Консультация для родителей воспитанников с нарушениями речи «Значение звукового анализа слова»
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультация для родителей, чьи дети посещают логопедическую группу детского сада (и не только). вуковой анализ имеет важное значение по следующим причинам:
- Подготовка к обучению чтению и письму. Освоение грамоты требует умения анализировать звуковой состав слова. Неумение воспроизводить звуковой состав может привести к нарушениям письменной речи (дислексии и дисграфии).
- Развитие фонематического слуха. Этот навык даёт чёткое определение фонем, ребёнок не будет ошибаться в звуках в словах. Когда дети научатся чётко различать на слух слова, они смогут правильно их записать.
- Значимое значение при изучении иностранных языков. Разбор звукового анализа может быть значимым обстоятельством при изучении иностранных языков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 «Ягодка»
Консультация для родителей воспитанников с нарушениями речи
«Значение звукового анализа слова»
Учитель-логопед
А.В. Коновалова
2024 г.
Многие дети старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения. Процесс становления чтения сложен. Огромное значение для него имеет степень сформированности всех сторон речи. Чаще всего при чтении у детей встречаются ошибки, обусловленные нарушениями или задержкой в развитии фонематического восприятия. Особенно это касается детей с речевыми нарушениями. Если ребёнок плохо различает звуки, не улавливает разницы между оппозиционными звуками, не может выделить заданный звук, возникают сложности при овладении навыками чтения и письма, так как освоение грамоты требует от детей умения анализировать звуковой состав слова. Недостаточное осознание фонетико-фонематической стороны речи приводит к тому, что дети не могут научиться свободно читать в течение нескольких лет. А это в свою очередь препятствует усвоению школьной программы и отрицательно влияет на формирование личности ребёнка.
Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слов на составляющие его звуки) и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением с соответствующими буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям письменной речи (дислексии и дисграфии).
Весь процесс усвоения звукового анализа можно разделить на два больших периода.
- Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа:
- выделение звука из слова, т.е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
- определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове;
- нахождение места звука в слове, исходя из трёх позиций (начало, середина, конец слова).
- Обучение последовательному звуковому анализу слов с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.
Существуют общие правила работы по формированию навыков звукового анализа.
1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа:
- выделение звука из слова, т.е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
- определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове;
- нахождение места звука в слове, исходя из трёх позиций (начало, середина, конец слова);
- полный звуковой анализ.
2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:
- сначала ребёнку говорят слово и выделяют голосом нужный звук, а ребёнок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
- далее он должен выделить этот, утрированно произнесённый звук, и назвать его изолированно, вне слова;
- затем ребёнок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
- и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребёнок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
3. Соблюдение чёткой последовательности предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором.
4. Обозначение звука буквой, формирование зрительного образа буквы.
Порядок анализируемых слов следующий:
- слова из двух гласных (типа ау);
- слова из двух звуков (типа ум);
- слова из трёх звуков (типа рак);
- слова из двух открытых слогов (типа мама);
- слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);
- слова из одного слога со стечением согласных (типа стол);
- слова из двух слогов (типа сумка);
- слова из трёх открытых слогов (типа корова).
План анализа слова
- Произнеси слово и послушай его.
Этот пункт исключительно важен, ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того как начнётся вычленение звуков из слова учитель-логопед должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно.
- Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.
Выполняя второй пункт плана, ребёнок произносит слово дважды: первый раз целиком (со значительной интонацией, которая подчёркивает ударный слог), а второй раз по слогам.
- Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.
Переход к этому действию означает начало собственного звукового разбора.
- Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).
- Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй, обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).
- Третий звук и т.д.
- «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:
- Сколько всего звуков в слове?
- Сколько гласных звуков, сколько согласных?
- Сколько слогов?
Проведение звукового анализа с использованием фишек.
- красный – обозначает гласный звук;
- синий – твёрдый согласный;
- зелёный – мягкий согласный;
- синий с изображением звоночка – твёрдый звонкий согласный.
- зелёный с изображением звоночка – мягкий согласный звук.
Игры на развитие звукового анализа и синтеза
- Дети анализируют гласные звуки, выполняя упражнения:
«Кто лучше слушает?»
Цель: развивать умение определять количество услышанных гласных звуков.
А; АО; АОУ; АОУИ;… .
«Какой звук есть во всех словах?»
Цель: развивать умение выделять общий звук в словах.
Выделение заданного гласного звука в слове.
При определении наличия или отсутствия звука в слове звуки можно изображать квадратами (кружками), фишками или символами звуков.
Выделение заданного гласного в слове (начало, середина, конец слова).
Игровые упражнения: «Найди место звука в слове», «Какой звук прячется в конце слова, в середине слова?», «Какой звук начинает слово?», «Найди звук», «Куда спрятался звук?», «Кто самый внимательный?», «Назови картинку и выдели (назови) гласный звук», «Найди сбежавший звук» и т.д.
- Дети анализируют согласные звуки.
При этом соблюдается определённая последовательность: сначала выделяют последний согласный звук в слове, легче всего это делать, если в конце стоит глухой взрывной согласный.
Игровые упражнения: «Найди фишке место», «Назови место звука», «Подбери картинку к схеме», «У кого такая картинка?», Найди, где спрятались предметы», «Помоги заселить жильцов, «Договори словечко», и т.д.
Цель: развивать умение определять место звука в слове.
- Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков
Использовать сигнальные кружки синего и зелёного цвета:
Игровые упражнения: «Твёрдый, мягкий – подскажи, место верно укажи» и т.д.
- Звуковой анализ слов с изученными звуками.
Полный звуковой анализ и определение последовательности звуков в слове.
Игровые упражнения: «На картинки посмотри, сколько звуков говори», «Подбери слово к схеме», «Сколько комнат в квартире?», «Длинные и короткие слова», «Кого позовут в гости?», «Строители», «Соседи», «Слоговая цепочка»
Приёмы формирования зрительного образа буквы:
- рассматривание буквы, обведение пальцем её контура;
- «написание» буквы в воздухе;
- сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами и другими буквами;
- моделирование буквы из палочек, полосок бумаги, ниток и т.п.;
- лепка буквы из пластилина;
- вырезание буквы по контуру;
- раскрашивание и штриховка буквы;
- обведение контура буквы карандашом, написание буквы по опорным точкам;
- нахождение и обведение буквы в ряду других букв.
Для укрепления связи звука с буквой можно рекомендовать следующие виды заданий:
- взрослый называет звуки и показывает соответствующие буквы;
- взрослый показывает буквы и называет звуки, дети повторяют;
- взрослый показывает буквы, дети читают их;
- взрослый называет звуки, дети находят карточки с соответствующими буквами;
- взрослый называет ряд звуков (например [А, У, О]), дети, соблюдают заданную последовательность, выкладывают карточки с изображением букв.
В конце работы по формированию звукового анализа дети называют количество звуков в слове, произносят их последовательно, без предварительного громкого проговаривания, определяют точное место звука в слове по отношению к другим звукам, обозначают звук буквой, учатся слитному чтению слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а также составлению из букв разрезной азбуки слов и предложений изученного звуко-слогового состава, написание которых не расходится с произношением. Это позволяет обеспечить тот уровень фонематического развития, который должен быть в норме у ребёнка старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «неречевой звук».
В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на развитие умения детей узнавать неречевые звуки.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22915682...

Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «ряд».
В данной статье предлагается система игр и упражнений, направленных на формирование понятия «ряд», так как умение анализировать состав и строение предметного ряда обуславливает успешное ов...

Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «речевой звук».
Звуки мы слышим и произносим.В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на формирование понятия «речевой звук», а так же подготовительные игры, це...
Мастер класса для родителей детей по теме:"Что такое звуковой анализ слова"
Мастер класс для родителей по подготовке к обучению грамоте. В доступной форме родители знакомятся со звуковым анализом слова. Таким образом идет вовлечение родителей к закреплению получен...

Консультация для родителей в детском саду «Элементарные навыки звукового анализа у дошкольников»
Еще несколько десятилетий назад дети поступали в школу, не умея читать и писать. Современный ритм жизни требует основательной подготовки ребенка к школе, чтобы его интеллектуальное развитие в школьные...

Консультация для воспитателей «Формирование у детей навыков выполнения звукового анализа слова с использованием нетрадиционных методов развития мелкой моторики»
В консультации предложены игры с использованием нетрадиционных методов развития мелкой моторики...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи. Тема: "Звуковой анализ слова лиса"
Занятия в игровой форме это самые интересные и любимые занятия для ребят дошкольного возраста. Такие занятия ребята ждут с нетерпением и хорошо усваивают даже сложный материал. А обучените прохо...
