Особенности грамматического строя речи у детей с ОНР.
статья по логопедии по теме

Черняева Марина Александровна

здесь я раскрываю особенности грамматического строя речи у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_grammaticheskogo_stroya_rechi_u_detey_s_onr.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности грамматического строя речи у детей с ОНР.

Трудно переоценить роль развитой речи в жизни ребенка. С помощью слов он общается с окружающими, познает мир, формируется его личность, развивается мышление, поведение. Давно и верно замечено, что дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьную программу, долго не могут научиться читать и писать, а многие из них производят впечатление умственно отсталых.

В течение нескольких лет я занимаюсь проблемой развития грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Развитие грамматической стороны – одна из наиболее важных задач, т.к. речь детей с ОНР Ш уровня характеризуется как «обиходная фразовая речь с проблемами лексико-грамматического и фонетического строя».

Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию звучащей вокруг него и слышимой им речи. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. Процесс усвоения речи протекает в поразительно короткие сроки. Однако психофизические механизмы этого процесса до сих пор остаются неясными и даже загадочными.

Развитие детской речи подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми, особенно при исправлении их «речевых ошибок». Известно, что дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью, что одни типы предложений, длина слов и звуки речи усваиваются ребенком раньше, другие – намного позже. Чем проще по звучанию и структуре слово, тем быстрее и легче оно запоминается детьми.

Появлению слова предшествует формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопления пассивного словарного запаса. На ранних этапах развития речи огромное значение имеет появление у ребенка желания подражать словам. Кроме механизма подражания, имитации и воспроизведения детьми слов окружающих имеет место действие сложной системы функциональных нервных связей, обеспечивающих осуществление речи.

Возникновение способности самостоятельно правильно и по смыслу употреблять целый ряд грамматических элементов слов является переломным моментом в развитии детской речи, обеспечивающим динамическое усвоение синтаксической и морфологической структуры родного языка. Начальный период этого процесса характеризуется выраженными ограничениями в отношении количества используемых грамматических элементов.

Усвоение родного языка в норме и в условиях патологии в первую очередь связано с процессом построения грамматически оформленных предложений. На первых порах в становлении фразовой речи ребенка отличительной чертой являются колебания в грамматическом оформлении предложений. Нередко наблюдается такое явление, когда внутри предложения одни синтаксические отношения имеют грамматически правильное оформление, а другие не имеют, поэтому такое предложение оказывается грамматически оформленным лишь частично.

Овладение грамматическим строем языка начинается на втором году жизни. В этот период ребенок от употребления отдельных слов переходит к речи фразами.   Именно в связи с этим у него возникает потребность в овладении правилами связи слов друг с другом для выражения какой-то законченной мысли. Первые предложения детей очень несовершенны, слова в них еще не согласуются друг с другом, а как бы нанизываются одно на другое.

В возрасте трех лет  дети, пользуясь конструкцией простого распространенного предложения, употребляют категории числа существительных и глаголов, времени, лица, то есть, вместе с расширением объема предложения до трех слов появляются первые случаи словоизменения, начинает устанавливаться грамматическая связь между словами, согласование между подлежащим и сказуемым, развивается подчинение глаголу.

К пяти годам дети овладевают всеми типами склонения существительных, умеют использовать предлоги, верно согласовывают существительные с прилагательными и числительными.

В норме к концу дошкольного периода дети в полной мере овладевают грамматическим строем языка. К сожалению, так бывает не всегда. Как же разграничить нормальное и патологическое развитие речи ребенка?

Прежде всего, необходимо знать, что речевая патология у детей обусловлена различными причинами, действовавшими в доречевом периоде, поэтому каждому ребенку с любой формой поражения речевой функции, независимо от того, захватывает ли поражение центральные механизмы речи или только периферические, предстоит овладеть родным языком сначала как средством общения, а затем как средством мышления. Для этого предстоит пройти сложный путь усвоения языка как системы.

Также  необходимо выявить конкретные факты общности и различий нормального и нарушенного хода речевого развития. Кроме того, необходимо проследить процесс усвоения родного языка в каждом из них, понять, каким образом дети с нарушениями развития речи овладевают системой языка с многообразием его лексико-грамматических и фонетических явлений, в какой последовательности они усваивают грамматические единицы, их формы, операции с ними.

Отклонения в усвоении грамматического строя речи чаще всего наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи, когда переход к фразовой речи заметно запаздывает. Некоторые дети начинают овладевать фразовой речью лишь после 2-3 лет, а аграмматизмы в их речи задерживаются до 5-7 лет. Внешне эти аграмматизмы в большинстве случаев похожи на возрастные, то есть они также выражаются в трудностях образования множественного числа существительных, в трудностях согласования прилагательных с существительными, в неправильном употреблении предлогов, в неусвоении правил словообразования. Так, двух-трехлетнему ребенку в норме еще недоступно одномоментное изменение конца слов и изменение звуков в основе слова, вследствие чего возникают оригинальные соединения корневого морфа и флексий: платоком – из платок+ом.  Но при общем недоразвитии речи аграмматизмы явно не соответствуют возрасту ребенка, что и отличает их от возрастных своеобразий детской речи.

Кроме аграмматизмов, внешне похожих на возрастные, у детей с ОНР нередко наблюдаются и более грубые искажения грамматических форм. У них отмечаются нарушения в построении словосочетания из наречия много и существительного, в использовании падежных форм множественного числа, кроме именительного  падежа, неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде, существительного и числительного.

Такие дети неправильно употребляют форму родительного падежа множественного числа существительных (много девочки, много цыплятах), в некоторых случаях смешиваются окончания родительного падежа множественного числа различных склонений (много рыбков). Дети с ОНР часто допускают ошибки при согласовании прилагательного и существительного в роде, числе, падеже, особенно в среднем роде (красная платье). Характерно также использование краткой формы прилагательного вместо полной формы (красны цветок). В косвенных падежах отмечаются замены именительным падежом прилагательного. При образовании множественного числа существительных возможны такие варианты ответов: зеркалии (зеркала), верблюдии (верблюды) и т.п. Дети также с трудом овладевают правилами образования слов с помощью уменьшительных суффиксов: куклочка (куколка), петушонок (петушок). Также наблюдаются трудности при образовании относительных и притяжательных прилагательных (сумка из кожи – кожевая, кожинная; голова у петуха – петуханная). Это объясняется тем, что ребенок не владеет морфологическим составом слова (приставка-корень-суффикс-окончание) и не умеет подбирать родственные слова.

В усвоении предложных конструкций обнаруживаются существенные различия между детьми с  нормальным и аномальным развитием. Известно, что в русском языке значения, выраженные предложными конструкциями, исключительно разнообразны и сложны. Разные флексии используются в сочетании с различными предлогами, что дает возможность выразить многообразие значений. До определенного момента детская речь изобилует грамматическими неточностями. Нарушения построения предложно-падежных конструкций у детей с ОНР проявляются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний. При исследовании понимания конструкций с предлогами за, перед, около отмечаются значительные трудности, а также смешения предлогов на и над, под и по, на и в. В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги из-за, из-под.

В норме постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другими грамматическими категориями, и единичные, редко встречаемые формы начинают использоваться постоянно. У детей с ОНР характерной чертой употребляемых словесных комбинаций является то, что слова, соединяемые в предложения, не имеют никакой грамматической связи между собой, хотя внешне отдельные словосочетания могут быть похожи на грамматически правильно оформленные построения.

Несмотря на известное разнообразие значений, которые ребенок желает выразить в своих высказываниях, он полностью игнорирует формальные средства языка, длительно и стойко не замечает грамматическую изменяемость слов родного языка. Хаотичные сочетания слов, представляющих собой либо их контуры, либо их части, вместе со словами-звукоподражаниями используются ребенком только в одной какой-либо форме.

Неиспользование ребенком формальных средств языка объясняется тем, что в воспринимаемых словах лексическая основа слова выступает для ребенка как постоянный словесный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предметов, действий и т.п. Префиксы, суффиксы и окончания являются для него меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляя тем самым физиологически слабый словесный раздражитель, который не воспринимается детьми.

Характерной особенностью дизонтогенеза речи детей с ОНР является факт длительного сосуществования предложений, правильно и неправильно оформленных грамматически. При ОНР, несмотря на то, что иногда дети грамматически правильно оформляют концы слов и им доступно их изменение, в других, аналогичных синтаксических построениях на месте правильной формы слова, которую следовало бы ожидать, ребенок произносит слово, где в измененной форме только его часть.

Таким образом, дети с нарушениями развития речи не  воспринимают различия в физических характеристиках элементов языка, не различают значения, которые заключены в грамматических единицах языка, а это ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окр...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...

Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития

Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития...