Особенности грамматичесркого строя у детей с ЗПР
учебно-методический материал по логопедии

Катерина Юрьевна Рыжкова

Как правило, ребенку раннего дошкольного возраста с 2 до 3 лет с расстройствами речевого развития ставится диагноз: задержка речевого развития. В эту группу входят как дети с темповой ЗРР, так и дети с первичными нарушениями речи (дизартрией, алалией, ринолалией и др.), дети с нарушениями интеллектуального развития, с нарушениями слуха, РДА, речевые нарушения которых очевидны уже в первые годы жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryzhkova_e.yu_.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙС ЗПР

Как правило, ребенку раннего дошкольного возраста с 2 до 3 лет с расстройствами речевого развития ставится диагноз: задержка речевого развития. В эту группу входят как дети с темповой ЗРР, так и дети с первичными нарушениями речи (дизартрией, алалией, ринолалией и др.), дети с нарушениями интеллектуального развития, с нарушениями слуха, РДА, речевые нарушения которых очевидны уже в первые годы жизни.

Темповая задержка развития речи характеризуется более медленными по сравнению с нормальным развитием темпами усвоения родного языка. При такой задержке развития речи наблюдается равномерное отставание в формировании всех компонентов языка: лексики, грамматики, фонетики и фонологии. Характерно позднее появление первых слов и фраз в онтогенезе.

У всех детей с ЗРР отсутствует или крайне ограничен пассивный словарь, а следовательно нарушено понимание речи, , в активном словаре вокализации или отдельные слоги, отсутствуют коммуникативные жесты; после двух лет крайне бедный как пассивный, так и активный словарь, отсутствие двухсловных высказываний; после двух с половиной лет – тенденция к конечному открытому слогу, большой разрыв между пассивным и активным словарем, стойко сохраняющиеся слова из «языка нянь», сохранение «телеграфного» стиля, отсутствие предлогов (Александрова Л. Ю., Ваторопина С. В. Дифференциальная диагностика ЗРР и индивидуальных речевых различий).

Большинство исследователей (Е. Ф. Архипова, О. Е. Громова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева) используют этот термин исключительно к речи детей до трех лет. И так, это заключение делается детям с 21 месяца до 36 месяцев, то есть с года и девяти месяцев до трех лет (по Т. Б. Филичевой).

Так как речь является сложной психической функцией, формирующейся на сенсомоторной основе, то недоразвитие или задержанное развитие какого-либо базового компонента, а также их интеграции может вызвать ее задержку. Проблемы в развитии слухового, зрительного, тактильного восприятия могут замедлить формирование речи. В таких условиях, как известно, должны сформироваться механизмы компенсации. Это требует дополнительного времени, а иногда и специальной психолого-педагогической помощи, вследствие чего необходимые для речи ассоциативные и иерархические связи между психическими функциями формируются с опозданием(Дети с ЗПР в детском саду. Коррекционная и образовательная деятельность в соответствии с ФАОП: сборник статей. 3-7 лет. ФАОП. ФГОС. Нищева Н.В.)

Интересно, что, когда речевая функция в конце концов оказывается сформированной, именно она становится мощнейшим средством компенсации сенсомоторной недостаточности.

Развитие речи тесно связано и с развитием интеллектуальных функций, поэтому дети с задержкой психического развития также часто могут иметь и задержку развития речи. Встречается и наследственный тип позднего развития речи, но это не означает, что ребенок с подозрением на наследственную задержку развития речи не должен получать логопедической помощи.

Причиной задержки развития речи может быть соматическая ослабленность, вследствие которой задерживается формирование всех психических функций. Наконец, задержка развития речи может быть обусловлена социальными причинами, а именно неправильно организованным общением с ребенком, отсутствием адекватных социальных условий для развития его речи. В условиях гиперопеки ребенок почти постоянно находится в ситуациях общения, но речевая функция может быть не востребована, если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания.

Возможна первичная задержка развития даже импрессивной речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку действиями или жестами. При этом ребенок привыкает реагировать не на слово, а на жест, и создается лишь видимость удовлетворительного понимания речи. Неблагоприятно для развития речи и частое пребывание ребенка в избыточной неинформативной речевой среде. Так, например, если ребенок чрезмерно много слышит речь взрослых, общающихся между собой, радио, телевидение, он привыкает не вслушиваться в речь и не придавать слову знакового значения.

При этом может наблюдаться такое явление, когда ребенок произносит достаточно длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя речь. Развитие же истинной речи задерживается.

В соответствии с МКБ-10 детям раннего дошкольного возраста, у которых к четырнадцати-пятнадцати месяцам не появились первые слова, а к 18-20 месяцам не появилась фразовая речь после проведения обследования может быть поставлен диагноз: специфические расстройства речевого развития (СРРР).

В последнее время количество детей с ЗРР различного генеза значительно выросло и составляет 85 процентов от общего количества детей этого возраста. Исследования доказывают, что группа детей раннего дошкольного возраста с ЗРР неоднородна, дети различаются не только по уровню речевого развития, но и по уровню моторного, познавательного, социального развития. ЗРР может быть, как функционального, так и органического характера.

Для детей с ЗРР органического характера специфическим является нарушение речевого онтогенеза в целом, признаки которого можно выявить уже в младенческом возрасте. В каждом случае нарушения онтогенеза необходимо установить причину и выяснить, связано ли оно с первичным поражением нервной системы или является результатом других заболеваний, влияющих на психическое развитие.

Количество детей раннего дошкольного возраста с расстройствами речевого развития стремительно растет и составляет в настоящее время около 85 %. На ранних этапах развития можно определить характер речевого нарушения и тип ЗРР. К сожалению, это будут не только функциональные, но и органические нарушения.

И так, дети раннего дошкольного возраста с ЗРР - это дети со следующими нарушениями:

• функциональные ЗРР;

• задержки церебрально-органического происхождения, которые впоследствии проявятся как тяжелые речевые и психические нарушения (алалия, дизартрия, РДА, РАС, ЗПР, УО;

• задержки речевого развития, вызванные центральными нарушениями слуха.

Формирование грамматического строя речи является важным этапом развития ребёнка. Оно включает в себя усвоение морфологических и синтаксических норм языка, а также правил словообразования и словоизменения. Достаточный уровень сформированности грамматического строя речи позволяет ребёнку точнее выражать свои мысли и чувства, а также понимать окружающих.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) очень часто испытывают трудности в формировании грамматического строя речи. Это связано с особенностями их психического развития, а также с недостаточным развитием речевых навыков. Рассмотрим основные особенности формирования грамматического строя речи у детей с ЗПР, а также методы и приёмы, которые могут помочь логопеду в работе с такими детьми.

Дети с ЗПР могут испытывать трудности в усвоении грамматических норм языка по нескольким причинам:

  • Недостаточное развитие речи: дети с ЗПР имеют ограниченный словарный запас, а также проблемы с произношением и пониманием речи. Это может затруднить усвоение грамматических правил.
  • Особенности психического развития: дети с ЗПР имеют проблемы с концентрацией внимания, памятью и мышлением. Это может затруднить усвоение сложных грамматических конструкций.
  • Социально-психологические факторы: дети с ЗПР могут испытывать трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Это может привести к недостатку практики в использовании грамматических норм.

Особенности грамматического строя речи у детей с ЗПР

У младших школьников с ЗПР могут наблюдаться следующие особенности грамматического строя речи:

  • Ограниченный словарный запас. Дети с ЗПР могут испытывать трудности с усвоением новых слов и выражений, что может сказаться на их грамматическом строе речи.
  • Ошибки в словоизменении. Дети могут допускать ошибки при изменении существительных по числам, при согласовании существительных с прилагательными, глаголов с существительными, числительных с существительными и т. д.
  • Ошибки в словообразовании. Дети могут испытывать трудности при образовании новых слов различными способами (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным). Отмечаются ошибки при образовании названий детенышей животных, прилагательных от существительных, глаголов с помощью приставок, сложных слов и т.д.. Дети используют неправильные суффиксы (мышь-мышечка), заменяют словообразование словоизменением (кошка-кошки), используют сразу несколько суффиксов (волченочек), используют суффиксы с другим значением (хоккейник вместо хоккеист), заменяют существительные прилагательными (танцор-танцливый).
  • Неправильное использование предлогов. Дети могут неправильно использовать предлоги или вовсе их опускать, допускать ошибки в предложно-падежных конструкциях, т.к. имеют трудности с пространственной ориентировкой.
  • Неправильное построение предложений. Дети могут строить предложения неправильно, нарушая порядок слов или связь слов в предложении, или используя неподходящие союзы/предлоги, пропускать отдельные слова.
  • Трудности с пониманием и использованием сложных грамматических конструкций. Дети могут испытывать трудности с пониманием и использованием сложных грамматических конструкций, таких как причастные и деепричастные обороты, сложноподчинённые предложения и т. д.
  • Ограниченное использование косвенной речи. Дети могут испытывать трудности с использованием косвенной речи, что может сказаться на их способности передавать мысли и чувства других людей.
  • Ошибки в употреблении падежей, рода. Дети могут допускать ошибки в употреблении падежей, что может сказаться на понимании и выражении мыслей.
  • Трудности с использованием сложных форм глаголов. Дети могут испытывать трудности с использованием сложных форм глаголов, таких как прошедшее время, будущее время и т. д.
  • Ограниченный диапазон грамматических конструкций. Дети с ЗПР могут использовать ограниченный диапазон грамматических конструкций, что может сказаться на их способности выражать мысли и идеи.

Пути коррекции грамматического строя речи при ЗПР

Коррекция грамматического строя речи при ЗПР должна быть комплексной и включать в себя следующие направления:

  • Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. Необходимо расширять словарный запас детей с ЗПР, используя различные методы, такие как чтение книг, просмотр фильмов, игры со словами и т. д.
  • Работа над согласованием слов. Необходимо проводить работу над согласованием слов, используя упражнения на согласование существительных с прилагательными, глаголов с существительными и т. д.
  • Работа над использованием предлогов. Необходимо проводить работу над использованием предлогов, используя упражнения на правильное использование предлогов и их понимание.
  • Работа над построением предложений. Необходимо проводить работу над построением предложений, используя упражнения на составление предложений из слов, словосочетаний и т. д.
  • Работа над пониманием и использованием сложных грамматических конструкций. Необходимо проводить работу над пониманием и использованием сложных грамматических конструкций, используя упражнения на разбор предложений, составление предложений и т. д.
  • Работа над формированием сложных синтаксических конструкций. Необходимо проводить работу над формированием сложных синтаксических конструкций, используя упражнения на составление сложносочинённых и сложноподчинённых предложений и т. д.
  • Работа над употреблением падежей. Необходимо проводить работу над употреблением падежей, используя упражнения на определение падежей, составление предложений с разными падежами и т. д.
  • Работа над использованием сложных форм глаголов. Необходимо проводить работу над использованием сложных форм глаголов, используя упражнения на составление предложений с разными формами глаголов и т. д.
  • Работа над расширением диапазона грамматических конструкций. Необходимо проводить работу над расширением диапазона грамматических конструкций, используя упражнения на составление предложений с разными грамматическими структурами и т. д. (Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А.)

Коррекция грамматического строя речи при ЗПР должна проводиться комплексно всеми специалистами, такими как логопед, психолог и педагог. Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и коррекция должна быть индивидуальной, учитывая его особенности и потребности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окр...

Особенности грамматического строя речи у детей с ОНР.

здесь я раскрываю особенности грамматического строя речи у детей с ОНР....

Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития

Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития...

Особенности лексического строя речи у детей с экспрессивной (моторной) алалией в возрасте 5-6 лет

В данной методической разработке представлены игра на формирование структуры значения слова, лексической системности, организации семантических полей, уточнение синтагматических связей слов....

Особенности грамматического строя у дошкольников с ТНР по уровням речевого развития

Особенности грамматического строя у детей-логопатов по уровням речевого развития.Чтобы начать говорить на определенном языке, нужно овладеть арсеналом языковых единиц, созданным предшествующими поколе...

Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

В статье раскрываются особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста общим недоразвитием речи 3 уровня....