В каком положении язык?

-Голосовые связки работают или нет?

-Воздушная струя сильная или слабая?

  - Это звук, поющий или нет?

  - Это тихий или звонкий звук?

  - Он твердый или мягкий?

  - Выбери обозначение для этого звука.

 Ребенок произносит: л-л-л. 

4.Фонематический слух. Соберем на берегу ракушки. Только брать нужно не любые ракушки, а те, в которых прячутся слова со звуком [л]. Слушай внимательно: волна, море, песок, солнышко, остров, обезьяна, облако, плаванье, путешествие.

5.  Родственные слова. Подняться на корабль можно по трапу, это такая специальная лестница. Но трап нужно сначала построить. Доски (счетные палочки) лежат перед тобой, а гвоздями послужат слова, в которых слышится река. Прибивай доску только тогда, когда
услышишь нужное слово: речник, речной, речь, речка, заречный, речевая,  речовка,  реченька.
Ребенок выполняет.

6.Пальчиковая  гимнастика. - Трап готов. Поднимаемся по нему на корабль.( имитируем «ходьбу»  двумя пальцами» Трап качается под ногами: л-л-л. Как качается трап? Идем по палубе, она гудит под ногами: л-л-л. Как гудит палуба?   Ребенок произносит: л-л-л.

 - Пора подать последний гудок. Произноси звук [л] в конце каждого слова (игра «Договори словечко, приложение 2) ба.., по…, сту.., во..,ко..,факе… , сто… .  переход к слайду

Ребенок выполняет.

7. -Выходим в  плаванье. Посмотри, какие разные волны. Проведи по ним пальчиком, проговаривая слоги: «Ла, лу, лы, ло, ал, ыл, ол, ил».(Приложение3) Нарисуй по точкам разноцветные волны.

Ребенок проговаривает слоги вслед за логопедом, обводит волны карандашом и проговаривает.

8.  Пальчиковая гимнастика. -Над кораблем чайки летают и кричат: алла, эллэ, ыллы, олло, уллу.

Ребенок, соединив большие пальцы, ладонями имитирует полет чайки и повторяет за логопедом слоги.

-Вот мы и переправились через реку. Идём по дорожке пальчиками правой и левой руки и проговариваем «песенки» (с включением тактильно-кинестетического тренажера, приложение): Ла –ла, ло-ло,лу-лу, лалы, лэ-лэ.

9. -Кто же нас на берегу встречает? Наш знакомый Зайчик. Испугался: ла-ла, лы-лы, лэ-лэ!

Ребенок произносит слоги с мимикой и интонацией страха.

-Потом очень удивился: лу-лу, ла-ла, ло-ло!?

Ребенок произносит слоги с мимикой и интонацией удивления.

-Обрадовался: лы-лы, лэ-лэ, лу-лу!

   Зайчик любит играть в мяч  и Язычок с ним стал играть, мячи в ворота загонять.

   Потом поиграли в баскетбол.

10.  «Найди отличия»:  - Вот и домик Волка. Рядом с домиком Волка домик медведя. Найди четыре отличия у домика Волка справа, произноси слоги  ЫЛ,АЛ,ОЛ,УЛ.  

11. - Язычок подарил Волку  книжку, а тот угостил его вкусным вареньем.

     «Вкусное варенье»

     Какое у Волка есть варенье?

Варенье из вишни (какое?) ... вишневое.

        Варенье из слив-

Варенье из груш —

Варенье из яблок —

Варенье из абрикосов -                                                

    Варенье из персиков-                    

Варенье из мандаринов-

Варенье из клубники-

        Ест Язычок  варенье и от удовольствия причмокивает:(с включением тактильно-кинестетического тренажёра модуль 4.) ал-ал-ал,ол-ол-ол; ул-ул-ул; ыл-ыл-ыл; эл-эл-эл; ил-ил-ил.  Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки.

 12.После вкусного угощения  Волк и Язычок стали играть. Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов. Поиграем и мы с тобой. (с включением тактильно кинестетического тренажёра, Модуль 2)

                         

                       Говорит взрослый                Говорит ребенок

Клава села у стола,                  ла-ла-ла, ла-ла-ла.

Клаву отведу к столу,              лу-лу-лу, лу-лу-лу.

Клаве за столом светло,          ло-ло-ло, ло-ло-ло.

Вместе сядем за столы,          лы-лы-лы, лы-лы-лы.

13.Итог . -Скоро наступит вечер и Язычку пора домой. Возвращаемся по тропинке и повторяем «песенки» (включение тактильно-кинестетического тренажёра, Модуль 4.) двумя руками  АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ- ЭЛ-ИЛ.  Какой звук помогал тебе сегодня в этом  путешествии?

Ребенок. Л-л-л.                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [ч] в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях.

Закрепить правильное произношение звука [ч] в слогах, словах, словосочетаниях....

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по теме "Автоматизация звука [P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях."

Подгрупповое занятие по логопедии по теме " Автоматизация звука [ P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях" проводится с использованием инновационных технологий ( ппроектор). На экран вывод...

«Автоматизация звука «р» в прямых и обратных слогах, словах, предложениях по теме: «Защитники Отечества»

Задачи: а) коррекционно-образовательные:- уточнить правильное изолированное произнесение звука «р»;- способствовать обогащению словарного запаса по теме: «Защитники отечества»...

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в словах с обратным слогом»

Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности по устранению недостатков произносительной стороны речи с ребенком старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Автоматизация...

«Автоматизация звука «р» в прямых и обратных слогах, словах, предложениях по теме: «Защитники Отечества»

Задачи: а) коррекционно-образовательные:- уточнить правильное изолированное произнесение звука «р»;- способствовать обогащению словарного запаса по теме: «Защитники отечества»...

Конспект подгруппового занятия в средней группе детей дошкольного возраста. Тема: «Здравствуй, лето»

С помощью данного конспекта происходит расширение и уточнение словаря по теме "Лето" у детей среднего дошкольного возраста....