комплекс упражнений артикуляционной гимнастики "Послушный язычок"
картотека по логопедии
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для правильного произношения того или иного звука. Работа проводится с артикуляционным аппаратом (язык, губы и мимические мышцы)
Цели гимнастики: выработка определённого положения щёк, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука\группы звуков; тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса; формирование навыков быстрого изменения положения губ, щёк и языка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 124.9 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ «ПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» | |
1.«Улыбка» Широка Енисей - река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и десны. Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | 2.«Хоботок» Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
3.«Домик открывается» Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. | 4. «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается». Улыбается ребенок, Хобот вытянул слоненок. Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот. Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет. |
5. «Любопытный язычок» Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ. Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз. | 6.«Лягушка» Ниже нижнюю губу Опущу я, как смогу. Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. |
7. «Зайчик» Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. | 8. «Окошко» Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ. Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. |
9. «Язык здоровается с подбородком» Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка: - Эй, какая там погодка? Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз. | 10. «Язычок здоровается-2» Улыбнись, не будь груба, Здравствуй, верхняя губа! Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена. Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот. |
11. «Обезьянка» За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник. Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. | 12. «Бульдог» За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык. Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд. |
13. «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог») Обезьянка и бульдог – Всем покажет язычок. Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх). Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог». | 14. «Хомячок» Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка. Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек. Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. |
15. «Кружок» Мой язык совсем не глуп – Ходит кругом возле губ. Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек. Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону. | 16. «Толстячки - худышки» Вот толстяк – надуты щеки И, наверно, руки в боки. Вот худышка – щеки впали: Видно, есть ему не дали. Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений. Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд. |
17. «Шарики» Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую. Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую. | 18. «Самовар» Щеки надую и выпущу пар, И запыхчу, как большой самовар. Цель: укреплять мускулатуру губ и щек. Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!». |
19. «Шлёпаем губами по языку» А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па, па-па-па». Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
| 20. «Чашечка» Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. |
21. «Вкусное варенье» Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». | 22.«Ступеньки» На верхнюю губку, На верхние зубки, За зубки скачок – Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд. |
23. «Фокус» («Дуем с чашечки») Я «чашку» выведу вперед, С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. | 24 .«Не разбей чашечку» Широко открыт мой рот, Ходит «чашка» взад-вперед. Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка. Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки». |
25. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Зубы верхние – смотри: Чищу «чашкой» изнутри. Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. | 26. «Покусаем язычок» Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания. |
27.«Кусаем боковые края языка» «Горкой» выгну язычок, Пожую ему бочок: Левый, правый, оба сразу Я жую как по заказу. Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам. Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз. | 28.«Чистим зубы снаружи» Зубки верхние снаружи Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже, Тоже чистки просят дружно. Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов. |
29.«Загоним мяч в ворота» Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю. Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю. Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на ватку (лежит на поверхности перед ребёнком, напротив его губ), загоняя её в «ворота». Варианты: можно предложить ребёнку вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. | 30.«Лопаточка» Поперек улыбки лег – Отдыхает язычок. Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
31.«Дуем на лопаточку» Дую, дую на «лопатку», Чтоб была широкой, гладкой. Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. | 32.«Горка» («мостик») Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит. Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
33.«Ветерок дует с горки» С горки дует ветерок, И несет он холодок. Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. | 34.«Мостик построим – мостик разрушим» Ставлю я язык «дугой» И кладу – даю покой. Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд. |
35.«Чистим нижние зубы» Ходит «горка» влево – вправо, Чистит зубки очень браво. Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка. Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. | 36.«Катушка» Широко раскрою рот, «Горку» выведу вперед. И, назад отодвигая, Я ее не разрушаю. Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру. Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе. |
37.«Жуём блинчик» Вот опять язык свернулся, В зубы нижние уткнулся. Двину чуть его вперед, Разжую его вот-вот. Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз. | 38.«Гармошка» Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз – У нее такой круиз. Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зубы) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. |
39 .«Маляр» Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я. Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад. | 40 .«Лошадка» Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок. И раздается щелчок. Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). |
41. «Барабанщик» За зубами в бугорок Бьёт широкий язычок. Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка). Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно. Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»). -Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»). -Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»). | 42. «Грибок» Широко открою рот, Будто щелкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо, Челюсть вниз – и вся учеба. Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. |
43. «Парус» Улыбаюсь, рот открыт: «Парус» там уже стоит. Прислоню язык, смотрю, К зубкам верхним изнутри. Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд. | 44.«Иголочка» Улыбаюсь: вот шутник – Узким – узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
45.«Маятник» Влево-вправо кончик ходит, Будто места не находит. Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. | 46.«Змейка» А у змейки язычок Узок, тонок, как сучок. Ходит-ходит взад-вперед: Как же он не устает? Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык. Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»). |
47.«Индюк» Широко открыт мой рот, Язычок – назад – вперед. Лижет «чашечкой» губу И «болбочет» на бегу. Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк). | 48.«Качели» «Чашкой» вверх И «горкой» вниз Гнется мой язык – Артист! Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз. |
49.«Пароход» Вывожу язык вперед, Закушу его – и вот: «Ы» тяну – и к нам идет Белый-белый пароход. Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»). Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»). | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
Картотека артикуляционных упражнений, направленных на подготовку голосового аппарата к пению....

Памятка для родителей "Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики"
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тре...

"Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет"
В течении недели используется по два комплекса, а весь комплекс упражнений рассчитан на месяц....

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
Предлагается комплекс артикуляционной гимнастики, в котором описаны различные статические и динамические упражнения....

Рекомендации к выполнению комплекса упражнений артикуляционно-мимической гимнастики при заикании
Эти упражнения я применяю в своей работе перед индивидуальными занятиями с детьми....

Комплекс упражнений "Артикуляционная гимнастика"
Звуки человеческой речи создаются при помощи артикуляционного аппарата. В совокупности все органы, входящие в данный аппарат, производят определенные движения, которые принято называть кинемами С...
- Мне нравится (1)


